Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 10:30, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в постановке и изучении особенностей, основных проблем налогообложения коммерческих банков и одновременно в поиске и разработке путей решения данных проблем.
Для достижения поставленных целей автором использовались труды таких авторов как: Акодис И.А., Гончаров, А.И. и других, а также законодательная нормативная база по налогу на прибыль предприятий, раскрывающие механизмы и закономерности функционирования системы налогообложения банковской прибыли.
Введение…………………………………………………………………….……3-4
Глава 1 Коммерческие банки как участники налоговых отношений…….....5
1.1. Роль банков в налоговом администрировании…………………...…..5-9
1.2. Коммерческие банки как участники налоговых отношений…..…….9-11
1.3. Налоговые обязательства коммерческих банков…………...………..11-18
Глава 2 Особенности налогообложения прибыли коммерческих банков…19
2.1. Понятие прибыли и особенности налогообложения доходов
коммерческих банков……………………………………………..………....19-24
2.2. Налоговая база и налоговый учет доходов и расходов банка….….24-29
2.3. Анализ деятельности ОАО «Сбербанк России»…………………….29-39
Глава 3 Проблемы налогообложения коммерческих банков и пути их решения…………………………………………………………………….…...39-42
Заключение……………………………………………………………………..43-45
Список литературы…………………………………
Темпы роста кредитования в Сбербанке оставались практически неизменными на протяжении всего анализируемого период, в результате доли Банка в этих сегментах составили: в кредитах корпоративным клиентам на уровне 32,9% (2011 год); в кредитах физическим лиц на уровне 32%.
Высокий уровень рублевой ликвидности Сбербанка, поддерживаемый стабильным притоков средств клиентов, позволил Банку снизить ставки привлечения и, таким образом сократить свои процентные расходы. В свою очередь, это повлияло на снижение доли Банка на рынке привлечения средств корпоративных клиентов с 17,7% до 14,5% , частных клиентов с 49,4 до 46,6%.
Доходы, расходы и прибыль являются отражением комплекса объективных и субъективных факторов, воздействующих на деятельность банка: клиентская база, местоположение, наличие достаточных помещений для обслуживания клиентуры, уровень конкуренции, степень развития финансовых рынков, уровень взаимоотношений с государственными органами и отдельными их представителями, качество управления банком, в том числе оперативность принятия управленческих решений, доступность внешних источников дополнительных ресурсов, использование современных банковских технологий, наличие филиальной сети, уровень контроля за текущими расходами банка, уровень постановки внутри банковского контроля и анализа и т.д.
Далее рассмотрим динамику доходов и расходов Сбербанка России за 2010-2012 гг., а также проведем анализ полученных результатов (таблица 5).
Таблица 5. Анализ динамики доходов и расходов ОАО «Сбербанк России»
за 2010 – 2012 гг.
Показатель |
01.01. 2010г., млн. руб. |
01.01. 2011г., млн. руб. |
01.01. 2012г., млн. руб. |
Динамика 2009-2010г. |
Динамика 2010-2011г. | ||||
∑ |
% |
∑ |
% | ||||||
Чистые процентные доходы |
499894 |
502833 |
575826 |
2939 |
0,6 |
72993 |
14,5 | ||
Процентные доходы, всего |
811316 |
796993 |
837888 |
14323 |
1,8 |
40895 |
5,1 | ||
От ссуд, предоставленных юр. лица |
568940 |
497744 |
489000 |
71196 |
12,5 |
8744 |
1,8 | ||
От ссуд, предоставленных физ. лицам |
178880 |
187661 |
215500 |
8781 |
4,9 |
27839 |
20,9 | ||
От вложений в ценные бумаги |
55106 |
103525 |
100400 |
48419 |
87.9 |
3125 |
3 | ||
Процентные расходы, всего |
311423 |
294160 |
262062 |
17263 |
5.5 |
32098 |
10.9 | ||
