Налогообложение имущества физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование налогов на имущество физических лиц России. Исходя из цели, определены задачи:
1. Изучить теоретические основы налогообложения;
2. Проанализировать структуру налогообложения России;
3. Рассмотреть современное состояния налогообложения России;
4. Выявить проблемы функционирования налогообложения РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ...…...5
1.1. Теоретические основы налогообложения……………………....….......5
1.2. Принципы налогообложения………………………….…………..…...11
1.3. Развитие налогообложения в России……………….……………..….13
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………….………………………..18
2.1. Экономическое содержание и структура налогообложение имущества физических лиц……………………………………………………………………….18
2.2. Налог на имущество физических лиц и транспортный налог: анализ современного состояния и оценка перспектив (2006-2008 гг.), (на примере Тюменской области)………………………………………………………….…....…25
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ……………………………………………..……31
3.1. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов………….…….31
3.2. Совершенствование законодательства как инструмент противодействия злоупотреблению правом в налоговых отношениях…………………………….…37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..........36

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

 

Практика показывает, что причины такого положения  связаны не только с неблагоприятным  финансовым положением налогоплательщиков, но и с тем, что основные приоритеты в работе налоговых органов отданы федеральным и региональным налогам, более значимым для вышестоящих бюджетов. Совместную работу финансовых и налоговых органов по взысканию задолженности в отношении налогов трудно еще признать достаточно скоординированной. Проводить работу по полному погашению ими задолженности очень сложно. Кроме того, в отношении небольших сумм она еще и малоэффективна. Полагаем, что усилия финансовых и налоговых органов должны быть сосредоточены на крупнейших недоимщиках, которые, как правило, составляют не более 7 - 8% от их общего числа. Для определения критериев отнесения неплательщиков к крупнейшим необходим их постоянный мониторинг. Важно отследить информацию по предприятиям-банкротам и оценить реальные возможности погашения ими задолженности. В этой связи считаем, необходимым повысить эффективность информационного взаимодействия финансовых и налоговых органов, а также активизировать работу по взысканию задолженности по имущественным налогам.

 Структура,налоговых  доходов бюджета Тюменской области показывает, что среди основных налогов является только налог на имущество и транспортный налог. Хотя их доля несколько возросла за анализируемый период, тем не менее, они занимают только второе и четвертое место после налога на доходы физических лиц, земельного налога и налога на имущество организаций в структуре налоговых доходов бюджета. Причем такая ситуация связана не столько с повышением роли транспортного налога, сколько объясняется сокращением числа налогов, формирующих городскую казну.

 Небольшое число налогов значительно расширяет возможности факторного анализа, а также упрощает процедуру автоматизации их планирования и прогнозирования.

Весьма перспективным, хотя и не бесспорным, направлением укрепления собственной доходной базы муниципалитетов является введение местного налога на недвижимость. Данный налог объединит не только действующие местные платежи, но и обеспечит поступление в муниципальные бюджеты ныне регионального налога на имущество организаций, причем в полном объеме. До 2006 г. данный налог зачислялся в местный бюджет по нормативу 50%. Это обеспечивало в среднем за 2006 - 2008 гг. более 17 млн. руб. для бюджета Тюменской области.

Характеризуя  роль налога на имущество физических лиц, можно отметить, что его доля в 2006 г. Составила 16,1 % от налоговых доходов и 13,8 % от собственных доходов областного бюджета.

В этой связи  введение налога на недвижимость позволит существенно укрепить финансовые основы муниципалитетов за счет перераспределения  средств через налоговый механизм. Полагаем, что это более эффективно и имеет большую стимулирующую составляющую, чем использование механизма финансовой помощи.                                                                                      В отношении налога на имущество физических лиц перспективным направлением является переход на использование в целях налогообложения рыночной оценки имущества вместо применяемой сегодня инвентаризационной оценки. Вместе с тем единовременный переход на применение рыночной оценки невозможен в современных российских условиях, поскольку может обернуться серьезными социальными последствиями. Поэтому назрела необходимость создания условий для роста доходов граждан за счет расширения инвестиционной деятельности муниципального образования, включения его в реализацию различных инновационных программ. Это не только приведет к росту поступлений по всем налогам с граждан, в том числе и в отношении налога на доходы физических лиц, но и обеспечит «мягкий переход» на новые условия налогообложения.

