Налогообложение коммерческих банков: проблемы и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в постановке и изучении особенностей, основных проблем налогообложения коммерческих банков и одновременно в поиске и разработке путей решения данных проблем.
Для достижения поставленных целей автором использовались труды таких авторов как: Акодис И.А., Гончаров, А.И. и других, а также законодательная нормативная база по налогу на прибыль предприятий, раскрывающие механизмы и закономерности функционирования системы налогообложения банковской прибыли.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……3-4
Глава 1 Коммерческие банки как участники налоговых отношений…….....5
1.1. Роль банков в налоговом администрировании…………………...…..5-9
1.2. Коммерческие банки как участники налоговых отношений…..…….9-11
1.3. Налоговые обязательства коммерческих банков…………...………..11-18
Глава 2 Особенности налогообложения прибыли коммерческих банков…19
2.1. Понятие прибыли и особенности налогообложения доходов
коммерческих банков……………………………………………..………....19-24
2.2. Налоговая база и налоговый учет доходов и расходов банка….….24-29
2.3. Анализ деятельности ОАО «Сбербанк России»…………………….29-39
Глава 3 Проблемы налогообложения коммерческих банков и пути их решения…………………………………………………………………….…...39-42
Заключение……………………………………………………………………..43-45
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 367.50 Кб (Скачать файл)

 

Темпы роста кредитования в Сбербанке оставались практически  неизменными на протяжении всего  анализируемого период, в результате доли Банка в этих сегментах составили: в кредитах корпоративным клиентам на уровне 32,9% (2011 год); в кредитах физическим лиц на уровне 32%.

Высокий уровень рублевой ликвидности Сбербанка, поддерживаемый стабильным притоков средств клиентов, позволил Банку снизить ставки привлечения  и, таким образом сократить свои процентные расходы. В свою очередь, это повлияло на снижение доли Банка на рынке привлечения средств корпоративных клиентов с 17,7% до 14,5% , частных клиентов с 49,4 до 46,6%.

Доходы, расходы и прибыль  являются отражением комплекса объективных  и субъективных факторов, воздействующих на деятельность банка: клиентская база, местоположение, наличие достаточных помещений для обслуживания клиентуры, уровень конкуренции, степень развития финансовых рынков, уровень взаимоотношений с государственными органами и отдельными их представителями, качество управления банком, в том числе оперативность принятия управленческих решений, доступность внешних источников дополнительных ресурсов, использование современных банковских технологий, наличие филиальной сети, уровень контроля за текущими расходами банка, уровень постановки внутри банковского контроля и анализа и т.д.

Далее рассмотрим динамику доходов и расходов Сбербанка  России за 2010-2012 гг., а также проведем анализ полученных результатов (таблица 5).

 

Таблица 5. Анализ динамики доходов и расходов ОАО «Сбербанк России»

за 2010 – 2012 гг.

Показатель

01.01.

2010г.,

млн. руб.

01.01.

2011г.,

млн. руб.

01.01.

2012г.,

млн. руб.

Динамика

2009-2010г.

Динамика

2010-2011г.

%

%

Чистые процентные доходы

499894

502833

575826

2939

0,6

72993

14,5

Процентные доходы, всего

811316

796993

837888

14323

1,8

40895

5,1

От ссуд, предоставленных  юр. лица

568940

497744

489000

71196

12,5

8744

1,8

От ссуд, предоставленных  физ. лицам

178880

187661

215500

8781

4,9

27839

20,9

От вложений в ценные бумаги

55106

103525

100400

48419

87.9

3125

3

Процентные расходы, всего

311423

294160

262062

17263

5.5

32098

10.9

По средствам кредитных  организаций

54642

31007

28300

23635

43.3

2707

9.6

По средствам юр. лиц

60547

41702

18750

18845

31.1

22952

12.1

По средствам физ. лиц

187158

213176

431000

26018

13.9

217824

102.2

Изменение резервов

387321

86869

11240

300452

77.6

75629

87

Чистые доходы от операций с ценными бумагами

17787

16554

7388

1233

6.9

9166

55.4

Чистые доходы от операций с иностранной валютой

22192

1592

9036

20600

92.8

7444

467.5

Чистые комиссионные доходы

100571

111942

125576

11371

11.3

13634

12.2

Прочие операционные доходы

11385

14871

17204

3486

30.6

2333

15.7

Показатель

01.01.

