Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 14:50, реферат
История налогообложения насчитывает тысячелетия. С момента возникновения государства налог стал единственно возможным способом удовлетворения его потребностей независимо от организационных основ государства и форм собственности. Менялось количество взимаемых налогов, их название, способы установления и уплаты, но суть налогов всегда оставалась неизменной. Это была плата юридических и физических лиц в пользу государства за право осуществления той или иной деятельности, за имеющееся в их собственности имущество.
Не допускается предоставление индивидуальных налоговых льгот.
По всем федеральным налогам
и сборам льготы устанавливаются
НК. При введении регионального налога
законодательными (представительными)
органами субъекта РФ могут предусматриваться
налоговые льготы и основания
для их использования
Налоговые льготы имеют большое
экономическое и социальное значение
для страны. Они используются государством
как важный инструмент регулирования
экономических процессов. Изменяя
их размер, оно может положительно
или отрицательно воздействовать на
производство. Кроме того, для физических
лиц налоговые льготы улучшают их
материальное положение и ослабляют
неравенство. Однако при установлении
благоприятного налогового режима они
могут вызвать ограничение
1)государства, чтобы налоговые льготы не снизили доходности бюджета;
2)юридических лиц, чтобы налоговые льготы не вызывали сокращения производства и не влияли на темпы экономического
роста;
3) населения, чтобы налоговые льготы не привели к социальным конфликтам ввиду неравномерности их распределения.
По налогам и сборам предоставляются следующие виды
льгот в соответствии с НК:
• необлагаемый минимум объекта налога, т.е. минимальная часть объекта, которая исключается из обложения;
• изъятие из обложения определенных элементов объекта обложения;
• освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;
• понижение налоговых ставок;
• целевые налоговые льготы, включая отсрочку или рассрочку по уплате налога.
Отсрочка или рассрочка — особенно важный вид налоговых льгот в условиях нехватки у предприятий средств. Отсрочка или рассрочка по уплате налога — это изменение срока уплаты налога при наличии оснований на срок от 1 до 6 месяцев с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
Особым видом налоговых льгот является инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи. Основанием для такого кредита является:
во-первых, проведение организацией НИОКР либо технического перевооружения собственного производства; во-вторых, осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых технологий;
в-третьих, выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление его особо важных услуг населению. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется по налогу на прибыль (доход), а также по региональным и местным налогам на срок от 1 года до 5 лет. В каждом отчетном периоде суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут быть больше 50 % размера соответствующих платежей. Размер кредита не должен превышать 30 % стоимости оборудования.
Инвестиционный налоговый
кредит предоставляется на основании
заявления организации и
Кроме рассмотренных общих
льгот, по каждому конкретному налогу
устанавливаются специальные
В связи с большим разнообразием налоговых льгот по конкретным налогам, которые не только сокращают налоговые поступления, но значительно осложняют расчеты налоговой базы, Российское государство уменьшает их количество. Особенно это касается таких налогов, как налог на прибыль, НДС.
Государство не только поощряет предпринимателей и физических лиц налоговыми льготами, но и применяет финансовые санкции к тем, кто нарушает налоговое законодательство.
Налоговые санкции — это мера ответственности за нарушение налогового законодательства, за совершение налогового правонарушения. Они устанавливаются в виде денежных взысканий (штрафов).
Налоговые санкции призваны:
во-первых, противостоять
получению дополнительных доходов
налогоплательщиками путем
во-вторых, исключить нарушения
в исчислении размеров налогов, а
также необоснованного
в-пятых, обеспечить своевременную и полную уплату налогов в бюджет.
В НК РФ содержится следующее определение: налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (106 ст.).
К ответственности за налоговое правонарушение могут привлекаться организации, а также физические лица. Отдельно выделены нарушения, совершенные налоговыми агентами.
Различают налоговое правонарушение: умышленное или
по неосторожности.
Правонарушение считается умышленным, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействий), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий или бездействий.
Правонарушение считается неосторожным, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействий) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействий), хотя должно было и
могло это осознать.
В Налоговом кодексе
- отсутствие вины лица
в совершении налогового
- лицо, совершившее правонарушение, не достигло к моменту совершения деяния 16 лет;
- истечение срока исковой давности (3 года со дня совершения).
