Налогообложение машиностроительных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы обусловлена тем, что машиностроение является базовой отраслью экономики страны, тесно взаимосвязанной с ведущими отраслями экономики и обеспечивающая их устойчивое функционирование, наполнение потребительского рынка, и являющаяся основой развития технологического ядра промышленности. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие показатели эффективности народно – хозяйственного комплекса страны, материалоемкость, энергоемкость, ВВП, производительность труда в отраслях народного хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства.

Файлы: 1 файл

Курсовая Айгуль.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что большинство  предприятий промышленного комплекса применяющие  общую систему налогообложения в соответствии с действующим законодательством уплачивают такие основные налоги как: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, земельный налог, налог на имущество организаций, транспортный налог и страховые взносы на обязательное соц. страхование. Однако в отношении промышленных предприятий в системе налогообложения существуют разнообразные льготы, например: освобождение от налога на ряд лет, снижение ставок налогов, вычитание из налогооблагаемой базы расходов, в которых заинтересовано государство, установление скидок при образовании разных фондов, возврат ранее уплаченных налогов, налоговый кредит или отсрочка платежей налогов, необлагаемый минимум, изъятие определенных элементов из обложения, освобождение от уплаты отдельных категорий налогоплательщиков и др.

 

1.2.  Нормативно - правовая база, регулирующая налогообложение  предприятий машиностроительного  комплекса

Налоговая политика –  составная часть экономической  политики государства, которая базируется на совокупности юридических законодательных актов, устанавливающих виды налогов, порядок их взимания и регулирования.

Государство для выполнения своих функций и регулирования  экономики использует как экономические, так и административные методы воздействия на деятельность предприятий и экономику страны, принимая и корректируя соответствующие законодательные акты и постановления, а также проводя определенную экономическую политику.

Применение налогов  является одним из экономических  методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими  интересами предпринимателей и организации, не зависимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно – правовой формы. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая  привлечение иностранных инвестиций, что немало важно для промышленных предприятий. [10.C56]

Среди нормативно – правовых актов регулирующих налогообложение промышленных предприятий, несомненно, на первом месте стоит Конституция РФ. Содержащие в основном законе стране нормы, регулирующие налоговые отношения, имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории РФ. В частности, определяются субъекты налогообложения и их гарантии, компетенция органов власти РФ в сфере налогового регулирования и законотворчества, действия актов о налогах во времени и др. Нормы, закрепленные в Конституции РФ, детализируются в законах и подзаконных актах, регулирующих как организацию работы налоговых инспекций, так и конкретные сферы налогообложения.

Так ст. 57 Конституции  РФ гласит: каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. [ 1]

Вторым по значимости нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность предприятий промышленного комплекса, является Налоговый Кодекс РФ.

В настоящее  время в России происходит укрепление налоговой системы. Это выражалось, прежде всего, в принятии первой и  второй частей Налогового кодекса РФ (часть первая от 31 июля 1998г., N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000г., N 117-ФЗ.)  Как инструмент  реализации  основных  задач   в    области    налоговой политики  он приобретает особую значимость. Это - систематизированный    законодательный    акт,    призванный обеспечить  комплексный подход  к решению   насущных   проблем налогового права. В Налоговом кодексе  Российской  Федерации   действующие   нормы   и положения,   регулирующие  процесс   налогообложения,   перерабатываются   в соответствии с выбранными приоритетами и  направлениями  развития  налоговой системы,   приводятся   в  упорядоченную,  единую,   логически   цельную   и согласованную систему. [6.C 148]

Изменения налоговой  системы,   предусмотренные   Налоговым   кодексом, направлены на  построение   стабильной, понятной  и  единой в границах Российской Федерации    налоговой    системы, установление    правовых    механизмов взаимодействия  всех  ее   элементов в рамках единого налогового правового пространства,  создание       рациональной        налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и  частных интересов, содействующей развитию  предпринимательства,   активизации   инвестиционной деятельности  и наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан, формирование единой налоговой правовой  базы, совершенствование     системы ответственности за налоговые правонарушения,   совершенствование налогового администрирования.

Важное место  в части первой Налогового кодекса  занимают нормы, посвященные налогообложению  предприятий применяющих общий  режим налогообложения. Основные положения о налогах уплачиваемых такими предприятиями  установлены в ст. 13, 14, 15. В части второй Налогового Кодекса особое место занимают гл. 21 Налог на добавленную стоимость, 22 Акцизы, 25 Налог на прибыль, 28 транспортный налог, 30 Налог на имущество организаций, 31 земельный налог, также ряд законов регулирующих данные налоги, например: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций", Закон РФ от 13. 12. 1991 г.  N  2030-1 « О налоге на имущество предприятий» и т.д., которые раскрывают все элементы налогообложения. [ 6.C 179 ]

Основополагающим  элементом налоговых полномочий органов власти различного уровня являются полномочия по установлению и введению налогов. Общие положения о распределении  полномочий по установлению и введению налогов между органами государственной власти и управления установлены Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации.