По средствам кредитных организаций |
54642 |
31007 |
28300 |
23635 |
43.3 |
2707 |
9.6 | ||
По средствам юр. лиц |
60547 |
41702 |
18750 |
18845 |
31.1 |
22952 |
12.1 | ||
По средствам физ. лиц |
187158 |
213176 |
431000 |
26018 |
13.9 |
217824 |
102.2 | ||
Изменение резервов |
387321 |
86869 |
11240 |
300452 |
77.6 |
75629 |
87 | ||
Чистые доходы от операций с ценными бумагами |
17787 |
16554 |
7388 |
1233 |
6.9 |
9166 |
55.4 | ||
Чистые доходы от операций с иностранной валютой |
22192 |
1592 |
9036 |
20600 |
92.8 |
7444 |
467.5 | ||
Чистые комиссионные доходы |
100571 |
111942 |
125576 |
11371 |
11.3 |
13634 |
12.2 | ||
Прочие операционные доходы |
11385 |
14871 |
17204 |
3486 |
30.6 |
2333 |
15.7 | ||
Показатель |
01.01. 2010г., млн. руб. |
01.01. 2011г., млн. руб. |
01.01. 2012г., млн. руб. |
Динамика 2009-2010г. |
Динамика 2010-2011г. | ||||
∑ |
% |
∑ |
% | ||||||
Операционные расходы |
208355 |
318720 |
337368 |
110365 |
53.0 |
18648 |
5.9 | ||
Прибыль до налогообложения |
56153 |
242203 |
408902 |
186050 |
331.3 |
166699 |
68.8 | ||
Начисленные налоги |
34458 |
68225 |
98407 |
33767 |
98.0 |
30182 |
44.2 | ||
Прибыль после налогообложения |
21694 |
173979 |
310495 |
152285 |
701.9 |
136516 |
78.5 |
* по данным отчета о прибылях и убытках (по состоянию на 1 января 2010-2012г.)
Чистые процентные доходы выросли на 0,6% по сравнению с 2010 годом и до 15,1%(75932 млн. руб.) и по состоянию на 01.2012 год составили 575826 млн. руб.(01.2010 – 499894млн. руб., 01.2011–502833млн. руб.). Процентные доходы сократились на 1,8% в 2010 году, но вследствие активизации работы по сбору ранее недоплаченных % по кредитам доходы возросли на 5,1% и на 01.2012 составили 837888 млн. руб. (01.2010 – 811 316 млн. руб., 01.2011 – 796 993 млн. руб.)
Процентные расходы, за анализируемый период снизились на 16,4%(49361млн. руб.) и на 01.2012 составили 262 062 млн. руб. (01.2010 – 311 423 млн. руб., 01.2011 – 294 160 млн. руб.). Основой составляющей процентные расходы являются процентные расходы по средствам физических лиц.
Значительно увеличился процентный доход по ценным бумагам за 2009 год на 87,9%, это объясняется ростом вложений Банком средств в облигации Центрального Банка и корпоративные облигации.
Объем расходов на формирование резервов значительно сократился за анализируемый период на 376 081 млн. руб.(97%) и составил на 01.2012 11240 млн. руб., на 01.2010 этот показатель был равен 387 321 млн. руб.
Сокращение чистого дохода от операций с ценными бумагами за 2009-2011 год связано с уменьшение портфеля долговых ценных бумаг на 01.2010 чистые доходы от операций с ценными бумагами составляли 17787млн. руб., на 01.2011 - 16554млн. руб., и на 01.2012 – 7388млн. руб.
Чистый доход от операций с иностранной валютой начал постепенно увеличиваться и возрос с 1 592 млн. руб. до 9 036 млн. руб., за анализируемый период.
Чистые комиссионные доходы возросли на 23,5% до 125 576 млн. руб. (01.2012), их рост обеспечил комиссионный доход, полученный по операциям с банковскими картами, расчетным операциям, зарплатных проектах, обслуживание бюджетных счетов. Сократился объем комиссионных доходов по операциям с ценными бумагами.
Операционные расходы Банка возросли на 58,9% до 337 368 млн. руб. (01.2012г.). Более всего на рост операционных расходов повлияли: запланированный рост расходов на содержание персонала; административно-хозяйственные расходы, сопровождающие развитие бизнеса; отчисления в Фонд обязательного страхования вкладов, выросшие вследствие увеличения объема вкладов. Сдерживали рост операционных расходов снизившиеся в 2011 году расходы от уступки собственных прав требования.