Кроме того, устанавливаются обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, какими признаются:
а) стечение тяжелых личных или семейных обстоятельств;
правонарушение совершено
под влиянием угрозы или
б) иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими.
Основные группы правонарушений, ответственность за которые регламентируется НК РФ:
• действия налогоплательщиков, препятствующие осуществлению налогового контроля (непосредственно связанные с уплатой налогов и взносов);
• действия налогоплательщиков, нарушающие порядок уплаты налогов (напрямую связанные с уплатой налогов и взносов);
• нарушение требований налогового законодательства со стороны банков.
При нарушении срока уплаты
налога налогоплательщик, плательщик
сборов или налоговый агент платят
пени. Пеня начисляется за каждый календарный
день просрочки исполнения обязанности
по уплате налога или сбора, начиная
со следующего за установленным
Размер пени установлен равным 1/300 ставки рефинансирования ЦБР. Пеня оплачивается одновременно с уплатой налога и сбора или после их уплаты в полном объеме.
Не начисляется пеня на сумму недоимки при невозможности ее погасить налогоплательщиком, если по решению суда или налогового органа приостановлены операции в банке или наложен арест на имущество.
Привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения осуществляется в течение трех лет. Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщика только в судебном порядке.
Кроме ответственности за налоговые правонарушения, должностные лица предприятий и организаций несут административную ответственность за нарушения налогового законодательства.
Физические лица, совершившие
преступление в налоговой сфере,
несут уголовную
3 Проблемы и
пути совершенствования
Проводимая налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций.
Сегодня в нашей стране
создана совершенно новая основа
правового регулирования
Главная проблема Налогового
кодекса РФ, как представляется,
заключается в том, что он не раскрывает
комплексный характер налоговых
отношений как специальных
В Кодексе нет упоминания о Конституции РФ, т. е. , что к налоговым "властным" отношениям применяются конституционные принципы и нормы. В нем, кроме функций налоговых органов, подробно не определяется участие в налоговых властных отношениях ни одного государственного органа, включая Правительство РФ. Между тем Правительство, согласно ст. 15 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", разрабатывает и реализует налоговую политику. [ 2, с.33]
Есть и другие нерешенные проблемы современного налогового законодательства в России:
-вводимые налоги не подкрепляются экономико - правовой аргументацией; нет ссылок на конституционные основы установления того или иного налога; нет связи бюджетных интересов и интересов налогоплательщика;
-понятие цели налога
как инструмента финансового
обеспечения деятельности
- среди функций налогообложения
на первый план выходит
Фискальные интересы государства, ведомственные заботы ФНС РФ и Минфина России в условиях острой нехватки средств для решения социальных проблем привели к тому, что действующее налоговое законодательство сориентировано преимущественно на регулирование деятельности налоговых органов по обеспечению контроля собираемости налогов. Сказывается это в неравномерности развития налогового законодательства. Некоторые институты налогового законодательства, касающиеся взыскания налогов, развиваются активнее, чем другие. Быстро развиваются институты налоговых проверок и субъективного состава налоговых нарушений. В то же время в сфере правового регулирования мер по защите налогоплательщика наметилось явное отставание
Такое положение делает неизбежным деятельность по совершенствованию налоговой системы, ее реформирование, а также дальнейшее развитие правовой основы.
Если говорить о действующих в России налогах, ставках и правилах начисления налоговой базы, то здесь достигнут значительный прогресс. Недавно это подтвердили иностранные инвесторы, участвовавшие в работе Консультативного Совета по иностранным инвестициям. Они единодушно отметили, что налоговые ставки и базовые правила налогообложения в России достаточно комфортны, работать в таких условиях можно. Однако в области налогового администрирования, особенно в части налогового контроля и возмещения налога на добавленную стоимость, существует немало проблем, которыми необходимо заниматься.
В построении современной
и конкурентоспособной
Государство, снижая налоги,
имеет право строго требовать, чтобы
эти налоги уплачивались полностью
и своевременно. При этом налогоплательщики
должны быть уверены в объективном
и беспристрастном отношении
со стороны налоговых органов, обеспеченном
как четкостью правил налогообложения,
так и соблюдением