В конечном итоге  укрепление системы имущественных налогов позволит не только обеспечить рост доходной базы муниципалитетов, но и создаст необходимые условия для выполнения ими всех расходных обязательств.[5,23]. 
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

3.1. Уголовная ответственность  за уклонение от уплаты налогов.

Одной из серьезнейших проблем, которую в той или иной степени  приходится решать практически во всех странах независимо от их хозяйственного уклада и степени экономического развития, является уклонение от уплаты налогов, общественная опасность которого проявляется, прежде всего, в том, что, скрывая доходы, налогоплательщики причиняют значительный ущерб налоговой системе, в результате чего она утрачивает способность финансировать субъекты публичной власти.

С 16 декабря 2003 года вступил  в силу Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ "О внесении изменений и  дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации". С этой же даты фактически начался новый этап в практике применения "налоговых" статей (198-199.2) Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ).

В частности, вышеуказанный  Закон внес в УК РФ следующие изменения:

- диспозиции ст. 198-199 УК  РФ приведены в соответствие  с изменившимися нормами законодательства о налогах и сборах;

- уголовно-правовая ответственность  предусмотрена за уклонение от  уплаты всех видов налогов  с физических лиц;

- уклонение от уплаты  сборов стало уголовно наказуемым  деянием;

- из диспозиций ст. 198 и 199 УК РФ исключено упоминание "иного способа", а уклонение от уплаты налогов и сборов конструктивно определено как "налоговое мошенничество";

- из диспозиций "налоговых"  статей УК РФ исключены такие  квалифицирующие признаки, как совершение  преступления лицом, ранее судимым  за налоговые преступления, и неоднократность совершения преступления;

- такой признак налогового  преступления, как размер (крупный  или особо крупный), помимо суммы  неуплаченного налога, дополнен  долей неуплаченного налога по  отношению к имеющейся по нему  обязанности;

- из диспозиций ст. 198-199 УК РФ исключено ранее  предусматривавшееся в настоящем  Кодексе специальное основание  освобождения физического лица  от уголовной ответственности  за налоговые преступления в  связи с деятельным раскаянием;

- в целях дифференциации уголовной ответственности за налоговые преступления пересмотрены в сторону смягчения санкции ст. 198-199 УК РФ в части наказания в виде лишения свободы при одновременном расширении применения штрафов.

В странах англосаксонской  системы права уголовная ответственность предусмотрена наряду с физическими лицами и для юридических лиц (корпораций). При этом корпорация может признаваться ответственной за преследуемые в уголовном порядке действия своих служащих, когда последние в рамках своих служебных обязанностей совершают преступления с целью принести корпорации выгоду.

Дополнительные наказания, применяемые к налоговым преступникам, достаточно специфичны. Это могут быть конфискация имущества, приобретенного на средства, сокрытые от налогообложения, лишение права на получение прибыли от сделки, запрет на участие в публичных торгах или на работу в государственных учреждениях, ограничение в избирательном праве, а также лишение иных гражданских прав, включая право носить оружие, выступать в качестве опекуна или попечителя и т.п. Встречается и такая мера, как публичное оглашение факта совершения тем или иным лицом налогового преступления.

В разных странах применяются  различные способы уклонения от уплаты налогов, в том числе нарушение порядка учета налогоплательщиков, ведения бухгалтерских документов, декларирования, исчисления и уплаты налогов, использования налоговых льгот и т.д. Однако общим для всех способов уклонения от уплаты налогов является то, что данное преступление, как правило, совершается посредством обмана или оставления в неведении налоговых органов, так как выражается или в представлении им ложной информации об объектах налогообложения и подлежащих уплате налогов, или в непредставлении должной информации о них. Именно по этой причине в законодательстве ряда государств мира (Великобритания, Италия, ФРГ, Канада, КНР, США, Финляндия, Франция и др.) уклонение от уплаты налогов определяется как "невыполнение обязанности быть честным", обман или налоговое мошенничество.

