Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 14:50, реферат
История налогообложения насчитывает тысячелетия. С момента возникновения государства налог стал единственно возможным способом удовлетворения его потребностей независимо от организационных основ государства и форм собственности. Менялось количество взимаемых налогов, их название, способы установления и уплаты, но суть налогов всегда оставалась неизменной. Это была плата юридических и физических лиц в пользу государства за право осуществления той или иной деятельности, за имеющееся в их собственности имущество.
К концу XX в. понятия о главных элементах налога не претерпели изменений, но с учетом фактора времени появились новые объекты обложения, ушли в прошлое старые (например, подомовый налог), в связи с чем изменились и единицы обложения.
Практика налогообложения,
исчисляемая не одним столетием,
разработала основные принципы построения
налоговой системы. Эти принципы
или правила впервые
Первое правило —
Второе правило —
Третье правило — удобство. Это правило определяет, что каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляются наиболее подходящими для плательщика, т.е. государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода.
Четвертое правило — экономность. Правило предполагает сокращение издержек взимания налогов: расходы по сбору налогов должны быть минимальными. (Хотя история знает примеры, когда в казну поступало лишь 20 % собираемых налогов при системе откупа налогов.) [13,с. 59]
При формировании налоговой
системы РФ сделана попытка учесть
разработанные ранее налоговой
практикой зарубежных стран принципы
налогообложения. Однако в силу сложной
социально-экономической
В соответствии с действующими законами о налогах в Налоговом кодексе (ст. 3 и 6) сформулированы следующие принципы, регулирующие налогообложение на всей территории страны:
1. Каждое лицо должно
уплачивать законно
2. Налогообложение должно
быть всеобщим и равным, причем
при расчете налогов
3. Налогообложение должно быть справедливым.
4. Налоги должны иметь
экономическое обоснование и
не могут быть произвольными.
Необходим научный подход к
определению величины ставок
налога, которая позволила
5. Налоги должны быть
сформулированы в
6. Налоги и сборы не
могут иметь
национальных, религиозных и иных подобных
критериев.
7. Не допускается устанавливать
дифференцированные ставки
8. Не допускается принимать
налоги и сборы, нарушающие
единое экономическое
9. Установление, изменение,
отмена федеральных налогов
10.Никто не обязан уплачивать налоги, сборы или иные платежи, не установленные НК.
11.Нормативные правовые
акты исполнительных органов
о налогах и сборах не могут
изменять или дополнять
12.Законодательные акты
о налогах должны
2 Налогообложение предприятий в России
2.1 Налоговый механизм
Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода настроечных инструментов (налоговые льготы, налоговые ставки, способы обложения и др.).
Государство придает своему
налоговому механизму юридическую
форму посредством налогового законодательства
и регулирует его. Именно это создает
видимость изолированности
Эффективность использования
налогового механизма зависит от
того, насколько государство
Внутреннее содержание налогового
механизма формулируется исходя
из сущности налогов. Поэтому вся
система государственного вмешательства
в экономику через налоговый
механизм служит интересам всех участников
хозяйственных процессов. Налоговый
механизм — мощный инструмент стоимостного
регулирования
Налоговый механизм включает в себя следующие элементы: планирование, регулирование, контроль.
Планирование — волевое управление экономикой, осуществляемое центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов, путем сбалансированного развития всех отраслей и регионов национального хозяйства; а также координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства.
Основная задача планирования — обеспечение качественных и количественных показателей программ социально-экономического развития страны исходя из разработанных и принятых налоговых законов.
Налоговое регулирование — система экономических мер, оперативного вмешательства в ход выполнения налоговой части бюджета.
Налоговое регулирование
вытекает из регулирующей функции налогов.
Оно противоречиво, что обусловлено
сутью податной системы. С одной
стороны, налоговое регулирование
нацелено на максимальное обеспечение
потребности государства в
С другой стороны, налоговое регулирование должно быть направлено на приращение капитала хозяйствующего субъекта и обеспечение роста общественного богатства.
Конечная цель налогового регулирования — уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующего субъекта и граждан.
Налоговое регулирование охватывает хозяйственную жизнь страны, так как налоговые мероприятия являются наиболее универсальным инструментом воздействия надстройки на базисные отношения.
Цель регулирования — создание общего налогового климата для внутренней и внешней, особенно инвестиционной, деятельности компаний, обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала. Теоретически налоговое регулирование может иметь широкие масштабы, однако на практике производство не всегда следует за налоговыми стимулами.
Налоговое регулирование осуществляется различными методами и способами.
В целом налоговое регулирование направлено на обеспечение структурных сдвигов в экономике, оживление инвестиционной активности национальных предприятий.
Налоговый контроль — элемент налогового механизма. Цель — обеспечить соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности, законодательных основ налогообложения.
Налоговый контроль — часть
финансового контроля за исполнением
доходной части бюджета в разрезе налоговых
и неналоговых поступлений, а также налогоплательщиков
и объектов налогообложения. Объектаминало
Субъектами налогового контроля — МНС и МР, Государственный таможенный комитет, аудиторская служба. В основе налогового контроля лежат следующие принципы его организации:
• нейтральность к объекту и субъекту налогообложения;
• одно правонарушение — одно взыскание;
• поглощение взысканий, а не их сложение;
• ясность состава налогового правонарушения для всех сторон налоговых отношений;
• обоснованность налоговых санкций;
• действенность санкций.
2.2 Построение налоговой системы в современных условиях
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Федеральными налогами и
сборами признаются налоги и сборы,
которые обязательны к уплате
на всей территории Российской Федерации.
Региональными налогами признаются
налоги, которые установлены настоящим
Кодексом и законами субъектов Российской
Федерации о налогах и
Региональные налоги вводятся
в действие и прекращают действовать
на территориях субъектов
При установлении региональных
налогов законодательными (представительными)
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации определяются
в порядке и пределах, которые
предусмотрены Налоговым
Законодательными (представительными)
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации законами о
налогах в порядке и пределах
могут устанавливаться
Местными налогами
признаются налоги, которые установлены
Налоговым Кодексом и
Местные налоги вводятся в
действие и прекращают действовать
на территориях муниципальных
Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах. [1,с.14]
Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт - Петербурге устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.
При установлении местных
налогов представительными
Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются Налоговым кодексом.
Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом.
Специальные налоговые режимы
могут предусматривать
Федеральные налоги и сборы
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) государственная пошлина;
8) водный налог;
9) сборы за пользование
объектами животного мира и
за пользование
объектами водных биологических ресурсов;
Региональные налоги
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
Местные налоги
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
2.3 Налоговые льготы и налоговые санкции
Налоговый кодекс РФ (ст. 56) так определяет налоговые льготы: «Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньших размерах».