Налогообложение предприятий в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 14:50, реферат

Описание работы

История налогообложения насчитывает тысячелетия. С момента возникновения государства налог стал единственно возможным способом удовлетворения его потребностей независимо от организационных основ государства и форм собственности. Менялось количество взимаемых налогов, их название, способы установления и уплаты, но суть налогов всегда оставалась неизменной. Это была плата юридических и физических лиц в пользу государства за право осуществления той или иной деятельности, за имеющееся в их собственности имущество.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 88.19 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Среди множества проблем, существующих в современном обществе, наиболее актуальной в настоящее время  является проблема налогообложения. Это  связано с тем, что она глубоко  застраивает интересы, как хозяйствующих субъектов, так и большинства граждан.

История налогообложения насчитывает  тысячелетия. С момента возникновения  государства налог стал единственно  возможным способом удовлетворения его потребностей независимо от организационных  основ государства и форм собственности. Менялось количество взимаемых налогов, их название, способы установления и уплаты, но суть налогов всегда оставалась неизменной. Это была плата  юридических и физических лиц  в пользу государства за право  осуществления той или иной деятельности, за имеющееся в их собственности  имущество.

Государство как получатель налогов  устанавливало правила их исчисления и уплаты налогоплательщиками, т.е. форма и порядок их взимания всегда были узаконены в том или ином виде. Закон определял плательщиков налогов, объекты налогообложения, размер и способы взимания налогов. Налоги стали мощным орудием в  руках тех, кто вырабатывает социально-политические и экономические ценности и приоритеты в государстве. Сохранился такой  порядок и в наши дни.

В современных условиях создание эффективной  налоговой системы входит в число  основных проблем экономической  политики государства. От ее функционирования в наибольшей степени зависит  решение задач глубокой структурной  перестройки экономики, стимулирования деловой активности, роста производства и его эффективности, стабилизации финансовой системы государства.

Налоговая система государства  с рыночными отношениями –  основной проводник государственных  интересов при регулировании  экономики в формировании доходов бюджета, обеспечение равновесия интересов участников воспроизводственного процесса.

Именно поэтому актуально рассмотреть  становление налоговой системы  Российской Федерации, ее развитие и  проблемы.

 

 

  1. Становление и развитие налоговой системы Российской Федерации.

 

    1. Понятие и элементы налоговой системы Российской Федерации.

 

Налоговая система - это организованная на определенных принципах система общественных отношений между государством (в лице уполномоченных органов государственной власти по обеспечению соблюдения законодательства о налогах и сборах) и его гражданами (организациями и физическими лицами) по поводу установления и взимания налогов и сборов.

В более узком значении, подразумевающем  ее внутреннее содержание, налоговая  система представляет собой совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и  применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности  и мер ответственности за нарушение  налогового законодательства.

С помощью налоговой системы  государство реализует свои функции  по управлению (регулированию, распределению  и перераспределению) финансовыми потоками в государстве.

Налоговая система включает в себя шесть взаимосвязанных элементов:

1) Налоговые органы;

2) Налоговое законодательство;

3) Налоги;

4) Пошлины; 

5) Сборы; 

6) Другие платежи.

Под налоговыми органами понимаются органы, участвующие в налоговых  правоотношениях и обеспечивающие взимание налогов с налогоплательщиков. В соответствии с Конституцией Российской Федерации "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы'' (Статья 57). Однако налогоплательщики не всегда добросовестно выполняют свои обязанности перед государством, допускают различные нарушения налогового законодательства – от несвоевременного внесения в соответствующий бюджет налогов до умышленного уклонения от их уплаты. Поэтому в любом государстве любой общественно-экономической формации создается определенная система учета налогоплательщиков и контроля за полнотой и своевременностью уплаты ими начисленных налогов и обязательных платежей.

 В Российской Федерации эту  функцию выполняют налоговые  органы Российской Федкрации. Их правовое положение определено Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации», Налоговый Кодекс РФ, и рядом других нормативно-правовых актов. Так, согласно ст. 30 НК РФ - налоговыми органами в РФ являются Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в РФ. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.

