Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 22:25, курсовая работа
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которая может быть собрана только посредством налогов.
Введение …………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы налогообложения..………………...………………….5
1.1 Сущность, признаки и функции налогов …………………………...….....5
1.2 Классификация налогов……………………………………….………..…11
1.3 Характеристика налоговой системы Российской Федерации……..…....15
2 Особенности налогообложения организаций в Российской Федерации ….21
2.1 Традиционная система налогообложения.………………………….…....21
2.2 Специальные налоговые режимы…………..……………………….…....29
3 Проблемы налогообложения Российских организаций и пути их решения.40
Заключение ………………………………………………………………………45
Список литературы ……………………………………………………………...
Косвенный налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. При косвенном налогообложении между государством и налогоплательщиком имеется посредник – продавец.
Акцизы – в настоящее время делятся на индивидуальные(взимаются с отдельных видов товаров, таких как сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, мощность оборудования) и универсальные(налог с оборота, НДС, налог с продаж).
Государственные фискальные монополия – представляют полную или частичную монополию государства на производство и продажу некоторых товаров массового потребления(табак, спички, спирт, пиво, соль).
Таможенные пошлины – это вид косвенного налога, взимаемого при перемещении товаров через таможенную границу. С 1 января 2005 года в Российской Федерации таможенная пошлина относится к разряду неналоговых доходов и расходов.
2. По субъекту налогообложения:
2.1. налоги,
уплачиваемые физическими
2.2. налоги,
уплачиваемые юридическими
2.3. смешанные
3. По ставкам:
3.1. пропорциональные
3.2. прогрессивные
3.3. регрессивные
Пропорциональный налог – устанавливается в абсолютной фиксированной сумме или процентах, независимо от величины налоговой базы.
Прогрессивный – ставка такого налога повышается по мере увеличения размера налоговой базы( до 300 т.р. – до 0,1% ; 300 – 500т.р. - 0,1% - 0,3% ; более 500т.р. – 0,3% - 2%).
Регрессивный – ставка такого налога понижается по мере увеличения размера налоговой базы(до 280 т.р. – 26% от фонда оплаты труда, 281т.р.- 600т.р. – 10%, более 600т.р. – 2% умноженные на сумму превышающую 600т.р.).
4. По территории охвата:
4.1. федеральные
4.2. региональные
4.3. местные
Федеральный налог – закреплен федеральным законодательством и обязателен к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональный – закреплен федеральным законодательством и обязателен к уплате на всей территории субъекта РФ на основании закона региональных органов власти.
Местный - закреплен федеральным законодательством и обязателен к уплате на территории муниципального образования на основании решения местных органов власти.
5. По порядку
использования государством
5.1. общие
5.2. целевые
Общие – концентрируются в бюджетах соответствующих уровней, где обезличиваются и расходуются на основании финансирования тех или иных мероприятий, независимо от источника их поступления.
Целевые – формируют финансовую базу специальных фондов, средства которых дут на финансирование строго целевых программ фонда.
6. По порядку уплаты:
6.1. декларация
6.2. у источника исчисления
6.3. бланковый способ
Декларация – это документ, в котором налогоплательщик самостоятельно отражает объект налогообложения, исчисляет налоговую базу и налог с нее.
У источника исчисления налога – производится налоговым агентом(лицо, обязанное производить исчисления, удержание и перечисление налогов в бюджет за налогоплательщика, налогоплательщик получает доход уже за минусом налога).
Бланковый способ – расчет налога производится налоговыми органами. Налогоплательщик производит оплату на основании полученного уведомления.
1.3. Характеристика налоговой системы Российской Федерации.
Налоговая система – это совокупность предусмотренных законодательством налогов и сборов, принципов и методов их установления или отмены.
Согласно ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Фактически это означает следующее:
-система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, определяется законодательством РФ;
-органы государственной власти субъектов РФ имеют право устанавливать налоги и сборы только в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ;
-федеральные законы регулируют региональные налоги только в общих чертах. Конкретизация налогового законодательства по региональным налогам осуществляется законодательством РФ;
-порядок зачисления налогов в бюджеты различных уровней определяется законодательством и Законом о Федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Среди ученых занимающихся
разработкой проблемы налоговой
системы не существует единого мнения
в определении термина «
Основные принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом. Эти принципы лежат в основе построения любой налоговой системы. Вместе с тем современная налоговая система РФ формируется на основе общих принципов построения и функционирования, декларированных в с. 3 НК РФ. К этим принципам относятся следующие:
-установление налогов на основе закона – ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом или установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым Кодексом;
-принцип всеобщности и равенства налогообложения – каждое лицо уплачивает законно установленные налоги и сборы, нет различных ставок, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства или места происхождения капитала;
-принцип понятности налогового законодательства – акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен уплачивать;
-принцип экономической обоснованности налогов – налоги не могут быть произвольными и должны иметь экономическое обоснование;
-принцип эффективности налогообложения – максимальная эффективность каждого конкретного налога состоит в относительно низких издержках государства на сбор этого налога;
-принцип единства налоговой системы РФ – запрещается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое пространство РФ.
В общем виде налоговая система РФ может быть представлена на рисунке 1, составленной автором.
Федеральные налоги и сборы |
Налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы) |
Местные налоги и сборы |
Рисунок 1 - Налоговая система РФ
Понятие конкретных
видов налогов, составляющих
Таблица 2. Налоги Российской Федерации.
