Налогообложение прибыли коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:21, реферат

Описание работы

Среди экономических методов регулирования экономикой особо важное место занимает налоговая система, которая в условиях бюджетного кризиса и острой нехватки ресурсов, может стать основным способом стимулирования развития экономики. Однако в настоящее время в этой области много нерешенных проблем и процесс совершенствования налоговой системы продолжается. Естественно, что этот процесс затрагивает и вопросы, связанные с порядком налогообложения деятельности банков, играющих в экономике любой страны чрезвычайно важную роль.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСОВИЯХ……………5
1.1.Специфика коммерческих банков как субъектов экономических и налоговых отношений…………………………………………………………….5
1.2.Направление и методы налогового воздействия государства на банковскую деятельность………………………………………………………...9
2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВ В РФ……16
2.1.Основные понятия и принципы системы налогообложения банков……..16
2.2. Доходы и расходы, относимые непосредственно на финансовые результаты деятельности банка…………………………………………………34
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВ……………………………………………..43
3.1.Развитие системы налогообложения банковской деятельности………….43
3.2.Совершенствование налогового контроля за деятельностью коммерческих банков……………………………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………...56
Список литературы…………………………………………………………….61

Файлы: 1 файл

курсач для передела.docx

— 58.84 Кб (Скачать файл)

г) принятые неплатежные  и фальшивые денежные билеты и  монеты;

д) хищения, растраты, и другие злоупотребления по инкассации и перевозке ценностей;

е) хищения, растраты, и другие злоупотребления по прочим операциям  банка (кроме кассовых и по инкассации и перевозке ценностей);

ж) утрата ценностей  при  пересылке;

з) суммы, выплаченные по претензиям клиентов.

Расходы банка, осуществляемые за счет прибыли.

В положении  особо выделяется группа расходов банка, не подлежащих отнесению их на себестоимость  оказываемых  банками услуг, и осуществляемых только за счет прибыли, остающейся в  распоряжении банков после уплаты налогов  и других обязательных платежей. Определение  такой группы расходов было вызвано  тем, что банки, по существу занижали налогооблагаемую базу за счет включения  этих расходов в себестоимость оказываемых  услуг.

Перечень расходов довольно широк, в частности к  ним относят:

- затраты капитального  характера, в том числе на  строительство новых объектов, модернизацию, расширение, реконструкцию и обновление  действующих основных фондов, приобретение  банком различного оборудования  и других основных средств.

- расходы на  содержание  объектов непроизводственной  сферы  (жилищно-коммунального хозяйства,  учебных центров, детских, дошкольных, медицинских, оздоровительных и  иных учреждений), в том числе  на проведение всех ремонтов  таких объектов, в части, не  покрываемой доходами от их  эксплуатации (квартирной платы,  взносов родителей на содержание  ребенка в детском саду, оплаты  стоимости путевок и т.п.). Арендная  плата по указанным объектам  в случаях, когда они используются  на условиях аренды.

Расходы капитального характера  по сооружению охранно-сторожевой и  пожарной сигнализации и коммуникаций средств связи. Расходы по содержанию собственной службы охраны банка, включая затраты на экипировку и приобретение оружия и иных специальных средств защиты.

обязательные  отчисления, производимые банком в  государственные  внебюджетные фонды, в части расходов на оплату труда  работников, относимых  за счет прибыли, остающейся в распоряжении банка.

Положение предусматривает, что если какие-либо из вышеназванных  расходов и затрат подлежат льготированию  в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль  предприятий и организаций", то при налогообложении они учитываются  в порядке, предусмотренном в  законе.

Принципиально новым из того, что вводит Положение  является норма, которая предписывает банкам компенсировать из прибыли разницу в процентах по предоставляемым ссудам работникам банка, когда уровень процентных ставок по таким ссудам ниже, чем обычно применяется банком для сторонних клиентов. Под сторонними клиентами следует понимать всех физических и юридических лиц, которым выданы кредиты.

Указанное не относится к ссудам, выдаваемым за счет чистой прибыли, и иностранной валюте, приобретенной за счет чистой прибыли и продаваемой своим сотрудникам по льготному курсу.

Положение также  предписывает банкам возмещать из своей  прибыли  разницу при продаже  наличной иностранной валюты, включая  продажу  валюты работникам банка, по курсу более  низкому, чем установленный в  этот день для сторонних покупателей .

К группе расходов и затрат, осуществляемых банками  из чистой прибыли относятся также:

- выплата дивидендов  акционерам (пайщикам) банка.

- расходы, связанные   с организацией банком филиалов  и представительств, в том числе  и за рубежом.

