Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:47, дипломная работа
До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали более 90% общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей - налога с оборота и платежей из прибыли. Такая система просуществовала с 1930 по 1990 гг. Введенные в 1980-е гг. нормативные платежи из прибыли в виде платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др. не смогли изменить систему платежей , и она продолжала ориентироваться на индивидуальные результаты деятельности отдельных предприятий.
Введние........................................................................3
1. Государственное регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства...............14
1.1. Программы поддержки малого предпринимательства................14
1.1.1 Программы поддержки в различных сферах
деятельности 17
1.2. Роль малых предприятий на рынке.........................................21
1.3. Фонды поддержки малого предпринимательства.......................24
2. Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства..................30
2.1. Выбор системы налогообложения............................................30
2.2. Расчет налогооблагаемой прибыли.........................................35
2.3. Патентная система.......................................................43
Заключение....................................................................47
Выводы........................................................................53
Список литературы.............................................................68
амортизационным отчислениям и другим расходам при исчислении
налогооблагаемого дохода не учитываемым. Кроме того, на уменьшение
налогооблагаемого дохода относятся 2000 руб. НДС, уплаченного предприятием
поставщикам при приобретении использованных в процессе производства
материальных ресурсов, работ и услуг. Таким образом, налогооблагаемый
доход составит 36000-10000-2000=24000руб.,а сумма выплачиваемого в бюджет
налога - 7200руб. Разница с первым вариантом расчета как будто бы весьма
ощутимая. Однако нужно учесть, что уплата поставщикам НДС теперь уже
производится предприятием за счет собственных средств и относится на
себестоимость продукции. В результате остающееся после налогообложения в
распоряжения предприятия
чистая прибыль составляет:36000-
7200=6800 руб.,что уже не столь заметно отличается от первого варианта,но
зато подкрепляется неоспоримыми преимуществами значительного упрощения
системы бухгалтерского учета и отчетности.
Рассмотренный пример представляет собой промежуточный вариант ,при
котором экономические результаты деятельности предприятий при двух системах
налогообложения приблизительно эквивалентны. Учет прочих налогов (налог на
имущество, налог на пользователей автомобильных дорог, транспортный налог и
местные налоги и сборы) несколько увеличит экономический эффект от
применения упрощенной системы налогообложения, но не очень значительный.
Попробует теперь варьировать заданные в расчете начальные условия: уровень
рентабельности предприятия и
структуру себестоимости
продукции. Результаты аналогичных произведенному выше расчетов при той
структуре себестоимости продукции (10000+10000=20000 руб. без учета
уплаченных поставщикам сумм НДС) и различных уровнях рентабельности
произведены в таблице 2.2.1.
Таблица 2.2.1.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, рублей |
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, рублей | |
Уровень рентабельности предприятия, % |
при обычной системе |
при упрощенной системе налогообложения |
100 |
13000 |
15200 |
80 |
10400 |
11840 |
70 |
9100 |
10160 |
60 |
7800 |
8480 |
50 |
6500 |
6800 |
40 |
5200 |
5120 |
30 |
3900 |
3440 |
20 |
2600 |
1760 |
10 |
1300 |
80 |
Из приведенных в таблице данных видно, что при уровнях рентабельности менее
50 % упрощенная система
(напомним, что данная цифра справедлива только при принятой в расчетах
структуре себестоимости продукции).При близкой к нулю рентабельности она
становится просто убыточной, поскольку налог на доход (с части,
соответствующей, по крайней ере расходам на оплату труда) взимается и при
отсутствии у предприятии прибыли. В тоже время при рентабельности выше 50
% экономический эффект от
налогообложения возрастает с ростом уровня рентабельности.
Результаты аналогичных
продукции при фиксированных общей себестоимости, равной 20000 руб., конечной
цене реализации равной 36000 руб.(при обычной системе налогообложения -
включая НДС), и постоянном уровне рентабельности 50 % приведены в
таблице 2.2.2.При этом под материальными затратами понимаются все затраты
относимые на уменьшение налогооблагаемого дохода при упрощенной системе
налогообложения. Как видно из таблицы 2.2.2.,упрощенная система
налогообложения не выгодна для предприятий у которых доля материальных
затрат в структуре
для предприятий оказывающие консультационные услуги или производящих
научно-техническую продукцию, основной вклад в себестоимость которой вносят
расходы на оплату труда.
Таблица 2.2.2.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия , рублей |
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, рублей | |
Доля материальных затрат
в структуре себестоимости |
при обычной системе |
при упрощенной системе налогообложения |
80 |
6500 |
7760 |
70 |
6500 |
7440 |
60 |
6500 |
7120 |
50 |
6500 |
6800 |
40 |
6500 |
6480 |
30 |
6500 |
6160 |
20 |
6500 |
5840 |
10 |
6500 |
5520 |
Не следует забывать еще об одном обстоятельстве .Все приведенные выше расчеты
в полной мере справедливы только для предприятий, которые производят
продукцию, реализуемую конечному потребителю. В этом случае покупателя
интересует только оплачиваемая им цена, ему безразлично, входит в нее НДС или
нет. Для предприятий, реализующих
продукцию производственно-
назначения, ситуация несколько иная. Их покупателей данный вопрос уже не
безразличен, поскольку приобретая материальные ресурсы без выделения
НДС, они не вправе относить предполагающиеся в структуре цены суммы налога на
расчеты с бюджетом и вынужденные списывать полную стоимость этих ресурсов
на издержки производства и обращения, что в конечном итоге влечет за собой
уменьшение их собственной прибыли. Выделение же НДС в первичных учетных и
платежных документах на продукцию реализуемую предприятиями, перешедшими
на упрощенную систему налогообложения, просто - на просто не возможно, так
как они плательщиками данного налога не являются. В результате
предприятие, перешедшее на упрощенную
систему налогообложения и
подлежащую в общем случае обложению НДС продукцию производственно
технического- назначения по которой на рынке существует достаточно жесткая
конкуренция, могут оказаться неконкурентоспособными, если только не снизят
цены на свою продукцию до уровня, исключающего НДС. Однако в последнем
случае упрощенная система налогообложения оказывается невыгодной для
подавляющего большинства
начали рассуждения и
продукцию по цене не включающей обычную для данной продукции суммы НДС, то
есть по цене 30000 руб. В этом случае выплачиваемого им налога совокупного
дохода составит (30000-12000)*0,3=5400 руб., а сумма прибыли, остающаяся
в его распоряжении - 30000-20000-2000-5400=2600 руб. Напомним, что при
обычной системе налогообложения в распоряжении предприятия в тех же условиях
остается 6500 руб. Разница огромная.