За анализируемый период
прибыль Банка значительно
Основным источником роста чистой прибыли явилось увеличение чистого процентного и комиссионного дохода, рост прочих операционных доходов, а также сокращение отчислений на создание резервов.
За анализируемый период прибыль Банка значительно возросла и значительно превысила итоги предыдущих лет:
Основным источником роста чистой прибыли явилось увеличение чистого процентного и комиссионного дохода, рост прочих операционных доходов, а также сокращение отчислений на создание резервов.
Ни один показатель не
превышает максимально/
Глава 3. Проблемы налогообложения коммерческих банков и пути их решения.
Проблема налогообложения банков представляется достаточно интересной, поскольку включает в себя ряд самых различных аспектов как правового, так и экономического плана. Часто имеет место несоответствие роли банков, степени научной разработанности банковской системы, их налогообложения и выполнения функций посредника между налогоплательщиками и государством. Такие несоответствия затрудняют процесс приспособления банков к задаваемым государством налоговым условиям и ограничивают положительное влияние, которое это приспособление может оказать и оказывает на макроэкономическое поведение банковского сектора. Без этого невозможно усилить мотивационное, регулирующее воздействие системы налогообложения на банковский сектор с целью повышения его надежности и активизации участия в обеспечении экономического роста.
Реформирование налоговой системы Российской Федерации привело к тому, что налоговый метод стал основным методом мобилизации доходов бюджетной системы страны. Однако процесс реформирования налоговой системы еще не завершен и в отдельных отраслях экономики все еще остаются проблемы в сфере налогообложения, что в значительной мере относится к банковской деятельности. Налоговые методы регулирования призваны формировать макроэкономические условия, наиболее благоприятные для функционирования денежно-кредитной системы, что будет способствовать ее устойчивости к конъюнктурным колебаниям, превращению в активный инструмент инвестиционных процессов и экономического роста. Необходимо отметить, что система налогообложения должна рассматриваться не только как средство изъятия в бюджет денежных средств, а как способ регулирования деятельности коммерческих банков. Нельзя забывать, что бесперебойное функционирование банковской системы имеет принципиальное значение для экономики в целом. Цель налогообложения коммерческих банков должна состоять в том, чтобы они оставались крупными, экономически сильными налогоплательщиками, надежным источником доходов бюджета.
Основная задача налогового воздействия на деятельность коммерческих банков на современном этапе заключается в переориентации вложений банков в реальный сектор экономики, а не в спекулятивные инструменты банковской деятельности (межбанковское кредитование, рынок ценных бумаг, валютные ценности).
Налогообложение
коммерческих банков - проблема чрезвычайно
сложная, поскольку
От
того, как будут развиваться, и
функционировать коммерческие
Наиболее
отражается на деятельности
В
целях повышения заинтересованн
Без
создания экономической
Конечно, при таком подходе может появиться соблазн для простой оптимизации налогообложения (как у банков, так и у предприятий). Поэтому перевод коммерческих банков на вышеописанную систему налогообложения и освобождение от налогов доходов российский коммерческих банков, полученных от предоставления долгосрочных кредитов на развитие производства, потребует создания четкого механизма контроля за использованием долгосрочных кредитов по назначению. А он на сегодняшний день отсутствует. Необходимо создать условия, при которых коммерческому банку было бы выгодно брать эти кредиты для расширения производства, для создания новых рабочих мест. А условия могут быть таковыми: коммерческие банки полностью освобождаются от налога на прибыль, полученную от предоставления долгосрочных кредитов для развития промышленного, строительного производства.
Доходы, полученные коммерческими банками, также освобождаются от налогов, как и дорожные фонды, на содержание жилья и соцкультбыта. При этом производителям следует установить: полученную прибыль за счет взятых долгосрочных кредитов облагать налогом в течение 5 лет со дня ввода в эксплуатацию производственных мощностей за счет взятых долгосрочных кредитов по ставке, уменьшенной в 2 раза. На таких же условиях должно осуществляться предоставление кредитов сельхозпроизводителям и предприятиям, занимающимся переработкой сельхозпродукции и продукции животноводства.
Введение
предлагаемых условий не
Существует
необходимость сформировать
Таким
образом, система налогообложен
Информация о работе Налогообложение коммерческих банков: проблемы и пути их решения