Налогообложение имущества организаций и физических лиц: действующая система и перспективы совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является:
1. Дать краткую характеристику источников права регламентированного налогообложением имущества организаций и физических лиц.
2.Рассмотреть налог на имущество организаций в РФ: общие положения и методика начисления.
3. Рассмотреть налог на имущество физических лиц.
4. Рассмотреть проблемы имущественного налогообложения и его реформирования.

Содержание работы

Введение. 3
1. Краткая характеристика источников права регламентированного налогообложением имущества организаций и физических лиц. 5
2.Налог на имущество организаций в РФ: общие положения и методика исчисления. 9
2.1.Плательщики налога на имущество организаций. 9
2.2.Объект налогообложения. 13
2.3.Льготы по налогу. 16
2.4.Порядок исчисления налоговая декларация. 21
3.Налог на имущество физических лиц. 25
3.1.Налогоплательщики и льготные категории плательщиков. 25
3.2.Ставки налога. 29
3.3.Сроки уплаты налога, налоговая декларация. 31
4. Проблемы имущественного налогообложения и его реформирование. 35
Заключение. 42
Список использованной литературы. 45

Файлы: 1 файл

курсовая налоги.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

 

4. Проблемы имущественного налогообложения и его реформирование.

 

Система налоговых сборов и платежей в России до 1990г. развивалась под преобладающим влиянием государственного монополизма в сфере распределительных отношений. Главной целью налоговой системы советского периода было привлечение в бюджет в запланированных объемах финансовых поступлений в виде отчислений от доходов хозяйственной деятельности государственных, кооперативных, общественных организаций и населения.

Основными налоговыми платежами в советское время являлись:  

1. налоги с населения, то есть  подоходный налог, сельскохозяйственный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан;

2. налоги с предприятий, то есть  налог с оборота и платежи  из прибыли с государственных  предприятий, подоходный налог с  предприятий и хозяйственных  органов кооперативных и общественных  организаций, таможенные и государственные пошлины.

Наибольшую часть налоговых поступлений СССР составляли отчисления предприятий от прибыли и налог с оборота, исчисленный как разница между оптовой и розничной ценой и взимаемый преимущественно в отраслях, производящих товары народного потребления.

1 этап налоговой реформы  современной России.

(1990-1997 гг.)

Начиная с 1990 года в России началось полномасштабное строительство новой налоговой системы. Так, в апреле 1990 года был принят Закон «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства». В июне этого же года принят еще один важный Закон «О налогах с предприятий, объединений и организаций».

Однако основы существующей в настоящее время российской налоговой системы были заложены в конце 1991 г. с принятием Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов) и соответствующих законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 г.

Налоговая система Российской Федерации периода 1992 года включала 4 группы налогов:

1. общегосударственные налоги и сборы, определяемые законодательством РФ;

2. республиканские налоги и сборы республик в составе РФ, национально-государственных и административных образований, устанавливаемые законами этих республик и решениями государственных органов этих образований;

3. местные налоги и сборы, устанавливаемые местными органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ;

4. общеобязательные республиканские налоги и сборы республик в составе РФ и общеобязательные местные налоги, и сборы.

Состав налогов и сборов периодически менялся по решению соответствующих органов.

Таким образом, неспособность государства на протяжении многих лет решать назревшие проблемы стало одной из главных причин развития теневой экономики, массового бегства капиталов за границу, отсутствия полномасштабных иностранных инвестиций в экономику России. Что в итоге препятствовало экономическому росту и укреплению государственности. Функционирование налоговой системы России в 1990 – 1997 гг. выявила много проблем и противоречий, что вызвало реакцию государства по дальнейшему реформировании системы налогообложения.

2 этап налоговой реформы  современной России.

(1998-2004 гг.)

С начала 1999 г. начался новый виток совершенствования системы налогов и сборов в РФ. Этот этап реформы налоговой системы ознаменовался вступлением в действие 1 января 1999г., после долгих обсуждений, первой (общей) части Налогового Кодекса. В ней были определены права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентирован процесс исполнения обязанности по уплате налогов, правила налогового контроля, ответственность за налоговые правонарушения, введены в обращение важные дефиниции и новые инструменты.

