Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 15:46, курсовая работа
Актуальность данной работы обусловлена тем, что машиностроение является базовой отраслью экономики страны, тесно взаимосвязанной с ведущими отраслями экономики и обеспечивающая их устойчивое функционирование, наполнение потребительского рынка, и являющаяся основой развития технологического ядра промышленности. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие показатели эффективности народно – хозяйственного комплекса страны, материалоемкость, энергоемкость, ВВП, производительность труда в отраслях народного хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства.
НН = ( 620 290 тыс.руб./ 12 941 694 тыс.руб. + 1 527 758) х 100% = 4.2%
В соответствии с приказом ФНС России от 10.05.2012 года № ММВ-7-2/297 2 налоговая нагрузка по видам деятельности, для машиностроительных предприятий налоговая нагрузка составляет 5,2%.
НН ( 2010 год) = ( 617 428/ 20 054 885+1 529 431) х 100% = 2,9%
НН ( 2011 год) = ( 1 096 886/ 17 329 562 + 4 861 694) х 100% = 4,9%
Все значения налоговой нагрузки ОАО «КАМАЗ –Дизель» находятся в пределах нормативных значений. Однако такой расчет не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени, поскольку рассчитанная по этой методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость произведенной продукции (работ или услуг) и не дает реальной картины налогового бремени налогоплательщика.
Вторую методику предлагает М.Н. Крейнина. В основе этого подхода сопоставление налога и источника его уплаты. Каждая группа налогов в зависимости от источника, за счет которого они уплачиваются, имеет свой критерий оценки тяжести налогового бремени. Вводим следующие обозначения:
В - выручка от реализации (себестоимость + прибыль);
Ср - затраты на производство реализованной продукции без учета налогов;
Пч - фактическая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия за вычетом налогов, уплачиваемых за счет ее.
Налоговое бремя рассчитывается по формуле:
НБ=(В-Ср-Пч/В-Ср)*100% или НБ=(В-Ср-Пч)/Пч
НБ ( 2011 год) = ( 17 329 562-16 839 342 – 295 924/ 17 329 562-16 839 342) х 100% = 3,9%
Налоговое бремя находятся в пределах нормативных значений. Эта формула показывает, во сколько раз суммарная величина уплаченных
налогов отличается от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Основные положения данного подхода следующие:
НДС и акцизы не принимаются к рассмотрению
как налоги, влияющие на величину прибыли
предприятия.
Данная методика представляется действенным средством анализа воздействия прямых налогов на финансовое состояние предприятия, но очевидна недооценка влияния косвенных налогов, НДС и акцизов. Эти налоги оказывают влияние на величину прибыли предприятия, но степень их влияния не так очевидна. Поэтому необходима иная методика
Существует третья методика расчета налоговой нагрузки. В этом случае налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную. Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды и может быть исчислена по формуле:
АНН = НП + ВП + НД,
где АНН - абсолютная налоговая нагрузка; НП - налоговые платежи, уплаченные организацией; ВП - уплаченные платежи во внебюджетные фонды; НД - недоимка по платежам.
Рассчитаем АНН за
2011 год: АНН = 738 772+358 114+59724 =1 156 610тыс.руб.
Поскольку абсолютная налоговая нагрузка
отражает сумму налоговых обязательств
субъекта хозяйственной деятельности
и не учитывает тяжесть налогового бремени,
для определения уровня налоговой нагрузки
возможно использовать показатель относительной
налоговой нагрузки, который рассчитывается
как отношение абсолютной налоговой нагрузки
к вновь созданной стоимости, иными словами,
сумма налоговых платежей соотносится
с источниками их уплаты.
Вновь созданная стоимость продукции организации может быть
определена по формулам:
ВСС = В - МЗ - А + ВД - ВР
или
ВСС = ОТ + НП + ВП + П,
где ВСС - вновь созданная стоимость; В - выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС); МЗ - материальные затраты; А - амортизация; ВД - внереализационные доходы; ВР - внереализационные расходы (без налоговых платежей); ОТ - оплата труда; НП - налоговые платежи; ВП - платежи во внебюджетные фонды; П - прибыль организации.
ВСС (2011гд) =17 329 562 - 15 070 251 – 60 807 + 4 861 694 – 3 731 709 = 3 328 489 тыс.руб.
