Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 14:50, реферат
История налогообложения насчитывает тысячелетия. С момента возникновения государства налог стал единственно возможным способом удовлетворения его потребностей независимо от организационных основ государства и форм собственности. Менялось количество взимаемых налогов, их название, способы установления и уплаты, но суть налогов всегда оставалась неизменной. Это была плата юридических и физических лиц в пользу государства за право осуществления той или иной деятельности, за имеющееся в их собственности имущество.
Поэтому тема совершенствования
налогообложения предприятий
Целью курсовой работы является
рассмотрение системы налогообложения
и проблем и путей
К задачам курсовой работы относятся:
- рассмотрение становления налоговой системы в России;
- рассмотрение налогообложения предприятий в России;
- выявление проблем и
путей совершенствования
Курсовая работа выполнена на 33 страницы машинописного текста, в которой использованы работы таких ученых как: Пансков В.Г., Шаталов С. Д., Поляк Г. Б. и других.
1 Становление налоговой системы в России
1.1 Формирование налогового права
Рыночные отношения требуют
самостоятельности и
Как показала практика, эта модель оказалась неспособной решать глобальные экономические проблемы в рамках огромной страны и обеспечивать эффективный стабильный рост производства в течение длительного периода. Потребовался переход от централизованной системы управления производством к рыночной экономике.
Рынок предполагает иную модель: «производство — деньги — налоги — государство». Такая модель, как подтверждает многолетняя практика зарубежных стран, способна обеспечить не только качественный скачок производства, но и его перспективное развитие. Налоги при этой модели становятся важным инструментом управления рыночной экономикой. 90-е годы положили начало формированию российской налоговой системы.
Ранее действовали в основном налоги с населения, в том числе: 1) подоходный налог; 2) налог с холостяков и малосемейных граждан; 3) таможенные пошлины; 4) налог со строений и некоторые другие.
Рыночная экономика — это система организации хозяйства в масштабе страны, основанная на товарно-денежных отношениях, многообразных формах собственности, экономической свободе хозяйствующих субъектов, конкуренции в сфере производства и торговли.
Юридические лица платили налог с оборота и отчисления от прибыли. Первый платеж в силу государственной собственности не являлся по существу налогом, так как отсутствовало важное условие налоговых отношений — изменение собственника. Второй платеж оплачивался за счет прибыли, его величина зависела от вида деятельности, объема производства, уровня рентабельности, а иногда устанавливалась персонально для отдельного юридического лица.
Для регулирования налоговых
отношений требуются
Налоговое право — комплекс налоговых законов, которые регламентируют сферу перераспределительных отношений, деятельность финансовых и налоговых органов, права и обязанности субъектов налоговых отношений, т.е. в конечном счете управление всей системой налогообложения. [ 8,с. 146]
Налоговое право строится в соответствии с высшим законом страны — Конституцией РФ.
К компетенции Федерального
собрания (парламента) и представительных
органов субъектов Федерации
относятся общие вопросы
Правовое оформление налоговой системы обеспечивало в течение почти десятилетия целый пакет налоговых законов. Этот пакет включал базовые законы: Закон «Об основах налоговой системы РФ» (27 декабря 1991 г.), определивший принципы построения налоговой системы, ее структуру и состав, а также права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов, и Закон «О государственной налоговой службе РСФСР» (21 марта 1991 г.; новая редакция — 1995 г.), регулирующий вопросы организации сбора и контроля, а также целый ряд законов о порядке исчисления и уплаты конкретных налогов.
В течение нескольких лет
шла и продолжает идти разработка
Налогового кодекса РФ (НК), который
должен полностью обеспечить управление
всей налоговой системы. В июле 1998
г. была принята первая часть НК,
посвященная общим проблемам
налогообложения — элементам
налога, налоговой декларации, налоговому
контролю, налоговым правонарушениям
и ответственности за их совершение.
Спустя два года (5 августа 2000 г.) введена
в действие вторая часть НК, которая
касается основных конкретных федеральных
налогов (НДС, акцизов, налога на доходы
физических лиц, единого социального
налога, налога на прибыль организаций,
налога на добычу полезных ископаемых).
Налоговые законы в совокупности
оформили целостную налоговую систему, п
Множество налогов, сборов и
отчислений позволяет решать разнообразные
задачи и реализовывать различные
функции, но в то же время это ведет
к росту расходов по взиманию налогов
и расширяет возможности
Налоговая система Российской Федерации разрабатывалась с учетом отечественного опыта 20-х годов и практики зарубежных стран, где налогообложение прошло многовековой процесс развития. Базирующаяся на требованиях рыночной экономики налоговая система призвана, во-первых, обеспечить более полную и своевременную мобилизацию доходов бюджета, без осуществления которой невозможно проводить социально-экономическую политику государства, и, во-вторых, создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйства, учитывая при этом особенности формирования и перераспределения доходов различных групп населения.
