Налогообложение посреднеческих операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 06:37, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в раскрытии правовых особенностей налогообложения посреднических операций.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть правовые основы посреднических операций;
- исследовать особенности посреднических договоров;
- охарактеризовать особенности налогообложения посреднических договоров.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……….…3
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ регулирование ПОСРЕДНИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ……………………………………………………………………….…6
1.1. Общие положения договора комиссии…………………………………..…6
1.2. Общие положения агентского договора ……………………………...…..10
1.3. Общие положения договора поручения…………………………………..12
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОСРЕДНИЧЕСКИХ ДОГОВОРОВ..……...16
3. Налогообложение посреднических операций………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..31
Список использованнЫХ иСтОЧНИКОВ…………………………..…..34

Файлы: 1 файл

Налогооблажение посреднических операций.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……….…3

1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ регулирование ПОСРЕДНИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ……………………………………………………………………….…6

1.1. Общие положения  договора комиссии…………………………………..…6

1.2. Общие положения агентского договора ……………………………...…..10

1.3. Общие положения договора  поручения…………………………………..12

2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОСРЕДНИЧЕСКИХ ДОГОВОРОВ..……...16

3. Налогообложение посреднических операций………………..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..31

Список  использованнЫХ иСтОЧНИКОВ…………………………..…..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время  деятельность по оказанию посреднических услуг получила широкое распространение. Очевидно, что развитый рынок –  это, прежде всего наличие налаженных хозяйственных связей; значительную роль в создании таких связей играют посредники.

Исходя из российского  законодательства, существующая в настоящее время степень развития посреднических услуг не является достаточной, причем не только в количественном, но и, прежде всего, в качественном отношении.

Актуальность курсовой работы состоит в том, что посреднические услуги являются формой предпринимательской деятельности, заключающихся в способствовании налаживанию связей между производителями и потребителями с тем, чтобы ускорить и облегчить обращение сырья, материалов, продукции, денег, валюты, информации, потребительских товаров.

Между участниками сделок, совершаемых на основании договоров  посредничества, возникают достаточно сложные взаимоотношения, что вызывает определенные трудности при определении налоговой базы по ряду налогов, особенно НДС и по налогу на прибыль.

Гражданский кодекс РФ выделяет три вида посреднических договоров: договор комиссии, поручения и агентский договор. Все они сводятся к тому, что по поручению одной стороны (заказчика) другая сторона (посредник) совершает за вознаграждение определенные юридические действия. В любом случае эти действия (операции) выполняются в интересах и за счет заказчика.

Сложная гражданско-правовая конструкция договоров посредничества, отсутствие четкой законодательной базы по вопросам расчета налогов часто приводят к различным ошибкам.

Чтобы постараться избежать нежелательных последствий, необходимо очень хорошо представлять природу  посреднических договоров по своей  сути.

Действующее законодательство о налогах и сборах связывает дату возникновения дохода в целях налогообложения с датой реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Согласно п.3 ст. 271 НК РФ для доходов от реализации, если иное не предусмотрено настоящей главой, датой получения дохода для целей налогообложения признается день реализации этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату (п. 3 ст. 271 НК РФ).

Применительно к договорам комиссии (поручения, агентирования) это означает, что в налоговом учете комитента (доверителя, принципала) доход формируется в момент реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) комиссионером (поверенным, агентом). Однако комитент (доверитель, принципал) может узнать о факте получения дохода только после того, как посредник известит его об исполнении поручения.

Если между сторонами  заключен договор комиссии, то после  исполнения комиссионного поручения  комиссионер обязан отчитаться перед комитентом, для чего ему следует составить и передать комитенту отчет. Такая норма прямо предусмотрена ст. 999 ГК РФ. Одновременно время стороны могут согласовать любые другие сроки и периодичность предоставления отчета комиссионера, при этом гражданское законодательство никак не ограничивает такие сроки в отношении договора комиссии (при условии достижения сторонами соглашения по их установлению).

В то же время сроки  и периодичность составления  отчета могут быть ограничены иными законодательными актами, в том числе действующими в области налогового учета.

Такая позиция законодателя связана с попыткой заставить налогоплательщика-комитента формировать доход по общему принципу исходя из даты реализации принадлежащих ему товаров (имущественных прав).

Вместе с тем необходимо отметить, что представляется неправомерным ограничение свободы действий сторон по договорам комиссии в отношении трехдневного срока предоставления комиссионером извещения (или отчета), поскольку налоговое законодательство не должно регулировать отношения, предусмотренные гражданским законодательством. Кроме того налоговый Кодекс не содержит каких-либо санкций для комиссионера за несвоевременное извещение им комитента о дате и сумме реализации.

Объектом исследования в курсовой работе являются общественные отношения, которые складываются в процессе применения норм налогового законодательства.

Предметом исследования является налогообложение посреднических операций.

Цель курсовой работы заключается в раскрытии правовых особенностей налогообложения посреднических операций.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие  задачи:

- рассмотреть правовые основы посреднических операций;

- исследовать особенности  посреднических договоров; 

- охарактеризовать особенности налогообложения посреднических договоров.

Источниками данной работы являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, различные нормативно-правовые акты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ регулирование ПОСРЕДНИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

К посредническим операциям  относится деятельность юридических лиц, выступающей в роли комиссионера, поверенного или агента соответственно в договоре комиссии, поручения или агентском договоре. Отношения сторон по указанным договорам регулируются главами 49 «Поручение», 51 «Комиссия», 52 «Агентирование» ГК РФ [1, с. 349].

