Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:32, курсовая работа
Цель работы - проведение анализа налогообложения малого бизнеса и выработка предложений по его совершенствованию. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность и роль малых предприятий в экономике России,
исследовать и дать характеристику систем налогообложения малого бизнеса в РФ, выявить их преимущества и недостатки;
исследовать налоговую базу предприятия;
проанализировать поступление ЕНВД в бюджет.
Специальный налоговый режим, по сравнению с общим режимом налогообложения, можно рассматривать в качестве особого механизма налогового регулирования определенных сфер деятельности[28, c. 50].
Специальный налоговый режим следует рассматривать с двух методологических позиций: как организационно-финансовую категорию управления объективными налоговыми отношениями и как особую форму (механизм) налогового регулирования.
Как организационно-финансовая категория, специальный налоговый режим также имеет две субстанции:
- с одной стороны, ее содержание составляет движение стоимости (объективные финансовые отношения) в налоговой форме;
- с другой стороны, — это категория особой организации налогообложения, строящаяся на специальных принципах, и управления налоговым процессом в строго определенных сферах деятельности (субъективная сущность).
Поскольку объективную сущность специального налогового режима составляют налоговые отношения, следует определиться в таком вопросе, как функции налогов. Наиболее общепризнанными в научной среде считаются две функции налогов: фискальная и регулирующая. При этом, чем эффективнее налоги выполняют регулирующую функцию, тем выше фискальный эффект.
Анализ предполагает выделение не только субъектов, но и объекта исследуемого явления. Таковым выступает специальная система налогов, определяющих особенности, индивидуальность и общность специальных налоговых режимов.
Как уже отмечалось ранее, общим для всех них является то, что центральное место в объекте специального режима отводится единому налогу. Взимание единого налога не освобождает его налогоплательщиков от обязанности уплаты ограниченного числа других налогов, которые нельзя включать в совокупный единый платеж в силу отсутствия прямой связи с производством и реализацией базовой продукции, служащей основанием для перевода на специальный налоговый режим, а также в силу особой значимости, специфики и строго целевой направленности налогов.
К такого рода налоговым платежам следует отнести следующие:
- налоги, взимаемые субъектами в качестве налоговых агентов у источника выплат (в основном налоги на доходы своих работников);
- акцизы на отдельные виды товаров;
- государственная пошлина;
- таможенные платежи;
- взносы (платежи) на обязательное государственное пенсионное страхование;
- лицензионные и регистрационные сборы;
- налоги, уплачиваемые физическими лицами с личного или иного имущества, не связанного с производством и реализацией базовой продукции;
- экологические налоги;
- другие налоги и сборы, поступающие в целевые бюджетные фонды, непосредственно не связанные с основной деятельностью субъекта.
Такие налоги ни в коем случае не должны взиматься в качестве самостоятельных налоговых платежей с плательщиков единого налога. В противном случае, пропадает экономический смысл введения специального налогового режима и единого налога и вряд ли можно ждать от такого механизма желаемой фискальной и регулирующей отдачи[28, c. 51].
Как организационно-финансовая категория, специальный налоговый режим должен строиться на определенных принципах построения - справедливости, эффективности, нейтральности и простоты.
Налоговое регулирование в форме специального налогового режима может проявляться в двух ипостасях: в виде упрощения общей системы налогов, налогообложения, учета и отчетности (не обязательно влекущее за собой снижение налогового бремени) и в виде реального снижения налоговой нагрузки по сравнению с общим налоговым режимом.
Регулирующие способности специального налогового режима во многом зависят от объекта и базы обложения единым налогом. Объект обложения единым налогом и его налоговая база, по возможности, не должны «наказывать» предприятия и предпринимателей за улучшение показателей производственной, экономической и финансовой деятельности.
Однако на практике такой регулирующий подход не всегда применим в связи со спецификой той или иной деятельности, попадающей под специальный режим, к примеру, некоторые виды предпринимательской деятельности. Поэтому приходится принимать в качестве налоговой базы доход малого предприятия или натуральный объем произведенного продукта другого налогоплательщика.
С 1 января 2002 г. вступили в силу раздел 8 «Специальный налоговый режим» и соответствующие им главы Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая):
Глава 26.1 "Единый сельскохозяйственный налог" – с 1.01.2002 г.
Глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" - с 1.01.2003 г.
Глава 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" - с 1.01.2003 г.
Глава 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции" - с 1.01.2004 г.
Единый сельскохозяйственный налог и упрощенная система налогообложения могут применяться субъектами малого бизнеса наряду с общим режимом налогообложения, т. е. переход осуществляется в добровольном порядке, а переход на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности осуществляется в обязательном порядке.
С 1 января 2003 года вступила в силу Глава 26.2 НК РФ. Она устанавливает новые правила применения упрощенной системы налогообложения (УСНО). В новой редакции гл.26.2 НК РФ в большей степени по сравнению с ранее действовавшим законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ решаются налоговые проблемы малого бизнеса.