Непосредственно же диспозиции статей, предусматривающих уголовную ответственность за налоговые преступления, в законодательствах различных государств имеют самые различные юридические конструкции.

В Российской Федерации уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

То же деяние, совершенное  в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного  за период от восемнадцати месяцев  до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

Уклонение от уплаты налогов  и (или) сборов с организации путем  непредставления налоговой декларации или иных документов, представление  которых в соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном  размере, - наказывается штрафом в  размере от 200 000 до 500 000 руб. или в  размере заработной платы или  иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Вышеизложенное позволяет  сделать вывод о том, что в  целом сами подходы к установлению уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и соответствующие оформляющие их юридические конструкции по странам мира существенно разнятся. Тем не менее, практически все государства едины в стремлении осуществлять уголовное преследование лиц, злостно не исполняющих свои обязанности по исчислению и уплате налогов. В качестве основных критериев признания тех или иных незаконных действий уголовно наказуемыми рассматриваются их умышленность и крупный размер неуплаченных налогов. В этой связи следует признать новые национальные нормы об уголовной ответственности за налоговые преступления вполне соответствующими общемировой практике борьбы с этими общественно опасными деяниями. [11,34].

 

 

 

ЗаключеНИЕ.

Несомненно, что налогообложение играет одну из ведущих ролей, как в регулировании экономики государства, так и в уровне жизни и благосостояния его граждан.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых установленном  порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны.  Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых социальных отчислений. Источником отчислений также является произведенный ВВП, счет которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды в форме единого социального налога (взноса), привязанного заработной плате (оплате труда) и включаемого в себестоимость продукции.

С помощью налогов  государство решает экономические, политические, социальные и другие общественные проблемы. Реализация практического  назначения налогов осуществляется посредством функций налогообложения.

Функция налога - это способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

В настоящее время  к числу взимаемых в Российской Федерации с физически лиц  имущественных налогов относятся: налог на имущество; налог с владельцев транспортных средств.

Изучен структурный состав доходов местного бюджета на примере Тюменской области за 2006-2008 года. Рост составил в среднем за 2006 - 2008 гг. более 17 млн. руб. Также выявлены основные проблемы функционирования налогообложения в Российской Федерации на современном этапе  и пути их решения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

    1. Астапов К. Л. Новые тенденции в бюджетной и налоговой политике. // Финансы. 2005. №10. С. 19-23.
    2. Вознесенский А. Э. Актуальные вопросы общей теории налогов // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2005. Вып. 4
    3. Вопросы теории и практики исчисления и взимания налогов. / уч. Под рук. Л. П. Павловой. М.: МФА, 2005. 136 с.
    4. Гаджиев Р. Г. Прямое налогообложение в России и пути его совершенствование: Дисс. к. э. н., МФА, 2006. 201 с.
    5. Габбасов Р. Г. Некоторые вопросы анализа и планирования поступлений имущественных налогов // Налоговая теория и практика. 2005. № 6. С. 23-25.
    6. Глухов В. В., Дольдэ И. В., Некрасова Т. П. Налоги: теория и практика: Учебник. 2-е издание, испр., и доп. СПб.: Издательство «Лань», 2006. 448 с.
    7. Горский И. В. Налоги в экономической стратегии государства. // Финансы. 2006. №8. С. 36-39.
    8. Дубов В. В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствования // Финансы. 2007. №4.
    9. Заяц Н. Е. Теория налогов: Учебник / Мн.: БГЭУ, 2007. 220 с.
    10. Кашин В. А. Налоговая политика России на современном этапе. // Финансы. 2005. №9. С. 38-43.
    11. Кучеров И. И. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов. // Налоговый вестник. 2006. №1.
    12. Миляков Н. В. Налоги и налогообложение: курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2006. 348 с.
    13. Налоги и налогообложение. 2-е изд. / под ред. М. <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 14pt;

Информация о работе Налогообложение имущества физических лиц