2010г.,

млн. руб.

01.01.

2011г.,

млн. руб.

01.01.

2012г.,

млн. руб.

Динамика

2009-2010г.

Динамика

2010-2011г.

%

%

Операционные расходы

208355

318720

337368

110365

53.0

18648

5.9

Прибыль до налогообложения

56153

242203

408902

186050

331.3

166699

68.8

Начисленные налоги

34458

68225

98407

33767

98.0

30182

44.2

Прибыль после налогообложения

21694

173979

310495

152285

701.9

136516

78.5


* по данным отчета  о прибылях и убытках (по  состоянию на 1 января 2010-2012г.)

Чистые процентные доходы выросли на 0,6% по сравнению с 2010 годом  и до 15,1%(75932 млн. руб.) и по состоянию на 01.2012 год составили 575826 млн. руб.(01.2010 – 499894млн. руб., 01.2011–502833млн. руб.). Процентные доходы сократились на 1,8% в 2010 году, но вследствие активизации работы по сбору ранее недоплаченных % по кредитам доходы возросли на 5,1% и на 01.2012 составили 837888 млн. руб. (01.2010 – 811 316 млн. руб., 01.2011 – 796 993 млн. руб.)

Процентные расходы, за анализируемый период снизились  на 16,4%(49361млн. руб.) и на 01.2012 составили 262 062 млн. руб. (01.2010 – 311 423 млн. руб., 01.2011 – 294 160 млн. руб.). Основой составляющей процентные расходы являются процентные расходы по средствам физических лиц.

Значительно увеличился процентный доход по ценным бумагам  за 2009 год на 87,9%, это объясняется  ростом вложений Банком средств в облигации Центрального Банка и корпоративные облигации.

Объем расходов на формирование резервов значительно сократился за анализируемый период на 376 081 млн. руб.(97%) и составил на 01.2012 11240 млн. руб., на 01.2010 этот показатель был равен 387 321 млн. руб.

Сокращение чистого  дохода от операций с ценными бумагами за 2009-2011 год связано с уменьшение портфеля долговых ценных бумаг на 01.2010 чистые доходы от операций с ценными  бумагами составляли 17787млн. руб., на 01.2011 - 16554млн. руб., и на 01.2012 – 7388млн. руб.

Чистый доход от операций с иностранной валютой начал  постепенно увеличиваться и возрос с 1 592 млн. руб. до 9 036 млн. руб., за анализируемый  период.

Чистые комиссионные доходы возросли на 23,5% до 125 576 млн. руб. (01.2012), их рост обеспечил комиссионный доход, полученный по операциям с банковскими картами, расчетным операциям, зарплатных проектах, обслуживание бюджетных счетов. Сократился объем комиссионных доходов по операциям с ценными бумагами.

Операционные расходы  Банка возросли на 58,9% до 337 368 млн. руб. (01.2012г.). Более всего на рост операционных расходов повлияли: запланированный рост расходов на содержание персонала; административно-хозяйственные расходы, сопровождающие развитие бизнеса; отчисления в Фонд обязательного страхования вкладов, выросшие вследствие увеличения объема вкладов. Сдерживали рост операционных расходов снизившиеся в 2011 году расходы от уступки собственных прав требования.

За анализируемый период прибыль Банка значительно возросла и значительно превысила итоги предыдущих лет:

  • Прибыль до налогообложения на 01.2012 г. составила 408 902 млн. руб. (в 2010 г.: 242 203 млн. руб., в 2009 г.: 56 153млн. руб.)
  • Прибыль после налогообложения на 01.2012 г. составила 310 495 млн. руб. (в 2010 г.: 173 979 млн. руб., в 2009 г.: 21 694 млн. руб.)