Преимущество этого налога заключается в том, что он заменяет одним единым налогом уплату основных налогов: налога на прибыль, для индивидуальных предпринимателей - налога на доходы физических лиц, НДС, ЕСН и налога на имущество организаций (или индивидуальных предпринимателей).
Не в праве применять упрощенную систему налогообложения:
- организации, имеющие филиалы или представительства;
- банки;
- страховщики;
- негосударственные пенсионные фонды;
- инвестиционные фонды;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- ломбарды;
-организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
- организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
- частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и иные формы адвокатских образований;
организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
- организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 %;
- организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый период превышает 100 человек;
- организации, у которых стоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности, превышает 100 млн. рублей;
- организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн. рублей.
- бюджетные учреждения;
- иностранные организации, имеющие филиалы, представительства на территории РФ.
Объектом налогообложения при УСНО признаются:
1) доходы;
2) доходы, уменьшенные на сумму расходов.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Глава 26.3 НК РФ вступила в действие с 01.01.2003 года. Она определяет перечень видов деятельности, которые могут переводиться на уплату единого налога на вмененный доход, порядок расчета вмененного дохода, сроки уплаты налога. Эти показатели одинаковы для всей территории России.
Уплачивать единый налог на вмененный доход должны как организации, так и индивидуальные предприниматели, занимающиеся следующими видами деятельности:
1)оказание бытовых услуг, в том числе:
- ремонт обуви и изделий из меха;
- ремонт металлоизделий;
- ремонт одежды;
- ремонт часов и ювелирных изделий;
- ремонт и обслуживание бытовой техники, компьютеров и оргтехники;
- услуги прачечных, химчисток и фотоателье;
- услуги по чистке обуви;
- парикмахерские услуги.
Законами субъектов РФ на уплату единого налога на вмененных доход могут переводиться и иные виды бытовых услуг, оказываемых населению.
2)оказание ветеринарных услуг
К ним, в частности относятся осмотр и лечение домашних животных в стационарном лечебном заведении и на дому и иные сопутствующие им услуги.
3)оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойки автотранспортных средств.
4) розничная торговля.
На уплату единого налога на вмененных доход переводится розничная торговля как в стационарных, так и в нестационарных торговых помещениях.
К нестационарной торговой сети относят развозную и разносную торговлю. А магазины, крытые рынки, торговые комплексы, павильоны и киоски - это стационарные места. Если же организация или индивидуальный предприниматель осуществляют розничную торговлю в магазине, то на уплату этого налога их могут перевести только в том случае, если площадь торгового зала не превышает 150 м кв. А розничная торговля в павильонах и палатках переводится на уплату налога на вмененный доход независимо от того, какова их площадь.
5) оказание услуг общественного питания.
Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общественного питания, переводятся на уплату налога только в том случае, если площадь зала обслуживания посетителей не превышает 150 м кв. Также признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется единый налог, оказание услуг общественного питания через объекты, которые не имеют зала обслуживания.
6) оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов.
Налог уплачивают только те организации
и индивидуальные предприниматели,
которые для перевозок
7) распространение и размещение наружной рекламы, рекламы на автобусах, трамваях и других средствах передвижения.
8) оказание услуг по временному размещению и проживанию.
Организации и предприниматели признаются плательщиками единого налога в том случае, если общая площадь спальных мест не превышает 500 м кв.
9) оказание услуг по передаче во временное владение стационарных торговых мест, не имеющих залов обслуживания посетителей.
Организации и индивидуальные предприниматели платят налог на вмененный доход в том случае, если они осуществляют свою деятельность на территории, где этот налог введен. На этой же территории они обязаны встать на учет в налоговой инспекции не позднее пяти дней с момента как они начали вести деятельность, облагаемую единым налогом.
Таким образом, глава 26.3 НК РФ устанавливает еще одно основание постановки на налоговый учет. Это место:
- нахождения организации;
- жительства физического лица;
- нахождения обособленных подразделений организации;
- нахождения недвижимого имущества и транспортных средств,
подлежащих налогообложению.
Плательщикам единого налога не нужно уплачивать:
- налог на прибыль организаций (для индивидуальных предпринимателей - налог на доходы физических лиц);
- налог на добавленную стоимость;
- налог на имущество предприятий (для индивидуальных предпринимателей - налог на имущество, используемое в предпринимательской деятельности);
- единый социальный налог
С 1 января 2004 года вступила в силу глава 26.1. "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), которая применяется наряду с общим режимом налогообложения. При этом сельскохозяйственные товаропроизводители - организации и индивидуальные предприниматели - переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога в добровольном порядке, о чем должны сообщить в налоговые органы по своему местонахождению (месту жительства) с 20 октября по 20 декабря путем подачи письменного заявления.
Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога (далее ЕСХН) предусматривает замену: уплаты налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей с доходов, полученных от предпринимательской деятельности КФХ);