Цель налоговой реформы заключалась не в том, чтобы собирать больше налогов и решить проблему бюджетного кризиса, а в том, чтобы по мере снижения обязательств государства снизить уровень налоговых изъятий; сделать налоговую систему более справедливой для налогоплательщиков, находящихся в различных экономических условиях; повысить уровень ее нейтральности по отношению к экономическим решениям фирм и потребителей (налоги должны вносить минимум искажений в систему относительных цен, в процессы формирования сбережений и т.д.); снизить уровень издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков.

Глава 21 НК РФ определила новый порядок исчисления НДС. Именно в 2001г. произошло резкое сокращение льгот по НДС, упорядочены правила налогообложения.

В течение 2001 – 2002 гг. была произведена повышенная индексация ставок акцизов на нефтепродукты, а с 2003г. изменился порядок их уплаты (по месту потребления).

Кроме того, с 1 января 2001г. отменен налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы с одновременным увеличением ставки налога на прибыль предприятий и организаций до 5 % по решению представительных органов местного самоуправления.

Также с 2001г. снижена ставка налога на пользователей автомобильных дорог с 2,5 % до 1 % от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), а с 2003г. этот налог отменен полностью. В этом же году был отменен и налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на приобретение автотранспортных средств и налог на отдельные виды транспортных средств.

С 1 января 2003г. введен транспортный налог (глава 28 НК РФ) и отменены налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств. Транспортный налог устанавливается законами субъектов Российской Федерации, которые определяют ставки налога в пределах, установленных Кодексом (шкала ставок дифференцирована в зависимости от мощности двигателя транспортного средства).

На заседании Правительства РФ 23 апреля 2003г. были приняты основные предложения Министерства финансов РФ в области реформирования налоговой системы на 2004 – 2006гг. Так, с 1 января 2004г. отменен налог с продаж, взимавшийся субъектами Федерации в размере до 5 % от валового оборота. Отменен ряд федеральных, региональных и местных сборов (курортный сбор и др.). Снижена ставка НДС с 20 % до 18 %, при оставшейся пониженной ставке – 10 % для социально-значимых товаров.[1]

Завершающий этап налоговой реформы.

Развитие налоговой системы в 2006-2007гг.

Летом 2005г. был принят и с 2006г. вступил в силу целый комплекс изменений и дополнений налогового законодательства, среди которых:

- установление общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений;

- введение «амортизационной премии»  в виде разрешения отнесения  на расходы и учета при расчете  налоговой базы по налогу на  прибыль в том налоговом периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию, 10% стоимости введенных в действие основных фондов;

- увеличение с 30 до 50% верхнего предела  для уменьшения налоговой базы  по налогу на прибыль в следующем  году на сумму убытков, полученных  организациями в предшествующие годы;

- совершенствование действующего  порядка отнесения затрат на  осуществление опытно-конструкторских  и научно-исследовательских работ  при расчете налога на прибыль;

- совершенствование применения  нулевой ставки НДС по транспортным  услугам, а также режима налогообложения при реорганизации;

- переход на обязательное определение  даты возникновения обязанности  по уплате НДС всеми налогоплательщиками  по методу начисления;

- индексация специфических ставок  акцизов на 9% (кроме акцизов на  нефтепродукты); по табачным изделиям — в среднем на 15%;

- отмена налогового режима акцизного  склада в отношении алкогольной  продукции и исключение из  числа налогоплательщиков акцизов  акцизных складов оптовых организаций;

- отмена льготы по денатурированному  спирту и денатурированной спиртосодержащей продукции, отмена «нулевой» ставки по прямогонному бензину с одновременным установлением ставки акциза по прямогонному бензину на уровне ставки, действующей по бензину с октановым числом до «80»;

