Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 16:42, курсовая работа
Целью работы является:
1. Дать краткую характеристику источников права регламентированного налогообложением имущества организаций и физических лиц.
2.Рассмотреть налог на имущество организаций в РФ: общие положения и методика начисления.
3. Рассмотреть налог на имущество физических лиц.
4. Рассмотреть проблемы имущественного налогообложения и его реформирования.
Введение. 3
1. Краткая характеристика источников права регламентированного налогообложением имущества организаций и физических лиц. 5
2.Налог на имущество организаций в РФ: общие положения и методика исчисления. 9
2.1.Плательщики налога на имущество организаций. 9
2.2.Объект налогообложения. 13
2.3.Льготы по налогу. 16
2.4.Порядок исчисления налоговая декларация. 21
3.Налог на имущество физических лиц. 25
3.1.Налогоплательщики и льготные категории плательщиков. 25
3.2.Ставки налога. 29
3.3.Сроки уплаты налога, налоговая декларация. 31
4. Проблемы имущественного налогообложения и его реформирование. 35
Заключение. 42
Список использованной литературы. 45
Кафедра налогов и права
КУРСАВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Налоги и налогообложение»
Тема: Налогообложение имущества организаций и физических лиц: действующая система и перспективы совершенствования.
Содержание.
Налог – обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый государством с хозяйствующих объектов и граждан в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Поскольку экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.
Налоги на имущество появились вместе с возникновением государства. Они существовали в государствах древней Византии и Рима. В последние годы содержание Федерального Закона N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" менялось несколько раз. Существенным изменениям подверглись объекты налогообложения, изменились ставки по налогу.
На сегодняшний день налог на имущество физических лиц активно обсуждается членами правительства, которые хотят ввести налог на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Налог на имущество предприятий, являясь важнейшим налогом в системе имущественного налогообложения в Российской Федерации, до настоящего времени не играет сколько-нибудь заметной роли в формировании доходной базы соответствующих бюджетов. Согласно действующему законодательству, налог на имущество зачисляется равными долями в бюджеты субъектов РФ, а также местные бюджеты. Однако доля данного налога в системе бюджетных доходов относительно мала. В перспективе имущественным налогам уготована более активная роль как в налоговой, так и о бюджетной системе. Преимущество имущественных налогов заключается в высокой степени стабильности налогооблагаемой базы: такие налоги менее всего подвержены колебаниям в течение налогооблагаемого периода и не зависят от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, что позволяет рассматривать их в качестве стабильных доходных источников бюджетов соответствующих уровней. Этими положениями и объясняется актуальность темы.
Существующий механизм начисления и взимания имущественных налогов в большей степени служит фискальным целям, нежели задачам общеэкономического характера, и имеет массу недостатков, которые затрудняют эффективное использование земель поселений, зданий и сооружений.
Таким образом, с 2004 года на территории России установлен налог на имущество организаций, который заменил собой налог на имущество предприятий, уплачивавшийся с 1992 года, а также целый ряд нормативных актов, связанных со старым налогом на имущество, утратили силу одновременно с вступлением в силу главы 30 НК РФ. Налог на имущество организаций значительно отличается от налога на имущество предприятий прежде всего порядком введения, объектом налогообложения, порядком исчисления и уплаты налога.
Целью работы является:
1. Дать краткую характеристику источников права регламентированного налогообложением имущества организаций и физических лиц.
2.Рассмотреть налог на
3. Рассмотреть налог на
4. Рассмотреть проблемы имущественного налогообложения и его реформирования.
Возникновение термина «источник права» связывают с римским правом.
В современных правовых системах господствующими источниками права являются нормативные акты, среди которых приоритетное место занимают законы как акты высшей юридической силы. В налоговой сфере они традиционно охватываются понятием налогового законодательства.[25]
Источниками налогового права в Российской Федерации являются:
1. Налоговый кодекс РФ;
2. Федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ;
3. Законы о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ;
4. Нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принятые представительными органами муниципальных образований о местных налогах и сборах в соответствии с Налоговым кодексом РФ;
5. Подзаконные акты органов
6. Международные договоры по вопросам налогообложения;
7. Постановления высших судебных
органов РФ по вопросам
Основными нормативными документами, регламентирующими бухгалтерский учет основных средств, являются Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2001 г. N 26н (с изм. и доп. от 18.05.2002 г.) (далее - ПБУ 6/01) и "Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств", утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 г. N 91н."
Для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
1) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организаций;
2) использование в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
3) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
4) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (п. 4 ПБУ 6/01). [29]
К основным средствам относятся: здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
К основным средствам не относятся машины, оборудование и иные аналогичные объекты, числящиеся как готовые изделия на складах организаций - изготовителей или как товары на складах торговых организаций.