Основным источником роста чистой прибыли явилось  увеличение чистого процентного  и комиссионного дохода, рост прочих операционных доходов, а также сокращение отчислений на создание резервов.

За анализируемый период прибыль Банка значительно возросла и значительно превысила итоги предыдущих лет:

  • Прибыль до налогообложения на 01.2012 г. составила 408 902 млн. руб. (в 2010 г.: 242 203 млн. руб., в 2009 г.: 56 153млн. руб.)
  • Прибыль после налогообложения на 01.2012 г. составила 310 495 млн. руб. (в 2010 г.: 173 979 млн. руб., в 2009 г.: 21 694 млн. руб.)

Основным источником роста чистой прибыли явилось  увеличение чистого процентного  и комиссионного дохода, рост прочих операционных доходов, а также сокращение отчислений на создание резервов.

Ни один показатель не превышает максимально/минимально допустимого значения. И, следовательно, есть основание полагать, что на сегодняшний день Сбербанк России, является финансово-устойчивым, и процветающим Банком.

  1. недостаточно эффективные и затратные системы управления рисками
  2. слабые стороны корпоративной культуры Банка, прежде всего избыточный бюрократизм, недостаточная ответственность за итоговый результат работы Банка и качество клиентской работы, недостаточное стремление к совершенствованию и развитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы налогообложения коммерческих банков и пути их решения.       

Проблема  налогообложения банков представляется достаточно интересной, поскольку включает в себя ряд самых различных  аспектов как правового, так и экономического плана. Часто имеет  место несоответствие роли банков, степени научной разработанности банковской системы, их налогообложения и выполнения функций посредника между налогоплательщиками и государством. Такие несоответствия затрудняют процесс приспособления банков к задаваемым государством налоговым условиям и ограничивают положительное влияние, которое это приспособление может оказать и оказывает на макроэкономическое поведение банковского сектора. Без этого невозможно усилить мотивационное, регулирующее воздействие системы налогообложения на банковский сектор с целью повышения его надежности и активизации участия в обеспечении экономического роста.

       Реформирование  налоговой системы Российской  Федерации  привело к тому, что налоговый  метод стал  основным методом мобилизации  доходов бюджетной системы страны. Однако процесс реформирования налоговой системы еще не завершен и в отдельных отраслях экономики все еще остаются проблемы в сфере налогообложения, что в значительной мере относится к банковской деятельности. Налоговые методы регулирования призваны формировать макроэкономические условия, наиболее благоприятные для функционирования денежно-кредитной системы, что будет способствовать ее устойчивости к конъюнктурным колебаниям, превращению в активный инструмент инвестиционных процессов и экономического роста.       Необходимо  отметить, что система налогообложения должна рассматриваться не только как средство изъятия в бюджет денежных средств, а как способ регулирования деятельности коммерческих банков. Нельзя забывать, что бесперебойное функционирование банковской системы имеет принципиальное значение для экономики в целом. Цель налогообложения коммерческих банков должна состоять в том, чтобы они оставались крупными, экономически сильными налогоплательщиками, надежным источником доходов бюджета.        

Основная  задача налогового воздействия на деятельность коммерческих банков на современном этапе заключается в переориентации вложений банков в реальный сектор экономики, а не в спекулятивные инструменты банковской деятельности (межбанковское кредитование, рынок ценных бумаг, валютные ценности).

       Налогообложение  коммерческих банков - проблема чрезвычайно   сложная, поскольку коммерческие  банки являются не только крупными  налогоплательщиками, но и экономическими субъектами, платежеспособность которых имеет большое общественное значение.

       От  того, как будут развиваться, и  функционировать коммерческие банки,  во многом зависит их прибыль,  а значит и увеличение доходов  федерального, региональных и местных бюджетов.

       Наиболее  отражается на деятельности банков  налог на прибыль. Но с точки  зрения налогового регулирования  банковской деятельности особое  значение имеют налог на прибыль  и налог на добавленную стоимость.

