Налогообложение предприятий в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 14:50, реферат

Описание работы

История налогообложения насчитывает тысячелетия. С момента возникновения государства налог стал единственно возможным способом удовлетворения его потребностей независимо от организационных основ государства и форм собственности. Менялось количество взимаемых налогов, их название, способы установления и уплаты, но суть налогов всегда оставалась неизменной. Это была плата юридических и физических лиц в пользу государства за право осуществления той или иной деятельности, за имеющееся в их собственности имущество.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 88.19 Кб (Скачать файл)

К концу XX в. понятия о главных  элементах налога не претерпели изменений, но с учетом фактора времени появились  новые объекты обложения, ушли в  прошлое старые (например, подомовый налог), в связи с чем изменились и единицы обложения.

Практика налогообложения, исчисляемая не одним столетием, разработала основные принципы построения налоговой системы. Эти принципы или правила впервые сформулированы А. Смитом еще в XIX веке.

Первое правило — равномерность. Это правило требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в поддержании правительства. Часто данное правило называют принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабозащищенных слоев населения.

Второе правило — определенность (известность). Согласно этому правилу налог должен быть точно определен, а не произволен, т.е. плательщику известно время, способ и сумма платежа.

Третье правило — удобство. Это правило определяет, что каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляются наиболее подходящими для плательщика, т.е. государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода.

Четвертое правило — экономность. Правило предполагает сокращение издержек взимания налогов: расходы по сбору налогов должны быть минимальными. (Хотя история знает примеры, когда в казну поступало лишь 20 % собираемых налогов при системе откупа налогов.) [13,с. 59]

При формировании налоговой  системы РФ сделана попытка учесть разработанные ранее налоговой  практикой зарубежных стран принципы налогообложения. Однако в силу сложной  социально-экономической действительности они не могли в полном объеме лечь в основу нашей налоговой системы.

В соответствии с действующими законами о налогах в Налоговом  кодексе (ст. 3 и 6) сформулированы следующие  принципы, регулирующие налогообложение  на всей территории страны:

1. Каждое лицо должно  уплачивать законно установленные  налоги и сборы.

2. Налогообложение должно  быть всеобщим и равным, причем  при расчете налогов учитывается  фактическая способность налогоплательщика  к уплате налога.

3. Налогообложение должно  быть справедливым.

4. Налоги должны иметь  экономическое обоснование и  не могут быть произвольными.  Необходим научный подход к  определению величины ставок  налога, которая позволила налогоплательщику  после оплаты налога осуществлять  нормальное развитие.

5. Налоги должны быть  сформулированы в законодательных  актах таким образом, чтобы  каждый точно знал, какие налоги, когда и в какой сумме он  обязан платить.

6. Налоги и сборы не  могут иметь дискриминационного  характера и различно применяться  исходя из социальных, расовых, 
национальных, религиозных и иных подобных критериев.

7. Не допускается устанавливать  дифференцированные ставки налогов  и сборов в зависимости от  формы собственности, гражданства  физических лиц или места происхождения  капитала.

8. Не допускается принимать  налоги и сборы, нарушающие  единое экономическое пространство  РФ и, в частности, прямо  или косвенно ограничивающие  свободное перемещение в пределах  РФ товаров или финансовых  средств.

9. Установление, изменение,  отмена федеральных налогов должны  осуществляться в соответствии  с НК, налогов регионов и местных  органов самоуправления — согласно  законам или решениям субъектов  РФ и нормативным представительным  актам органов на местах.

10.Никто не обязан уплачивать  налоги, сборы или иные платежи,  не установленные НК.

11.Нормативные правовые  акты исполнительных органов  о налогах и сборах не могут  изменять или дополнять законодательство  о налогах и сборах.

12.Законодательные акты  о налогах должны соответствовать  НК. Принципы, установленные НК, имеют  важное значение для российской налоговой системы. Они способствуют стабилизации налоговых отношений и придают налогообложению долговременный характер действия.

 
 

2 Налогообложение  предприятий в России

2.1 Налоговый механизм

Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода настроечных инструментов (налоговые льготы, налоговые ставки, способы обложения и др.).

Государство придает своему налоговому механизму юридическую  форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает  видимость изолированности налогов  от производственных отношений.

Эффективность использования  налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает  внутреннюю сущность налогов, их противоречивость.

Внутреннее содержание налогового механизма формулируется исходя из сущности налогов. Поэтому вся  система государственного вмешательства  в экономику через налоговый  механизм служит интересам всех участников хозяйственных процессов. Налоговый  механизм — мощный инструмент стоимостного регулирования воспроизводственного процесса.

Налоговый механизм включает в себя следующие элементы: планирование, регулирование, контроль.

Планирование — волевое управление экономикой, осуществляемое центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов, путем сбалансированного развития всех отраслей и регионов национального хозяйства; а также координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства.