Относительная налоговая нагрузка в этом случае определяется по формуле:
ОНН = (АНН / ВСС) x 100%
ОНН (2011 год) = (1 156 610/ 3 731 709) х 100%
= 30,99%
Эта методика не позволяет прогнозировать
изменения показателя в зависимости от
изменения количества налогов, их ставок
и льгот.
Машиностроительный комплекс Республики Татарстан на протяжении многих лет сохраняет свою высокую значимость для социально-экономического развития региона в силу заключенного в нем интеллектуального, инновационного и мультипликативного потенциала.
Основой многоотраслевого машиностроительного комплекса Республики Татарстан традиционно являются предприятия, выпускающие сложную высокотехнологичную наукоемкую продукцию.
Для восстановления и стабилизации экономического роста, обеспечения развития машиностроения в Республике Татарстан с учетом новых экономических реалий необходим системный подход, включающий определение направлений, темпов, структуры и механизмов развития машиностроительного комплекса и среды его функционирования, а также форм адресной поддержки приоритетных направлений его развития.
На дальнейшее развитие отечественного автомобилестроения помимо темпов роста российской экономики существенное влияние оказали присоединение России к ВТО и связанное с ним изменение ставок ввозных таможенных пошлин, а так же внедрение стандарта Евро 4 с 2013 года.
Таким образом полностью изучив и проанализировав налогообложение ОАО «КАМАЗ – Дизель» , можно сделать вывод о том что, предприятие относительно стабильно исполняет свои обязательства как по налогам, так и по другим обязательным платежам. Показатели налоговой нагрузки во всех периодах находятся в пределах нормативных значений.
Развитие рынка дизельных двигателей напрямую связано с развитием рынка автомобильной, сельскохозяйственной и строительной техники.
Тенденции развития ОАО
«КАМАЗ-Дизель» в целом
- по итогам 2011 года в России выпущено 105 195 шт. тяжелых дизельных двигателей, что на 26% больше аналогичного показателя 2010 года. Объем производства ОАО «КАМАЗ-Дизель» в 2011 году составил 51 886 шт. двигателей, продемонстрировав рост в годовом исчилении на 30% и увеличив рыночную долю предприятия до 49,3%. По итогам 2011 года ОАО «КАМАЗ-Дизель» занимает лидирующие позиции по объему выпуска дизельных двигателей в России.
3. Совершенствование налогообложения предприятий машиностроительного комплекса
3.1. Обобщение зарубежного опыта
налогообложения предприятий
Машиностроение — главная отрасль промышленного производства, влияющая на развитие других сфер хозяйственной деятельности и отражающая уровень научно-технического состояния и обороноспособности страны. В развитых странах на долю машиностроения приходится 25-35% ВВП и примерно столько же от общей численности занятых в экономике. Аналогичные показатели для НИС, для других развивающихся стран доля промышленности — 15-20%, в НРС — менее 10%. Ведущие тенденции — рост объема производства при углублении специализации и кооперации различных машиностроительных отраслей, расширение сфер использования, улучшение потребительских свойств конечной продукции.
Особенностью машиностроения развитых стран является растущее многообразие продукции машиностроения, ее высокое качество и конкурентоспособность. Доля машиностроительной продукции в экспорте Японии составляет 65%, США, Германии, Швеции — 45-48%.
В мировом машиностроении
лидируют страны: США, Япония, Германия,
Швейцария и Великобритания. Они
же имеют наиболее полную номенклатуру
машиностроительного
США высокий уровень
развития отраслей тяжелой
Машиностроение Японии одно из самых развитых в мире. В Японии наиболее развито транспортное машиностроение, включая автомобилестроение, судостроение, станкостроение.
В машиностроительной отрасли Японии занято около 702 000 рабочих и служащих. Машиностроительные фирмы Японии уделяют большое внимание совершенствованию технологических процессов и конструкций машин, что делает их конкурентоспособными на мировых рынках.
Машиностроение Германии является носителем самых современных технологий и помогает пользователям машин и оборудования сохранять их ведущие позиции на многих рынках готовой продукции. С помощью инновационных технологий страна за последние пять лет, увеличила объемы производства на 40%. В 2009 г. около 28% от общего объема производства машин и оборудования были достигнуты за счет внедрения совершенно новых или улучшенных технологий производства.
Так же еще одним критерием, который помогает Германии оставаться лидером на мировом рынке машиностроения, является высокий профессионализм и мотивация персонала машиностроительной отрасли.