Из положений ГК РФ следует, что предметом посреднических договоров могут являться как  приобретение и реализация товаров, так и оказание услуг, а также  совершение других юридических действий посредником по поручению другого лица. Посреднические операции являются возмездными, т.е. предполагают получение посредником платы за свои действия в рамках договора.

    1. Общие положения договора комиссии

В соответствии с п. 1 ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента [1, с. 352].

По сделке, совершенной  комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Согласно п. 1 ст. 996 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. Пунктом 2 указанной статьи установлено, что комиссионер вправе в соответствии со ст. 359 «Основания удержания» ГК РФ удерживать находящиеся у него вещи, которые подлежат передаче комитенту либо лицу, указанному комитентом, в обеспечение своих требований по договору комиссии.

Кроме того, на основании  ст. 997 ГК РФ комиссионер вправе в  соответствии со ст. 410 «Прекращение обязательства зачетом» ГК РФ удержать причитающиеся ему по договору комиссии суммы из всех сумм, поступивших к нему за счет комитента [1, с. 353].

Выплата комиссионеру комиссионного  вознаграждения является обязанностью комитента (ст. 991 ГК РФ). Размер вознаграждения, причитающегося комиссионеру за совершенную сделку, определяется договором. Если же размер и порядок уплаты вознаграждения договором не предусмотрены и размер вознаграждения не может быть определен исходя из условий договора, то оно уплачивается после исполнения договора комиссии в размере, определяемом в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ, который гласит: «В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть, оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги» [1, с. 234].

Если договор комиссии не был исполнен по причинам, зависящим  от комитента, комиссионер сохраняет право на комиссионное вознаграждение, а также на возмещение понесенных расходов.

Помимо уплаты комиссионного вознаграждения комитент обязан возместить комиссионеру израсходованные им на исполнение комиссионного поручения суммы. При этом расходы на хранение находящегося у комиссионера имущества комитента осуществляются за счет комиссионера. Согласно ст. 1001 ГК РФ комиссионер не имеет права на возмещение расходов на хранение, если иное не установлено в договоре комиссии.

Согласно ст. 992 ГК РФ комиссионер, принявший на себя обязательство по исполнению поручения комитента, обязан выполнить его на более выгодных для комитента условиях. В случае, когда комиссионер совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом, дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Если же комиссионер  реализовал имущество комитента  по цене ниже согласованной и не способен доказать, что у него не было возможности продать имущество по согласованной цене и что продажа по более низкой цене предупредила еще большие убытки, он обязан возместить комитенту разницу между согласованной ценой и фактической ценой реализации (п. 2 ст. 995 ГК РФ).

Если комиссионер купил  имущество по цене выше согласованной  с комитентом, комитент, не желающий принять такую покупку, обязан заявить об этом комиссионеру в разумный срок по получении от него извещения о заключении сделки с третьим лицом. В противном случае покупка признается принятой комитентом. Если комиссионер сообщил, что принимает разницу в цене на свой счет, комитент не вправе отказаться от заключенной для него сделки (п. 3 ст. 995 ГК РФ).

По исполнении поручения  комиссионер обязан представить  комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии (ст. 999 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1002 ГК РФ в случае объявления комиссионера несостоятельным (банкротом) его права и обязанности по сделкам, заключенным им для комитента во исполнение указаний последнего, переходят к комитенту. По применению данной нормы ГК РФ Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ выработаны следующие рекомендации (см. Информационное письмо от 30.07.02 № 68 «О практике применения части второй статьи 1002 Гражданского кодекса Российской Федерации»):

- переход к комитенту прав и обязанностей комиссионера по сделкам с третьими лицами происходит в силу прямого указания закона и не требует заключения специального соглашения между комиссионером и комитентом, а также согласия комиссионера, комитента и третьих лиц. Моментом перехода прав и обязанностей от комиссионера к комитенту признается дата принятия решения арбитражного суда о признании комиссионера банкротом и об открытии конкурсного производства;

- при рассмотрении вопроса о переходе прав и обязанностей от комиссионера к комитенту необходимо выяснить, были ли сделки с третьими лицами заключены комиссионером во исполнение указаний комитента;

- в объем прав, которые переходят к комитенту при признании комиссионера банкротом, включаются как право требования исполнения основного обязательства, так и все связанные с ним права, в частности на взыскание с должника процентов, неустойки, убытков [1, с. 404].

В состав обязанностей, которые  переходят к комитенту в случае признания комиссионера банкротом, включаются как обязанность по исполнению основного обязательства, так и все связанные с ним обязанности, в частности по уплате процентов, неустойки, возмещению убытков (ч.2 ст. 1002 ГК РФ).

Переход к комитенту  обязанности возместить убытки или  понести иные меры ответственности по сделке с третьим лицом происходит независимо от того, на кого было возложено исполнение обязательства перед третьим лицом в договоре комиссии и по чьей вине произошло неисполнение или ненадлежащее его исполнение;

- поскольку признанный банкротом комиссионер перестает быть управомоченным лицом по сделке, совершенной во исполнение указаний комитента, он не вправе уступать права по такой сделке третьим лицам. Совершенная комиссионером после признания его банкротом уступка прав по соответствующей сделке не влечет юридических последствий, а основанные на такой сделке требования цессионария к должнику не подлежат удовлетворению;

- правило части второй ст. 1002 ГК РФ применяется к отношениям по агентскому договору, если агент выступает в сделках с третьими лицами от своего имени, но за счет принципала;

Информация о работе Налогообложение посреднеческих операций