Налогообложение малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - проведение анализа налогообложения малого бизнеса и выработка предложений по его совершенствованию. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность и роль малых предприятий в экономике России,
исследовать и дать характеристику систем налогообложения малого бизнеса в РФ, выявить их преимущества и недостатки;
исследовать налоговую базу предприятия;
проанализировать поступление ЕНВД в бюджет.

Файлы: 1 файл

Курсовая по налогам.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

        - организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.

        Формами государственной поддержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе; финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства; предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства; предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и услуг для государственных нужд и другие формы поддержки. К сожалению, из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реализуются на практике.

        Важную роль в механизме поддержки малых предприятий должны сыграть общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, создаваемые для аккумулирования денежных средств его участников, пожертвований и иных поступлений. Для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготных кредитов. В состав общества взаимного кредитования могут входить другие юридические и физические лица при условии, что Доля уставного (складочного) капитала, принадлежащая входящим в общество субъектам малого предпринимательства, составляет не  менее 51 % от общего размера капитала.

        Развитие малого предпринимательства во многом зависит от материально-технической поддержки субъектов малого предпринимательства, предоставления органами местного самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, в лизинг оборудования. Так, в Москве для обеспечения условия аренды приобретения в собственность нежилых помещений исключительно для нужд субъектов малого предпринимательства правительство столицы организует и проводит для них открытые целевые конкурсы по продаже прав на аренду нежилых помещений и земельных участков; открытые конкурсные торги по продаже незавершенных строительством объектов, чтобы субъекты малого предпринимательства могли на основе объединения средств совместно приобретать указанные объекты в собственность. В столице создан целевой фонд нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства, развития его инфраструктуры.

        В современных экономических условиях важное значение для развития предпринимательства имеет предоставление его субъектам оборудования в лизинг на определенный срок с последующим выкупом на льготных условиях.

       Как показывает зарубежный опыт, устойчивое развитие малого предпринимательства во многом зависит от функционирования разветвленной инфраструктуры поддержки малых предприятий, как на уровне государства, так и на региональных уровнях. Например, важную роль в достижении успехов предприятиями малого бизнеса США играют Администрация по делам малого бизнеса в США, органы конгресса США по делам малого бизнеса министерство торговли, Федеральная торговая комиссия, торговые ассоциации, торгово-промышленные палаты, банки, федеральные фонды и другие организации.

В Российской Федерации  сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства  на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации. К федеральным  органам, осуществляющим регулирование развития малого предпринимательства, его поддержку (в том числе функциональную), относятся Президент РФ и его Администрация, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы, государственные комитеты. Так, в реализации федеральных комплексных программ поддержки и развития малого предпринимательства принимают участие следующие федеральные министерства: экономического развития и торговли, финансов, по налогам и сборам, труда и социального развития, развития конкуренции и поддержки предпринимательства, юстиции, образования и др. Важное место в инфраструктуре предпринимательства занимают Конституционный суд РФ, Арбитражный суд РФ, Верховный суд РФ, Генеральная прокуратура РФ и их органы на местах.

        Большую роль в механизме поддержки развития малого предпринимательства ранее играл Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, однако указом президента РФ в сентябре 1998 г. комитет был ликвидирован.

        В настоящее время на федеральном уровне непосредственное участие в поддержке и развитии малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который фактически организует финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Большую роль в развитии малого инновационного предпринимательства играет Фонд (федеральный) содействия развития малых форм предприятия в научно-технической сфере, который создан постановлением Правительства РФ 3 февраля 1994 г. Значительное место в инфраструктуре предпринимательства принадлежит Российской торгово-промышленной палате, ассоциациям (союзам) предпринимателей.

        Планомерную деятельность по подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства осуществляют высшие учебные заведения страны, например Российская академия предпринимательства, Государственный университет управления и др. так в Государственном университете управления впервые в России образована и действует кафедра предпринимательства, разработан учебный план подготовки специалистов с высшим образованием по специализациям «предпринимательство», созданы современные учебные и учебно-методические материалы. В июне 2007 г. осуществлен уже одиннадцатый выпуск специалистов с высшим образованием по предпринимательству.

        Как показывает опыт, малое предпринимательство успешно развивается, если в регионах страны создана и функционирует действенная инфраструктура малого предпринимательства, так как малые предприятия являются активными субъектами рыночной экономики в первую очередь на территории субъектов Федерации, которые имеют право применять законодательные акты по поддержке и развитию малого предпринимательства, формировать органы поддержки малых предприятий, направлять собственные материально-технические, финансово-кредитные и другие ресурсы для поддержки малых предприятий. Важной функцией местных органов самоуправления является разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства.