При исчислении налога на имущество следует руководствоваться главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации вступивший в силу 1 января 2004года согласно Федеральному закону от 11 ноября 2003г. № 139-Ф3 «О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и внесении изменений и дополнений в статью 20 закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов.
В отличии от ранее действовавшего законодательства предусматривавшего налогообложение основных средств, нематериальных активов, запасов и товаров, числящихся на балансе организации начиная с 1 января 2004года объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, принадлежащие организации на праве собственности, находящиеся у нее в хозяйственном ведении или оперативном управлении. Исходя из ст.374 Налогового Кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается имущество, учитываемое организацией на балансе в качестве объектов основных средств соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. То есть базой для начисления налога на имущество являются суммы числящиеся на счете 01 «основные средства». [8]
Доход, вложения в часть имущества, здания, помещения, оборудование и др. ценностей предоставляемые организацией за плату во временное пользование, с целью получения дохода и учитываемые организацией в бухгалтерском учете на счете 03 « Доходные вложения в материальные ценности» на которые распространяется правила учета, установлено Положением по бухгалтерскому учету « Учет основных средств» (ПБУ 6/01).Они не попадают под налогообложение исходя из ст. 374 Налогового Кодекса Российской Федерации.[22]
Налоговая база согласно гл.30 НК определяется как среднегодовая стоимость имущества, призванного объектом налогообложения.
Закон РФ от 9 декабря 1991г. N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц"
Статья 1. Плательщики налогов
Статья 2. Объекты налогообложения
Статья 3. Ставки налога
Статья 4. Льготы по налогам
Статья 5. Порядок исчисления и уплаты налогов
Закон РФ от 9 декабря 1991г. N 2003-I
"О налогах на имущество физических лиц"
(информация об изменениях )
C изменениями и дополнениями от:
22 декабря 1992 г., 11 августа 1994 г., 27 января 1995 г., 17 июля 1999 г., 24 июля 2002 г., 22 августа 2004 г., 5 апреля, 28 ноября 2009 г., 22, 27 июля 2010 г., 29 июня 2012 г.
ГАРАНТ: постановление ВС РСФСР от 9 декабря 1991г. N 2004-I "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О налогах на имущество физических лиц"
инструкция МНС РФ от 2 ноября 1999г. N 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц"
Рекомендации о нормативных
правовых актах
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (п.1 ст.14 НК РФ). Он устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ (п.1 ст.372 НК РФ).
Следовательно, чтобы ввести на своей территории налог на имущество, законодательные органы субъектов РФ должны принять соответствующий закон и тогда налог становится обязательным к уплате на этой территории (п.1 ст.372 НК РФ).
Субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (ч.1 ст.5 Конституции РФ). Перечень субъектов РФ установлен в ч.1 ст.65 Конституции РФ.
Налоговым кодексом РФ определены такие существенные элементы налога, как:
-налогоплательщики (ст.373 НК РФ);
-объекты налогообложения (ст.374 НК РФ);
-налоговая база (ст.375 НК РФ);
-налоговый период (п.1 ст.379 НК РФ);
-предельный размер налоговой ставки и порядок ее установления (ст.380 НК РФ);
-налоговые льготы (ст.381 НК РФ);
-порядок исчисления налога (ст.382 НК РФ).
При этом законами субъектов РФ должны определяться (п.2 ст.372 НК РФ):
- ставки налога в пределах, установленных ст.380 НК РФ;
- порядок и сроки уплаты налога;
- дополнительные льготы по налогу и основания их применения.
Таким образом, организациям при решении вопросов о порядке исчисления и уплаты налога на имущество следует руководствоваться не только нормами Налогового кодекса РФ, но и положениями соответствующих законов республик, краев, областей, автономных округов, автономных областей или городов федерального значения.
Для зачета налога российская организация должна представить в налоговые органы следующие документы:
-заявление на зачет налога;
-документ об уплате налога за пределами территории Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.
Указанные выше документы подаются российской организацией в налоговый орган по месту нахождения российской организации вместе с налоговой декларацией за налоговый период, в котором был уплачен налог за пределами территории Российской Федерации.
Согласно п.1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются:
-российские организации;
-иностранные организации, осуществляющие
деятельность в Российской
К российским организациям относятся все юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (абз.2 п.2 ст.11 НК РФ). Следовательно, плательщиками налога на имущество организаций являются и коммерческие, и некоммерческие российские организации. В частности, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 18.11.2008 N 8200/08 указывает, что Совет муниципального образования, зарегистрированный в качестве некоммерческой организации, признается налогоплательщиком.
Иностранные организации - это иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также филиалы и представительства таких юридических лиц и организаций (абз.2 п.2 ст.11 НК РФ).