Налогообложение посреднеческих операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 06:37, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в раскрытии правовых особенностей налогообложения посреднических операций.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть правовые основы посреднических операций;
- исследовать особенности посреднических договоров;
- охарактеризовать особенности налогообложения посреднических договоров.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……….…3
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ регулирование ПОСРЕДНИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ……………………………………………………………………….…6
1.1. Общие положения договора комиссии…………………………………..…6
1.2. Общие положения агентского договора ……………………………...…..10
1.3. Общие положения договора поручения…………………………………..12
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОСРЕДНИЧЕСКИХ ДОГОВОРОВ..……...16
3. Налогообложение посреднических операций………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..31
Список использованнЫХ иСтОЧНИКОВ…………………………..…..34

Файлы: 1 файл

Налогооблажение посреднических операций.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Главная особенность агентского договора состоит в том, что он может строиться как по принципу договора комиссии, так и по принципу договора поручения. В случае если агентский договор строится по принципу договора поручения, то к нему применяются правила, установленные главой 49 ГК РФ «Договор поручения». Для агентских договоров с элементами договора комиссии применяются правила, определенные главой 51 ГК РФ «Договор комиссии».

Поверенный действует  только от имени доверителя, комиссионер − от своего собственного имени. Существенное отличие агентского договора от договоров поручения и комиссии состоит в том, что в агентском договоре возможны оба варианта, а также их сочетание.

Агентский договор может  быть заключен как на определенный срок, так и без определения  срока. Если срок в договоре не определен, то каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора.

Общим для всех посреднических договоров является то, что посредник  не становится собственником того имущества, которое он получает от доверителя (комитента, принципала) либо приобретает за его счет в ходе исполнения сделки.

Согласно статьям 974 и 999 Гражданского кодекса РФ поверенный (комиссионер, агент) обязаны по исполнении поручения передавать доверителю (комитенту, принципалу) все полученное по сделкам, совершенным во исполнение поручения.

На практике часто  возникает вопрос о сроках такой  передачи. Такая формулировка может означать, что полученное по сделкам должно быть передано по мере реализации и поступления денежных средств на счет посредника или же речь идет об окончании срока действия договора.

Как следует из смысла указанных статей, при отсутствии соглашения сторон об ином посредник обязан перечислять доверителю (комитенту, принципалу) суммы, вырученные от продажи товаров, работ, услуг, по мере их поступления, а не по результатам исполнения посреднического договора в полном объеме.

В соответствии с пунктом 9 информационного письма Президиума ВАС от 17 ноября 2004 г. № 85 обязательство  по перечислению выручки комитенту  комиссионер должен исполнить на следующий день после того, как он узнал, или должен был узнать о поступлении выручки на его счет [4]. Неисполнение обязательств такого рода влечет признание просрочки исполнения комиссионером своих обязательств по сделке и штрафные санкции, предусмотренные как самим договором, так и статьей 395 Гражданского кодекса РФ. То же самое можно распространить и на агентский договор и договор поручения.

В соответствии со статьями 974, 999, 1008 Гражданского кодекса РФ поверенный, комиссионер, агент по исполнении поручения обязаны представлять отчеты.

На практике налоговые  органы требуют от посредников составление  актов, считая, что все расходы  на работы и услуги должны быть подтверждены актами приемки-передачи, и ничем иным. При этом налоговые инспекторы ссылаются на пункт 2 статьи 272 Налогового кодекса РФ. В результате индивидуальные предприниматели, выполняющие функции посредников, вынуждены вместо отчетов оформлять акты.

С другой стороны, налоговые  органы, не обнаружив отчетов посредников, пытаются переквалифицировать посреднические договоры в иные, например, в договоры купли-продажи.

Выход из этой ситуации есть: необходимо четко озвучить в договоре, что отчеты поверенного (комиссионера, агента) будут оформляться в виде актов. Это вполне допустимо, так  как форма и содержание отчетов − свободные. Для наглядности в качестве приложения к посредническому договору можно приложить образец акта-отчета.