        По данным бывшего Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, почти во всех регионах Российской Федерации созданы государственные органы поддержки и развития малого предпринимательства, в 70 регионах действуют региональные фонды поддержки малого предпринимательства, а также другие институты инфраструктуры малого предпринимательства (бизнес-инкубаторы, информационно-аналитические центры, лизинговые компании, консалтинговые организации и др.). Однако наиболее развитая система государственных органов поддержки и развития малого предпринимательства функционирует в Москве, которая в 2008 г. торжественно отметила 20-летний период развития малого предпринимательства. Особенностью опыта развития малого предпринимательства в Москве является комплексный, системный подход в процессе как развития, так и реализации городских программ развития малого предпринимательства.

 

        3.2 Пути оптимизации единого налога на вменный налог

 

        В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Это и понятно. Чем проще налоговая система, тем, как я уже упоминала, проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени y предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах.

          Такая тенденция подтверждается  тем, что в некоторых странах вообще существует один единственный налог на вмененный доход.

          В нашей же стране система  налогов имеет очень сложную  структуру. В ней присутствуют  различные налоги, отчисления, акцизы  и сборы, которые, по сути, почти  ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога. Такое впечатление, что налоговую систему специально усложняют, чтобы получать пени от налогов.

         Кроме того, многие законы, в которых  установлены ставки налогов, и  доходы, из которых они отчисляются,  очень не однозначно указывают  все необходимые элементы налогов.  Поэтому спустя несколько месяцев после опубликования Закона (который тоже не всегда можно найти) начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как этот налог правильно считать.

         Еще один недостаток нашей  налоговой системы - это ее  нестабильность. Налоги вводятся и тут же отменяются, не проработав и года.

Несомненно вся эта  неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в  нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Поэтому  я считаю, что для смягчения  кризисного состояния необходимо наладить налоговую систему, что позволит предприятиям работать в нормальных условиях.

        Что же должна представлять  собой в сегодняшних условиях  налоговая реформа? Думается, что  здесь не следует вести речи  о радикальных изменениях. Имеется  в виду укрепление налоговой системы, ее совершенствование. Нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов.     Основная задача этого этапа - обеспечение налоговыми доходами минимизации дефицита федерального бюджета с тем, чтобы за счет внутренних и внешних источников и приемлемой степенью надежности финансировать экономическое развитие страны.

         Основные направления налоговой  реформы в России в этом  общем контексте видятся следующими: ослабление налогового бремени  и упрощение налоговой системы  путем отмены низкоэффективных  налогов и отчислений во внебюджетные  фонды; расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом “налоговой справедливости”; постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц; решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.

        На данный момент целесообразно:

        - резко увеличить налогооблагаемую  базу и ставки ресурсных платежей  как основной составляющей дифференциальной ренты, которая должна поступать в доход государства;

       - расширить  права местных органов при  установлении ставок налогов  на имущество юридических лиц  (но исключить налогообложение  оборотных средств) и граждан;

       - унифицировать  прямое налогообложение всех юридических лиц, перейдя от налога на доход банков и страховых компаний к налогообложению их прибыли (увеличив для этих категорий налогоплательщиков ставку налогообложения);

       - расширить  меры по налоговому стимулированию  инвестиционного процесса и преимущественного направления предприятиями средств на развитие, совершенствование и расширение производства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора;

      - усилить  социальную направленность налогов.  Для этого нужно постоянно увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с другой - ставку подоходного налога лиц с очень высокими доходами, а также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них.

        В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно ставить вопрос о формировании сбалансированной (с изменением некоторых акцентов) системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную (для обеспечения потребностей государства), но и в должной мере стимулирующую и регулирующую функции.

        Какие стратегические цели в  области планирования налогообложения  должно иметь наше государство  на ближайшие пять лет? Очевидно, ответ на этот вопрос таков: ужесточение налоговой дисциплины, формирование цивилизованного института налогоплательщиков; упрощение налоговой системы; налоговое стимулирование производства и реализации конкурентоспособных отечественных товаров; совершенствование принципов федерализма, развитие в стране муниципальных налоговых систем.

        Реформирование действующей налоговой  системы должно осуществляться  в направлениях создания благоприятных  налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам.

        В настоящее время существует  ряд предложений по совершенствованию  закона о едином налоге на  вмененный доход. Одно из низ  заключается в предоставлении  льготы по налогу на вмененный  доход, если сумма подоходного  налога с заработка сотрудников какого-либо малого предприятия в два раза превысила ставку налога по вмененному доходу этого МП.

        Такое предложение связано, прежде  всего, с тем, что сегодня  большая часть (80-90 %) заработной  платы выплачивается вчерную и официально показывается по документам совершенно незначительная ее часть. Это приводит к огромным недоплатам в подоходный налог с физических лиц и во все внебюджетные фонды. Этим самым вольно-невольно предприниматели входят в криминальную систему бизнеса. Поскольку им надо для этого скрыть часть доходов, отмыть и обналичить деньги. Потом эти деньги надо передать своим работникам, которые таким образом тоже оказываются вовлеченными в круговую поруку. В результате практически все оказываются в криминальной сфере.

Информация о работе Налогообложение малого бизнеса