Основная задача планирования — обеспечение качественных и количественных показателей программ социально-экономического развития страны исходя из разработанных и принятых налоговых законов.

Налоговое регулирование — система экономических мер, оперативного вмешательства в ход выполнения налоговой части бюджета.

Налоговое регулирование  вытекает из регулирующей функции налогов. Оно противоречиво, что обусловлено  сутью податной системы. С одной  стороны, налоговое регулирование  нацелено на максимальное обеспечение  потребности государства в доходах, предназначенных для осуществления  деятельности государства (решение  общеэкономических задач).

С другой стороны, налоговое  регулирование должно быть направлено на приращение капитала хозяйствующего субъекта и обеспечение роста  общественного богатства.

Конечная цель налогового регулирования — уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующего субъекта и граждан.

Налоговое регулирование  охватывает хозяйственную жизнь  страны, так как налоговые мероприятия  являются наиболее универсальным инструментом воздействия надстройки на базисные отношения.

Цель регулирования — создание общего налогового климата для внутренней и внешней, особенно инвестиционной, деятельности компаний, обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала. Теоретически налоговое регулирование может иметь широкие масштабы, однако на практике производство не всегда следует за налоговыми стимулами.

Налоговое регулирование  осуществляется различными методами и  способами.

В целом налоговое регулирование  направлено на обеспечение структурных  сдвигов в экономике, оживление  инвестиционной активности национальных предприятий.

Налоговый контроль — элемент налогового механизма. Цель — обеспечить соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности, законодательных основ налогообложения.

Налоговый контроль — часть  финансового контроля за исполнением доходной части бюджета в разрезе налоговых и неналоговых поступлений, а также налогоплательщиков и объектов налогообложения. Объектаминалогового контроля являются финансово-хозяйственные операции (финансовые отношения хозяйствующих субъектов). [11,с. 79]

Субъектами налогового контроля — МНС и МР, Государственный таможенный комитет, аудиторская служба. В основе налогового контроля лежат следующие принципы его организации:

•   нейтральность к объекту и субъекту налогообложения;

•   одно правонарушение — одно взыскание;

•   поглощение взысканий, а не их сложение;

•   ясность состава налогового правонарушения для всех сторон налоговых отношений;

•   обоснованность налоговых санкций;

•   действенность санкций.

 

2.2 Построение налоговой  системы в современных условиях

 

В Российской Федерации устанавливаются  следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и  сборами признаются налоги и сборы, которые обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим  Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  субъектов Российской Федерации.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать  на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым  Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов  Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые  предусмотрены Налоговым Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки  уплаты налогов. Иные элементы налогообложения  по региональным налогам и налогоплательщики  определяются только Налоговым Кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов  Российской Федерации законами о  налогах в порядке и пределах могут устанавливаться налоговые  льготы, основания и порядок их применения.         

 Местными налогами  признаются налоги, которые установлены  Налоговым Кодексом и нормативными  правовыми актами представительных  органов муниципальных образований  о налогах и обязательных уплате  на территориях соответствующих  муниципальных образований.

Местные налоги вводятся в  действие и прекращают действовать  на территориях муниципальных образований  в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных  образований о налогах.

Земельный налог и налог  на имущество физических лиц устанавливаются  настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных  районов), городских округов о  налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах. [1,с.14]

Местные налоги в городах  федерального значения Москве и Санкт - Петербурге устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных  налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной  власти городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной  власти городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Федеральные, региональные и  местные налоги и сборы отменяются Налоговым кодексом.

Не могут устанавливаться  федеральные, региональные или местные  налоги и сборы, не предусмотренные  Налоговым кодексом.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных  федеральных, региональных и местных  налогов и сборов.

Федеральные налоги и сборы

К федеральным налогам  и сборам относятся:

1)  налог на добавленную стоимость;

2)  акцизы;

3)  налог на доходы физических лиц;

4)  единый социальный налог;

5)  налог на прибыль организаций;

6)  налог на добычу полезных ископаемых;

7)  государственная пошлина;

8)  водный налог;

9) сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование 
объектами водных биологических ресурсов;

Региональные налоги

К региональным налогам относятся:

1)  налог на имущество организаций;

2)  налог на игорный бизнес;

3)  транспортный налог.

Местные налоги

1)  земельный налог;

2)  налог на имущество физических лиц.

 

2.3 Налоговые льготы  и налоговые санкции

Налоговый кодекс РФ (ст. 56) так  определяет налоговые льготы: «Льготами  по налогам и сборам признаются предоставляемые  отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные  законодательством о налогах  и сборах преимущества по сравнению  с другими налогоплательщиками  и плательщиками сборов, включая  возможность не уплачивать налог  или сбор либо уплачивать их в меньших  размерах».

Информация о работе Налогообложение предприятий в России