 

 

 

 

 

 

 

3. Налогообложение  посреднических операций

Особенностью при налогообложении посреднических договоров является то, что все денежные средства и иное имущество, поступившее посреднику (в том числе на возмещение произведенных им затрат), не признаются его доходом, подлежащим налогообложению.

Доходом посредника является лишь сумма его вознаграждения, которая подлежит налогообложению налогом на прибыль (пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ), НДС (п. 1 ст. 156 НК РФ), а также УСН (гл. 26.2 НК РФ). Эта норма широко используется посредниками в предпринимательской деятельности при осуществлении операций (в т.ч. по реализации) с «чужими» товарами (работами, услугами).

Иными словами, при исчислении у посредника налога на прибыль, НДС, при применении УСН учитывается  только сумма вознаграждения, а не вся сумма денежных средств, поступившая на их счет в рамках исполнения договора. Тогда как в договорах на оказание услуг, поставки, купли-продажи налог на прибыль, НДС, следует исчислять со всего размера денежных средств, поступивших на их счет в качестве исполнения соответствующих договорных обязательств.

Действующее законодательство о налогах и сборах связывает  дату возникновения дохода в целях налогообложения с датой реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Согласно п.3 ст. 271 НК РФ для доходов от реализации, если иное не предусмотрено настоящей главой, датой получения дохода для целей налогообложения признается день реализации этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату (п. 3 ст. 271 НК РФ) [2, с. 211].

Применительно к договорам  комиссии (поручения, агентирования) это  означает, что в налоговом учете комитента (доверителя, принципала) доход формируется в момент реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) комиссионером (поверенным, агентом). Однако комитент (доверитель, принципал) может узнать о факте получения дохода только после того, как посредник известит его об исполнении поручения.

Налог на доходы физических лиц

Размер вознаграждения в договоре может быть установлен в виде фиксированной суммы, процента от стоимости реализованного товара или как разница в его цене.

Таким образом, доходом  поверенного, комиссионера и агента является вознаграждение за услуги, оказываемые ими доверителю, комитенту или принципалу. Это положение распространяется и на индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по договорам поручения, комиссии или агентским договорам, поскольку предпринимательская деятельность индивидуальных предпринимателей, как и предпринимательская деятельность организаций, регулируется гражданским законодательством (п. 3 ст. 23 ГК РФ).

Доходы, полученные индивидуальным предпринимателем от осуществления посреднической деятельности, облагаются налогом на доходы физических лиц в обычном порядке, предусмотренном главой 23 Налогового кодекса РФ, то есть по ставке 13 % (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Следовательно, и для  целей налогообложения НДФЛ вознаграждение, полученное индивидуальным предпринимателем от оказания услуг по договору поручения, комиссии или агентскому договору, в соответствии со статьей 210 Налогового кодекса РФ, рассматривается как доход.

Поступление имущества  в рамках посреднического договора не признается доходом посредника индивидуального предпринимателя. Минфин России в письме от 24 мая 2005 г. № 03–03–02–05/23 рекомендует при определении доходов индивидуальных предпринимателей, подлежащих налогообложению, руководствоваться гражданским законодательством [5]. В соответствии со статьями 971, 990, 1005 Гражданского кодекса РФ посредник обязуется совершить определенные юридические действия и сделки за счет другой стороны (доверителя, комитента, принципала).

Таким образом, имущество (включая денежные средства), поступившее  индивидуальному предпринимателю в связи с исполнением обязательств по посредническому договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных им за доверителя (комитента, принципала), если такие затраты не подлежат включению в состав их расходов, к доходам от предпринимательской деятельности не относятся.

Существуют два варианта получения посредником своего вознаграждения:

- перечислением с расчетного счета доверителя (комитента, принципала) на основании отчета и (или) акта об оказании посреднических услуг (где обычно фиксируется сумма данного вознаграждения). Этот вариант применяется в том случае, когда такое требование содержится в договоре комиссии либо если все расчеты производятся через счета доверителя (комитента, принципала);

- посредник удерживает свое вознаграждение из сумм, причитающихся к перечислению доверителю (комитенту, принципалу). Размер вознаграждения в данном случае также определяется исходя из отчета и (или) акта об оказании услуг. Причем данный вариант также должен быть отражен в посредническом договоре.