На пути создания принципиально
новой налоговой системы
1.2 Принципы построения налоговой системы
Финансовая наука была не в состоянии ответить на вопросы, что облагать налогом и каковы принципы обложения. Поэтому государство взимало налоги произвольно, руководствуясь лишь потребностями казны. Превращение налогов в главный источник государственных доходов создавало возможность и поставило задачу исследования природы налогов, в том числе источников и принципов обложения. С этой точки зрения в истории финансовой науки надо выделить А. Смита и А. Вагнера. Принципы налогообложения, разработанные ими, положены в основу современной налоговой системы
А. Смит первый четко сформулировал основные принципы налогообложения, глубину, верность и точность которых отмечали ученые-финансисты конца XIX - начала XX в.
Заслуга А. Вагнера состояла
в том, что его дополнения принципов
налогообложения А. Смита носили
концептуальный характер. А. Смит считал
налоги источником покрытия непроизводительных
затрат государства и потому хотел
защитить права налогоплательщиков.
А. Вагнер в разработке принципов
руководствовался теорией коллективных
потребностей и потому на первый план
поставил финансовые принципы достаточности
и эластичности обложения. Принципы
налогообложения стали
Принципы налогообложения привлекали внимание практиков и теоретиков с момента возникновения налогов. Разработка их опиралась на индивидуалистические теории государства и налогов, которые рекомендовали государству как можно меньше обременять плательщика и с помощью налогов удовлетворять только потребности казны, не вмешиваясь в хозяйственные процессы, что означало приоритет интересов плательщика налогов. [ 10,с. 114 ]
Меркантилисты не ставили проблемы непосредственной разработки принципов налогообложения, тем не менее они уже в XVII в. высказали свое отношение к главному принципу - принципу равномерности. А.И. Буковецкий отмечает, что «в период меркантилизма в английской литературе был сформулирован ряд интересных положений, долго сохранявшихся в финансовой науке. С Т. Гоббса начинается характерная для всего XVII в. усердная защита косвенного обложения. Он критикует обложение имущества и рядом аргументов доказывает, что косвенное обложение - самое равномерное и самое справедливое».
В одном из блестящих и остроумнейших памфлетов XVIII в., написанном при участии Ф. Кенэ, О. Мирабо дал основные положения налоговых воззрений физиократов.
Мирабо полагал, что всякое обложение должно отвечать трем принципам:
во-первых, оно должно быть основано непосредственно на самом источнике доходов;
во-вторых, оно должно быть в известном постоянном соотношении с этими доходами;
в-третьих, оно не должно быть слишком обременено издержками взимания.
Мирабо особенно много внимания уделил юридической природе обложения. Он приходит к выводу, что никакой налог не может быть взимаем без согласия подданных. Вотирование налога вытекает из признания права собственности. Там, где налоги не вотируются, по мнению О. Мирабо, нет собственности.
Вклад А. Смита в теорию
налогов состоит в том, что
он - автор четырех принципов
Ниже приведены принципы налогообложения А. Смита в изложении А.И. Буковецкого. В области налогов А. Смит всегда вспоминается как автор четырех принципов обложения:
1)подданные всякого
2)налог, который должен
уплачивать каждый, должен быть
точно определен, а не
размер уплачиваемого налога должны быть
ясны и известны как самому плательщику,
так и всякому другому;
3)каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для плательщика;
4)каждый налог должен
быть устроен так, чтобы он
извлекал из кармана населения
возможно меньше сверх того, что
поступает в кассы государства»
Г.A.Вагнер предлагает девять основных правил, которые классифицирует в четыре группы. На первом месте стоят финансовые принципы организации обложения: 1) достаточность обложения и 2) эластичность (подвижность) обложения. Затем идет группа народнохозяйственных принципов: 3) надлежащий выбор источника обложения, т.е., в частности, решение вопроса - должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица или населения в целом; 4) правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и с условиями их переложения. К третьей группе правил А. Вагнер относит этические принципы, принципы справедливости: 5) всеобщность обложения и 6) равномерность.
Четвертая группа состоит
из административно-технических
Два первых принципа финансово-политического характера «достаточность» и «подвижность» А. Вагнер ставит во главе всех принципов, в отличие от многих финансистов-современников, которые ставили на первое место принцип справедливости, равномерности обложения. Он руководствуется тем, что общественно-хозяйственная система настолько необходима для людей, что доставление средств для нее, достаточность должны быть поставлены на первое место, и принципы справедливости проводятся в той мере, в какой это позволяют финансовые принципы. Второй финансовый принцип - подвижность (эластичность) обложения, т.е. его способность адаптироваться к государственным нуждам.
Практическое значение принципов,
определенных А. Вагнером, подчеркнуто
русским и советским
Принципы налогообложения,
разработанные в XVIII-XIX вв., с учетом
реалий экономической и финансовой
теории и практики XX в. не утратили своего
значения и сформулированы следующим
образом: «Справедливость