Федеральные налоги и сборы |
Региональные налоги и сборы |
Местные налоги и сборы |
а) налог на добавленную стоимость; б) акцизы на отдельные группы и виды товаров; в) налог на доходы физических лиц г) единый социальный налог д) налог на прибыль предприятий; е) налог на добычу полезных ископаемых ж)водный налог з) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов к) государственная пошлина; |
а) налог на имущество предприятий; в) транспортный налог; г) налог на игорный бизнес; |
а) налог на имущество физических лиц; б) земельный налог . |
Одним из общих принципов построения налоговой системы РФ является невозможность установления региональных или местных налогов, не предусмотренных НК РФ. Это означает, что перечень налогов является закрытым, то есть может быть расширен только путем внесений дополнений и изменений в НК РФ.
Законом о налоговой системе РФ так же предусмотрены три уровня налоговой системы РФ: федеральный, региональный и местный.
Оптимально построенная
налоговая система должна, с одной
стороны обеспечивать финансовыми
ресурсами потребности государс
В Российской Федерации существуют три основных метода налогообложения:
-самообложение, уплата налогов налогоплательщиками на основании заполненной и проверенной налоговым инспектором налоговой декларации;
-оценочные платежи, оценка налоговых обязательств по мере поступления выручки в течении года и периодическая выплата налогов; окончательный расчет производится по итогам налогового периода;
-изъятие у источника, удержание налога в момент выдачи заработной платы или в момент продажи (НДФЛ, НДС).
В ряде случаев налогоплательщики кредитуют государство, вынужденно оплачивая налоги заранее или выплачивая больше, чем требуется. Если такие платежи превышают сумму нетто налоговых обязательств, то в конце налогового периода производится возврат излишне выплаченных средств, либо их зачет в счет платежей будущего года.
Легче всего собирать налоги с заработной платы. Здесь налоги взимаются автоматически в момент выплаты заработанных денег. Легко взимать акцизы и налоги на добавленную стоимость, они дают поступления немедленно, хотя при этом существует возможность искусственного завышения материальных издержек и приуменьшения облагаемого прироста стоимости, добавленной обработкой.
Наибольшие трудности
Существенные трудности
возникают в расчете и взимании
налогов в связи с
Собираемость налогов определяется соотношением суммы действительных налоговых поступлений к тому, что хозяйствующие субъекты должны были заплатить по расчетам министерства финансов. Есть государства, где собираемость налогов составляет около 90-92% расчетной суммы. Печальный рекорд в середине 90-х гг. поставила Россия, где в отдельные периоды поступления налоговых платежей не составляли 1/3 от запланированных.
Показатель собираемости налогов зависит не только от оперативности министерства финансов и налоговой инспекции, строгости законов и их исполнения, но и от правильности оценки ожидаемых поступлений в бюджет с учетом возможных налоговых льгот, юридической и экономической грамотности руководящих кадров компаний в использовании этих льгот. Принципиальную роль играет также налоговая дисциплина, опирающаяся на налоговую мораль в стране, а так же степень расцвета теневой экономики, криминализации хозяйственной жизни вообще и налогово-таможенной сферы.
Таким образом, одним из ключевых вопросов собираемости налогов является состояние налоговой морали в стране.
Налоговая мораль – это сознательное исполнение налоговых обязательств и общественная нетерпимость к уклонению от налогов.
От результативности совершенствования налогового механизма во многом зависят темпы экономического роста и решение социальных проблем в обществе. Вот уже седьмой год в стране идет реформа налоговой системы. Главная ее задача - достижение оптимального соотношения между регулирующей и фискальной налоговыми функциями. Добиться этого можно выравниванием условий налогообложения, снижением общего налогового бремени и упрощением налоговой системы. Нельзя не признать, что проводимая налоговая реформа позитивно повлияла на социально-экономическую ситуацию в России. Несмотря на снижение налоговых ставок, отмену ряда налогов и общую либерализацию налоговой системы консолидированный бюджет Российской Федерации имеет устойчивую тенденцию к росту.
Следует, однако, признать,
что на рост объемов поступлений
в бюджет также повлияли инфляция,
благоприятная
Вместе с тем налоговая реформа не привела к упрощению налоговой системы и снятию препятствий для экономического роста. По-прежнему она слишком затратная с точки зрения администрирования, как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков.
Совершенствование экономико-функционального обеспечения налогового механизма предполагает выработку концептуальных подходов к применению специальных налоговых режимов в действующей налоговой системе, таких, как упрощенная система для налогообложения и единый налог на вмененный доход. В существующей конструкции данные специальные налоговые режимы носят искажающий характер. По сути, законодатель, утвердив критерии для отнесения предприятий к малым, поставил такие предприятия перед выбором: либо дробить свой бизнес при достижении пороговой величины дохода, либо скрывать свои доходы и имущество. Кроме того, применение упрощенной системы налогообложения предприятиями, подпадающими под критерии этой системы, приводит к массовому образованию фирм-однодневок, создаваемых специально для незаконного возмещения из бюджета НДС, искусственной минимизации прибыли крупных предприятий и уменьшения налоговых обязательств в части других налогов, в том числе ЕСН.
Информация о работе Налогообложение организаций, проблемы и пути их решения