Наиболее эффективной формой государственного стимулирования инновационной деятельности по праву во всем мире считается льготный режим налогообложения расходов на проведение научных исследований.
Многие предприятия заинтересованы в снижении ставки налога на прибыль. К наиболее универсальным льготам по этому налогу можно отнести возможность списания текущих некапитальных затрат на НИОКР при определении налогооблагаемой базы и ускоренную амортизацию оборудования, используемого для проведения НИОКР.
В Великобритании, Германии, Италии, Канаде, США и Японии предприятия, работающие с прибылью, имеют право вычитать из налогооблагаемой базы 100 % расходов на НИОКР. В Австрии эта величина составляет 105, в Австралии и Дании - 125 % (по данным ОЭСР)
В зарубежных странах распространен и так называемый налоговый кредит (tax credit). С его помощью предприятиям дается возможность уменьшения уже начисленного налога на прибыль на сумму, составляющую определенный процент от расходов на НИОКР. В США, Японии, Франции эта налоговая льгота зависит от прироста расходов на научно-исследовательскую деятельность по прошествии определенного временного периода. В ряде других стран (Канада, Нидерланды) величина налогового кредита пропорциональна увеличению общей суммы расходов на НИОКР. В среднем за рубежом эта льгота составляет 20 % от суммы прироста затрат на НИОКР (в США, Японии, Канаде) и служит существенным источником увеличения прибыли предприятий.
Для государства налоговый кредит не менее полезен, чем для фирм, так как оно выступает в данном случае в роли долгосрочного инвестора.
В основном, предприятия уплачивают налоги на общем режиме налогообложения. К ним относятся: налог на добавленную стоимость или налог с продаж ( в США), налог на прибыль, единый социальный налог, налог на имущество организаций, транспортный налог и т.д.
Ставка НДС или налога с продаж в США колеблется от 4% до 10,5% в зависимости от штата, в Германии – 19%, В Японии – 5%, В Великобритании – 20%, В Канаде - от 5% до 15%, во Франции – 19,6%.
Аналог налога на прибыль организаций в зарубежных странах - корпорационный налог — налог на доходы (прибыль) юридических лиц (объединений капиталов), взимаемый практически во всех развитых странах и подавляющем большинстве развивающихся. Налог может иметь названия: а) налог на прибыль обществ (акционерных обществ); б) налог на общества; в) налог на доходы юридических лиц.
Налог на прибыль корпораций в Германии: из подлежащей обложению прибыли вычитаются пожертвования на общественные, научные и государственные цели, представительские расходы и другие расходы, предусмотренные законодательством.
Для мелких компаний, доход которых не превышает 10 тыс. марок, устанавливается необлагаемый минимум в размере 5 тыс. Если доход свыше 10 тыс. марок, необлагаемый минимум сокращается.
Ставка налога на нераспределенную прибыль установлена в размере 45%, а на прибыль, распределенную по дивидендам -30%. То есть имеет место двойное обложение прибыли на уровне компании и уровне акционера.
В Японии же следующая ситуация: налог на прибыль корпораций зачисляется в национальный, префектурные и муниципальные бюджеты. Национальная ставка составляет 33,48%, префектурная - 5% от национальной (1,67% от прибыли) и муниципальная - 12,3% от национальной (4,12% от прибыли). Общая ставка налога от прибыли составляет около 40%. Однако для предприятий малого бизнеса существует широкая система льгот.
Рассмотрев системы налогообложения в зарубежных странах можно сделать вывод о том, что особая роль в экономике предприятий машиностроительного комплекса уделяется научно – техническому исследованию, повышению уровня знаний и квалификации служащих, а также стимулированию производственных предприятий государством, путем предоставления налоговых льгот, инвестиционных налоговых кредитов и т.д.
3.2. Пути совершенствования
взимания налогов с
Правительством Российской Федерации поставлена задача - за ближайшие 10 лет ввести страну в пятерку крупнейших экономик мира. Одновременно планируется увеличить валовой внутренний продукт на душу населения с 19,7 до 35 тыс. долларов США. Для достижения этих целей необходимо как минимум в два раза повысить производительность труда, а в не сырьевых высокотехнологичных секторах - в 3 - 4 раза.
Информация о работе Налогообложение машиностроительных предприятий