При исчислении налоговой  базы доходы, полученные от предпринимательской деятельности, уменьшаются на суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональные налоговые вычеты) [2, с. 147].

При этом состав указанных  расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций».

Расходы индивидуального  предпринимателя на реализацию посреднического договора компенсируются ему доверителем (комитентом, принципалом). В то же время, если посредник в рамках посреднического договора осуществляет расходы, не возмещаемые доверителем (комитентом, принципалом), то такие расходы посредник вправе включить в состав профессиональных вычетов по НДФЛ. Аналогичная позиция изложена и в письмах Минфина России от 24 июля 2006 г. № 03–03–04/2/604 [6] от 16 февраля 2006 г № 03–03–04/1/117 [7]. При этом указанные расходы должны отвечать требованиям статьи 252 Налогового кодекса РФ об обоснованности и документальном подтверждении.

Например, договором комиссии предусмотрена обязанность организации-комитента возмещать индивидуальному предпринимателю-комиссионеру расходы, связанные с хранением товаров. Суммы арендной платы, перечисленные комитентом арендодателю на основании договора аренды склада, заключенного комиссионером, не могут рассматриваться как доход комиссионера. Данные суммы не являются объектом налогообложения по НДФЛ, поскольку индивидуальный предприниматель-комиссионер, заключивший от своего имени договор аренды склада, указанные суммы от организации-комитента не получал.

Если индивидуальный предприниматель не в состоянии  документально подтвердить свои расходы, связанные с его предпринимательской  деятельностью, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 % общей суммы доходов, полученной от предпринимательской деятельности (ст. 221 НК РФ).

В том случае, если индивидуальный предприниматель является комитентом (принципалом), налогооблагаемая база по НДФЛ от реализации товаров с использованием посредника формируется у него в обычном порядке. Суммы вознаграждений, выплачиваемых посредникам, учитываются в составе профессиональных вычетов по НДФЛ.

Налог на добавленную  стоимость

Индивидуальные предприниматели  при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (или любых иных аналогичных доходов) при исполнении таких договоров (ст. 156 НК РФ).

Таким образом, налогооблагаемой базой по НДС у посредника будет являться только сумма его вознаграждения за исполнение посреднического договора.

 

 

В налоговую базу не включаются:

- суммы, полученные поверенными, комиссионерами или агентами от комитентов, доверителей и принципалов для исполнения сделки (за исключением вознаграждения);

- суммы, полученные поверенными, комиссионерами или агентами от покупателей товаров, работ или услуг.

Расчеты с бюджетом по указанным суммам должен провести сам  заказчик.

Сформированная индивидуальным предпринимателем налоговая база по НДС облагается по ставке в размере 18 % вне зависимости от того, по какой ставке подлежит налогообложению сам реализуемый товар, работа, услуга. НДС с суммы вознаграждения посредника, установленного в процентах от суммы совершенной сделки, а также дополнительных доходов посредника, определяется расчетным путем по налоговой ставке 18/118 (п. 3 ст. 164 НК РФ).

Если посредник участвует  в расчетах и удерживает суммы  своего вознаграждения из поступивших от покупателей средств, их необходимо включить в налоговую базу по НДС в том налоговом периоде, в котором они получены.

НДС, уплаченный по расходам, которые по условиям договора не возмещаются комитентом (принципалом), посредник – индивидуальный предприниматель может принять к вычету.

В случае если товары, работы, услуги доверителя (комитента, принципала) освобождены от уплаты НДС на вознаграждение посредника данная льгота не распространяется (п. 2 ст. 156 НК РФ).

 Исключение составляют  лишь некоторые виды товаров (работ, услуг), такие, как предоставление в аренду помещений иностранным гражданам и организациям, реализация медицинских товаров, ритуальных услуг, изделий народных художественных промыслов.

Информация о работе Налогообложение посреднеческих операций