Еще раз повторим, что все данные расчеты приведены с единой целью
предостеречь от поспешного перехода на упрощенную систему налогообложения
учета и отчетности. В каждом конкретном случае должен быть проведен
серьезный экономический анализ, исходящий из условий применения единого и
прочих налогов в данном регионе, экономические показатели деятельности
предприятия и условий соответствующего рынка
2.3. Патентная система
Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами
малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, является
патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по
месту постановки на организаций и индивидуальных предпринимателей на
налоговый учет. Патент выдается при соблюдении следующих условий:
если общее число работников, занятых в организации, не превышает предельной
численности, установленной в соответствии
с настоящим Федеральным
если организация не имеет просроченной задолженности по уплате налогов и иных
обязательных платежей за предыдущий отчетный период;
если организацией своевременно сданы необходимые расчеты по налогам и
бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период.
Патентная система применима прежде всего в торговле и в бытовом обслуживании
населения. Все предприятия торговли, оптово-розничные товарные рынки,
торговые точки и предприятия бытового обслуживания и общественного питания
согласно закону должны вести
сложную бухгалтерскую
подвергаясь при этом периодическим проверкам со стороны налоговой
инспекции. Упрощенная система в этом случае "не работает". Не менее половины,
а то и две трети выручки проходит мимо кассовых аппаратов. Серьезные
неудобства в деятельности мелких предпринимателей сочетаются со значительными
потерями для бюджета. Попавшиеся на нарушении налогового законодательства
подвергаются громадным финансовым санкциям, порой способным полностью
разорить мелкого предпринимателя. При этом вопреки бытующему мнению не
следует думать, что любой, кто нарушает закон, делает это специально и
сознательно. Малое предприятие просто не в состоянии нанять
квалифицированного бухгалтера, успевать отслеживать все тонкости непрерывно
меняющегося налогового законодательства.
А индивидуальному
это тем более не под силу. Применение
патентной системы
индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты
установленных законодательством Российской Федерации федеральных,
региональных и местных
индивидуальных
подоходного налога с доходов, полученных от осуществления
предпринимательской деятельности.
Объектами патентной системы могут
стать предприятия
мелкооптовой торговли, общественного питания (рынки, кафе, закусочные,
аптеки, палатки, ларьки и др.),а также объекты сферы бытового обслуживания
населения (бани, парикмахерские, ателье и др.).Очень легко можно решить все
вопросы, связанные с переходом
на патентную систему
предпринимателей, занимающихся производством товаров народного потребления,
печатной продукции, изделий художественного промысла, ремонтом,
торговлей, торгово-закупочной деятельностью. Патенты могут выдаваться по
желанию налогоплательщика на срок от одного месяца до одного года с
последующей пролонгацией. Следует еще раз подчеркнуть, что стоимость
патента является налогом. Простота и удобство патентной системы для
предпринимателей сочетаются с увеличением собираемости налогов, особенно
там, где добиться этого наиболее трудно, где основная часть расчетов
осуществляется наличными
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая политика прежде всего должна быть нацелена на расширение налоговой
базы. Именно расширение налоговой базы позволит реально увеличить
поступление доходов в бюджет без усиления налогового бремени. Без решения
этой проблемы невозможно обеспечить финансовой базы экономического роста.
Реальным шагом в деле расширения налогооблагаемой базы является всемерное
стимулирование развития малого бизнеса. Отдельные регионы дают неплохие
примеры реального развития столь важного сектора экономики. Например, в
Москве количество малых предприятий за последние 5 лет возросло в 6 раз и
составляет в настоящее время более 200 тысяч. Таким образом, в целом по
Москве свыше половины малых предприятий потенциально могут использовать
упрощенную систему налогообложения. Однако реальная цифра перешедших на
эту систему гораздо ниже. Естественно, прошло слишком мало времени, чтобы
выявить все причины этого явления. Необходим скурпулезный анализ всех
факторов. Среди общих причин можно отметить, что частая смена нормативных
положений, особено налогообложение способствовало общему негативному
отношению предпринимателей к нововведениям. Поэтому многие предприятия
заняли выжидательную позицию. Необходимо серьезная разъяснительная работа в
новой системе налогообложения. Немаловажное значение имеет и то, что выигрыш
финансовом отношении от упрощенной системы налогообложения не столь высок
для предприятий, как пытаются показать. Думается, что более радикальным
средством для предприятий с небольшим числом работников будет перевод их а
систему патентов. Естественно, что требуется серьезная работа по обосновании
цены патента. Ясно, что это величина зависит от многих факторов:
региональных особенностей, сферы деятельности предприятия, конкретного
размера предприятия, средней доходности. Введение упрощенной системы