- увеличение специфической ставки НДПИ при добыче газа на 9% (установление ставки в размере 147 руб. за 1 тыс. м3газа)

- отмена налога с имущества, переходящего в порядке наследования  и дарения;

- повсеместное введение главы  Налогового кодекса, регулирующей  уплату земельного налога;

- внесение поправок в действующие специальные режимы налогообложения малого бизнеса;

- увеличение ставки налога на  игорный бизнес по игорным  столам в два раза;

- исключение из перечня доходов, освобождаемых от налогообложения  по налогу на доходы физических  лиц, доходов, полученных в порядке дарения;

- введение особого режима налогообложения  в особых экономических зонах.

С 2007г. введены и другие налоговые меры по следующим направлениям.

Изменения в области акцизного налогообложения (изменение существующего порядка уплаты акцизов на нефтепродукты, изменение порядка применения адвалорных ставок акцизов на табачные изделия, индексация специфических ставок акцизов по большинству подакцизных товаров на 8,5%).

Совершенствование налогообложения при добыче нефти, направленное на стимулирование инвестиций и рост добычи нефти (установление дополнительного понижающего коэффициента для месторождений, находящихся на завершающей стадии разработки, а также введение нулевой налоговой ставки на НДПИ для новых месторождений).[33]

Основные направления налоговой политики.

в 2012-2014гг.

Основные направления налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов  подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период.

Основные направления налоговой политики:

• позволяют определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать экономической стабильности и определенности на территории нашей страны;

• являются основанием для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями, что способствует прогнозируемости налоговой политики государства.

Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения.

Временное снижение страховых взносов в 2012 году.

На 2012 и 2013 год буду временно снижены ставки страховых взносов. Они составят не 34 процента, а 30. Такой тариф будет применяться к зарплатам до 512 тысяч рублей в 2012 году и до 567 тысяч - в 2013 году. С сумм, превышающих эти значения, страховой взнос будет взиматься по ставке 10%. Для тех, кто сейчас применяет льготный тариф в 26%, а также для социально ориентированных структур тариф страхового взноса составит 20 процентов, а сборы с суммы превышения - 7 процентов. Напомним, что в 2011 году предельная величина облагаемых выплат составляет 463 000 рублей, а с превышения страховой взнос не берется.

Начиная с 2013 года, ЕНВД будет плавно отменяться.

Постепенно будет сужаться область применения единого налога на вмененный доход. Произойдет это не сразу, а плавно: с 2013 года из-под ЕНВД выведут розничную торговлю через магазины и услуги общепита через залы обслуживания посетителей, а в 2014 году вмененный налог отменят вовсе. Тем предпринимателям, которые сейчас используют ЕНВД, будут вынуждены переходить либо на основную систему налогообложения, либо на УСН, если позволит уровень доходов. Как вариант для этой категории плательщиков с 2012 года будет введена отдельная патентная система налогообложения ИП.

Налог на недвижимое имущество для физических лиц:

Запланировано введение местного налога на недвижимое имущество физических лиц - квартиры, частные дома, дачи, загородные коттеджи, прочие помещения, а также земельные участки. Это произойдет только в тех регионах, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены итоги их кадастровой оценки. Для тех, кто владеет жилой недвижимостью, планируется ввести налоговые вычеты. Операции с еврооблигациями российских эмитентов и депозитарными расписками будут облагаться по льготным тарифам, это же касается получения и выплат дивидендов.

Для многодетных семей будут введены дополнительные налоговые льготы: на третьего ребенка и последующих детей стандартный налоговый вычет по НДФЛ составит 3000 рублей (сейчас необлагаемая часть доходов составляет 400 рублей). Налоги на табачные изделия и алкогольные напитки еще больше вырастут, причем рост акцизных сборов будет опережать инфляцию. Другие подакцизные товары будут облагаться теми сборами, которые были ранее предусмотрены на 2012 и 2013 год с увеличением на 10 процентов в 2014 году.

Информация о работе Налогообложение имущества организаций и физических лиц: действующая система и перспективы совершенствования