В Российской Федерации  установление новых видов налогов  отнесено к полномочиям федеральных  органов власти. Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обладают лишь правом вводить региональные и местные налоги. Устанавливать они могут только отдельные элементы налогового механизма (размеры ставок по этим налогам, порядок, сроки уплаты налога и предоставление налоговых льгот в пределах прав, определенных налоговым законодательством Российской Федерации, а также формы отчетности). [ 10. C 94]

Принадлежность  налога к тому или иному виду не характеризует компетенцию соответствующих  органов власти по управлению этим налогом. По каждому налогу установлен свой объем налоговых полномочий органов власти. Региональные и местные органы власти могут иметь или не иметь права на введение своего регионального или местного; по разным налогам предусмотрены различные возможности территориальных властей влиять на величину базы или ставки. По многим, в том числе федеральным, налогам законодательство устанавливает долевое распределение полученных доходов, существенно ограничивая право на распоряжение вводящих эти налоги органов власти.

В соответствии с действующим в Российской Федерации  порядком такие полномочия, как круг налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления налога по всем налогам, взимаемым на территории Российской Федерации, принадлежат исключительно федеральным властям и устанавливаются по каждому налогу в Налоговом кодексе Российской Федерации. [ 4]

Российское  законодательство предусматривает  распределение части полномочий по установлению налоговых ставок и налоговых льгот. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые ставки и предоставлять налоговые льготы по ряду федеральных налогов в пределах, определенных федеральным законодательством.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  предоставляют отсрочки и рассрочки  по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов  Российской Федерации в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных законами субъектов Российской Федерации о бюджете.

Представительные  органы местного самоуправления устанавливают  размеры ставок по местным налогам и сборам, предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации. Внесение изменений и дополнений в правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в правовой акт представительного органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год. [ 2 ]

Еще одним нормативно – правовым актом регулирующим налогообложение  предприятий промышленного комплекса  является федеральный Закон от 24. 07. 2009 г. N 212 – ФЗ « О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. [5]

Одним из  нормативно правовых документов стимулирующих  деятельность машиностроительного  комплекса является постановление  кабинета министров Республики Татарстан от 23.06.2012 года № 549  «Развитие машиностроительного комплекса Республики Татарстан на 2012 -2014 годы» в рамках которого рационализируется использование сырьевых и энергетических ресурсов на всех этапах производства и движение продукции машиностроительного комплекса Республики Татарстан при одновременном повышении качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, снижении техногенной нагрузки на окружающую среду.

Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты  налогообложения предприятий машиностроительного комплекса, можно сделать вывод о том, что  машиностроение является ведущей отраслью промышленности. Машиностроительный комплекс - важнейший комплекс, играющий огромную роль в воспроизводственном процессе, взаимосвязанный со многими отраслями хозяйства страны, имеющий свою структуру, специализацию внутри её и отличительные особенности.

Этот комплекс играет большую роль в жизни общества. Вся история человечества неразрывно связана с использованием различных  машин. В настоящее время нет  такой отрасли народного хозяйства, в которой не использовались бы машины и механизмы самых широких масштабов. Они являются важнейшими компонентами в нашей жизни.

Машиностроительный комплекс влияет на рост производительности труда  и другие  экономические показатели, определяющие эффективность развития общего производства.

Большинство предприятий  промышленного комплекса применяют  общий режим налогообложения, который  предусматривает уплату наибольшего количества налогов таких как: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, страховые взносы, налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный и налог  на доходы физических лиц в качестве налогового агента.

Среди нормативно – правовых актов регулирующих налогообложение промышленных предприятий, несомненно, на первом месте стоит Конституция РФ. Содержащие в основном законе стране нормы, регулирующие налоговые отношения, имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории РФ. Вторым по значимости нормативно – правовым актом является Налоговый Кодекс РФ, в нем установлены основные положения налогообложения предприятий применяющих общий режим налогообложения. Также Федеральные Законы раскрывающие сущность налогов и их элементы. Однако некоторые элементы налогообложения регулируются такими нормативно- правовыми актами как Бюджетный кодекс РФ.

 

2.  Анализ налогообложения  предприятий машиностроительного  комплекса на примере ОАО «КАМАЗ  –  Дизель»

2.1.  Краткая  характеристика ОАО « КАМАЗ  – Дизель» и анализ исполнения  налоговых обязательств

Автомобильная промышленность является одной из важных отраслей промышленности России. Численность  рабочих в ней составляет 4,6% всех занятых в промышленности в целом  и 13% числа рабочих машиностроения. В автомобильной отрасли занято более 1 млн. человек.

Автомобильная промышленность дает 3,8% объемов промышленного производства и 23% объемов машиностроения.

Автомобилестроительный комплекс входит в число основных отраслей приволжского округа и занимает лидирующие в стране позиции по производству грузовых автомобилей – 89,3%, автобусов – 91,8%, легковых автомобилей – 59%, автомобильных двигателей – 81, 7%.

Крупнейшие предприятия автомобилестроительного  комплекса расположены в гг. Тольятти, Самаре, Набережные Челны, Нижний Новгород, Ижевске, Ульяновске. Автомобильные заводы в г. Тольятти и Набережные Челны созданы как самодостаточные полномасштабные комплексные производства, включающие в себя полный цикл всех технологических переделов (от первичной обработки сырья и материалов, до конечного продукта), и является градообразующим. [9. C 87]

Одним из крупнейших предприятий России обладающим полным технологическим  циклом производства дизельных двигателей является ОАО «КАМАЗ – Дизель»  расположенный в г. Набережные Челны, на долю которого приходится почти три четверти объёма промышленной продукции, произведенной в Челнах.

Информация о работе Налогообложение машиностроительных предприятий