       В  целях повышения заинтересованности банков в предоставлении долгосрочных инвестиций для развития производства в реальном секторе экономики  предлагается освободить от налогообложения прибыль банков, полученную от предоставления долгосрочных кредитов (на срок более года) на развитие производства. Освобождение доходов коммерческих банков, полученных от предоставления кредитов на развитие производства, создание новых рабочих мест, существенно не увеличит инвестиции в реальный сектор экономики, если не будут внесены изменения в налоговое законодательство производителей, т.е. тех, кто будет брать кредиты.

       Без  создания экономической заинтересованности  тех, кто будет брать долгосрочные  кредиты, невозможно обеспечить  совпадения интересов коммерческих  банков и производителей. Для этого необходимо внести изменения в налоговое законодательство, одновременно освобождая от налога на доходы коммерческих банков, полученные от предоставления долгосрочных кредитов, выданных на развитие производства, и снижая ставки налога на прибыль (например, в 2 раза), полученную с продукции (услуг) от расширения производства или создания нового производства за счет долгосрочных кредитов полученных в коммерческих банках. Снижение ставки должно иметь не разовый, а долгосрочный характер - на период 3 - 5 лет. В этом случае бюджет только выигрывает, поскольку будут поступать другие виды налогов от вновь появившегося производства (налог на добавленную стоимость, и другие налоги, где базой служит не прибыль, а объем реализации, фонд заработной платы).        

Конечно, при таком подходе может появиться  соблазн для простой оптимизации  налогообложения (как у банков, так  и у предприятий). Поэтому перевод коммерческих банков на вышеописанную систему налогообложения и освобождение от налогов доходов российский коммерческих банков, полученных от предоставления долгосрочных кредитов на развитие производства, потребует создания четкого механизма контроля за использованием долгосрочных кредитов по назначению. А он на сегодняшний день отсутствует. Необходимо создать условия, при которых коммерческому банку было бы выгодно брать эти кредиты для расширения производства, для создания новых рабочих мест. А условия могут быть таковыми: коммерческие банки полностью освобождаются от налога на прибыль, полученную от предоставления долгосрочных кредитов для развития промышленного, строительного производства.       

Доходы, полученные коммерческими  банками, также освобождаются от налогов, как и дорожные фонды, на содержание жилья и соцкультбыта. При этом производителям следует  установить: полученную прибыль за счет взятых долгосрочных кредитов облагать налогом в течение 5 лет со дня ввода в эксплуатацию производственных мощностей за счет взятых долгосрочных кредитов по ставке, уменьшенной в 2 раза. На таких же условиях должно осуществляться предоставление кредитов сельхозпроизводителям и предприятиям, занимающимся переработкой сельхозпродукции и продукции животноводства.

       Введение  предлагаемых условий не сократит  поступлений в бюджет. Даже если  предприятия в первый год после  ввода в эксплуатацию мощностей не будут получать прибыль, то доход для бюджета будет за счет того, что уменьшатся выплаты по безработице, и, кроме того, в бюджеты будут поступать налоги в виде подоходного налога с заработной платы и те налоги, где базой является фонд оплаты труда.

     Существует  необходимость сформировать такую   систему налогообложения банков (и в первую очередь за счет  наиболее эффективного налогообложения  прибыли), которая стимулировала  бы банки на увеличение доли  кредитов, выдаваемых реальному сектору экономики, на рост вложений в ценные бумаги и предприятий, что, в конечном счете, приведет к росту доходов кредитных организаций и через налоги положительно скажется на доходности бюджетов различных уровней.

       Таким  образом, система налогообложения  должна способствовать, кроме пополнения доходной части бюджета, подъему экономики, т.е. быть тем экономическим  рычагом, при помощи которого производителю выгодно увеличивать мощности, наращивать объемы реализации продукции (работ, услуг).         

Информация о работе Налогообложение коммерческих банков: проблемы и пути их решения