Второй элемент налоговой системы  – налоговое законодательство. Традиционно  в советской теории государства  и права понятием «законодательство» охватывались акты различных государственных  органов, в том числе органов  исполнительной власти, имевшие нормативный  характер. Однако принципиальная концепция, лежащая в основе формирования налогового законодательства России, - создание системы законов о налогах прямого действия, исключающей издание конкретизирующих и развивающих их подзаконных актов. Именно законодательная основа налогов, исключающая возможность неоднозначного толкования тех или иных положений, создает необходимые условия для подлинной защиты прав налогоплательщиков.

В действительности налоговые отношения  регулируются не только законами, но и  подзаконными актами. Однако необходимо учитывать, что только закон налагает на налогоплательщика соответствующие  обязанности. Поэтому федеральные  органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, а также органы государственных  внебюджетных фондов издают нормативные  правовые акты по вопросам, связанным  с налогообложением и сборами, только в случаях, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах. Эти акты не могут изменять или дополнять  законодательство о налогах и  сборах (ст. 4 части первой НК РФ).

Таким образом, налоговое законодательство - совокупность норм, содержащихся в  законах РФ и принятых на их основе законах субъектов РФ, актов представительных органов местного самоуправления, устанавливающих  систему налогов и сборов, общие  принципы налогообложения и сборов, основания возникновения, изменения  и прекращения отношений собственников  и государства по уплате налогов  и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушения  налоговых обязательств.

Основой налоговой системы являются налоги – следующий элемент. Формирование доходов федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов РФ, а также местных бюджетов осуществляется за счет трех основных видов источников – налогов, неналоговых доходов и прочих доходов.

Итак, в ряду государственных доходов  налогам принадлежит важнейшее  место. Законодательное определение  налога дано в ст. 8 части первой НК РФ. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги выражают обязанности юридических  и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения  и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных  условиях.

Главные принципы налогообложения - это  равномерность и определенность. Равномерность- это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство  не предоставляет налогоплательщику  какой-либо эквивалент за вносимые в  бюджет средства. Безвозмездность налоговых  платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

Внутреннее содержание налогов  проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

1) Обеспечение финансирования государственных  расходов (фискальная функция);

2) Государственное регулирование  экономики (регулирующая функция);

3) Поддержание социального равновесия  путем изменения соотношения  между доходами отдельных социальных  групп с целью сглаживания  неравенства между ними (социальная  функция);

4) Стимулирующая функция.

Во всех государствах, налоги в  первую очередь выполняют фискальную функцию - изъятие части доходов  предприятий и граждан для  содержания государственного аппарата, обороны станы и той части  непроизводственной сферы, которая  не имеет собственных источников доходов (библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития -фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.

Важную роль играет функция, без  которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись - регулирующая. Рыночная экономика  в развитых странах - это регулируемая экономика. Развитие рыночной экономики  регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и т.п. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, добывающие отрасли и др.). Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Последняя функция налогов - стимулирующая. С помощью налогов, льгот и  санкций государство стимулирует  технический прогресс, увеличение числа  рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие производства, освобождаются от налогообложения полностью или частично. В России это правило чаще не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли.

Пошлины и сборы. В отличие от налогов, при уплате пошлины или  сбора всегда присутствуют специальная  цель (за что конкретно уплачивается пошлина) и специальные интересы (плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа). Налоги тоже могут иметь специальную цель (целевые налоги), однако они никогда не бывают индивидуально (непосредственно) возмездными. Цель взыскания пошлины или сбора состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода, издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Размер пошлины или сбора определяют исходя из характера и размера услуги (принцип эквивалентности) и устанавливают, как правило, в конкретной сумме.

Виды пошлин различны. Выделяют пошлины, взимаемые в связи с предоставлением административных услуг (например, за рассмотрение ходатайства о получении или прекращении гражданства); пошлины, взимаемые за предоставление какого-либо права (например, за выдачу разрешений на право охоты); пошлины, взимаемые как компенсация за определенные расходы общества в интересах конкретных лиц (например, пошлины с владельцев крупнотоннажных транспортных средств, оказывающих повышенное разрушающее действие на автодороги). Выделяют также пошлины, взимаемые в определенных сферах государственной деятельности: судебные, таможенные, и др. В российском законодательстве существуют три вида пошлин: государственная, регистрационная и таможенная. Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика - принятие исковых заявлений и других документов судом, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов и др., а также за предоставление особого права (например, право на охоту)6.Регистрационные пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др.7 Таможенные пошлины взимаются при совершении экспортно-импортных операций.

Информация о работе Налогообложение предприятий в России