- уплата налога  на операции  с ценными бумагами, приобретаемыми  в собственность  банка, иных  налогов и сборов, относимых в  соответствие с  законодательством  за счет средств,  остающихся  в распоряжении банка  после  уплаты налога на прибыль.

- уплаченные  проценты  по просроченным межбанковским   кредитам, включая централизованные  кредиты и овердрафт.

- плата предприятиям, организациям  и учреждениям, включая  предприятия  торговли, за сдаваемую  ими  банкам денежную наличность.

- внесение сумм  в бюджет  в виде санкций  в соответствии  с законодательством.

- прочие расходы.

Налогообложение банковских операций с ценными бумагами

Операциями с  ценными  бумагами являются действия или намерения  плательщика налога, направленные на возникновение имущественных прав в отношении акций, сберегательных сертификатов, облигаций независимо от их вида, условий обращения и  номинала и переводных векселей. Операции или намерения оформляются посредством  заключения договора и регистрации  проспекта эмиссии ценных бумаг.

Плательщиками данного налога являются юридические  и физические лица, осуществляющие в установленном  порядке операции с ценными бумагами. Банки и  кредитные учреждения также являются плательщиками данного  налога, поскольку  имеют право  на выпуск акций, облигаций и различных  долговых обязательств и других ценных бумаг.

Объектами налогообложения  являются цена договора и регистрация  проспекта эмиссии ценных бумаг. Цена договора представляет собой цену сделки купли-продажи акций, облигаций, сберегательных сертификатов и других ценных бумаг, а также вексельную сумму. При регистрации проспекта  эмиссии облагается налогом номинальный бьем выпуска акций или облигаций.

Исчисленные суммы  налога плательщики исчисляют самостоятельно исходя из цены договора или номинальной  суммы эмиссии и соответствующей  налоговой ставки.

Налоговые ставки различаются:

- при регистрации  проспекта  эмиссии ценных бумаг  ставка 0,5% номинальной суммы эмиссии.

- при покупке  государственных  ценных бумаг  - 1 рубль с каждой 1000 рублей.

- при заключении  договора  купли-продажи ценных  бумаг - 3 рубля с каждой 1000 рублей, при  этом налог берется с  каждого  участника сделки.

- при распространении   сберегательных сертификатов - 3 рубля   с каждой 1000 рублей (с каждого   участника сделки ).

Банк уплачивает этот налог  за счет доходов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей и отчислений от доходов. Покупатель сберегательного  сертификата уплачивает налог при  регистрации продажи  сертификата  в банке. При этом банк должен в трехдневный срок после  регистрации и оформления операции купли-продажи сберегательных сертификатов перечислить налог в федеральный  бюджет.

Предусмотрены следующие  налоговые льготы:

- освобождается  от  уплаты данного налога юридические   и физические лица, которые приобретают  акции, впервые эмитируемые акционерным  обществом с момента его государственной  регистрации.

- освобождается  от  уплаты данного налога эмитент,  осуществляющий первичную эмиссию   ценных бумаг.

- освобождаются  от  уплаты данного налога юридические  лица, осуществляющие в установленном  порядке посреднические операции  с ценными бумагами за счет  и по поручению клиента.

Сумма налога уплачивается плательщиком при регистрации этих операций и  в течение трех дней перечисляется  в федеральный  бюджет. Плательщики  несут ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в порядке, установленном  законодательными актами.

Порядок МДМ  Банка по удержанию  в пользу государственного бюджета  налога на доходы физических лиц

1.Доходы, не подлежащие  обложению подоходным налогом  (в соответствии с пунктом 25 статьи 217 Кодекса):

- накопленный купонный  доход (далее - НКД) по государственным  процентным облигациям (ОФЗ) за  время владения ценной бумагой  физическим лицом;

- доход от погашения  государственных процентных облигаций  (ОФЗ);

- доход от продажи или  погашения государственных дисконтных  облигаций, по которым предусмотрен  купонный процентный доход, (ГКО)  и аналогичных им облигаций  субъектов РФ и органов местного  самоуправления;

- дивиденды по акциям, перечисляемых по поручению эмитента  акций, т.к. налог с дивидендов  удерживается самим эмитентом.

- Указанные виды доходов  не включаются в справку 2-НДФЛ.

2. Доходы, подлежащие  обложению  подоходным налогом.

- Доход от реализации  государственных процентных облигаций  (ОФЗ) и аналогичных им облигаций  субъектов РФ и органов местного  самоуправления;

- Доход от реализации  акций российских эмитентов;

- Доход от реализации (продажи/погашения)  корпоративных облигаций, включая  суммы НКД.

3. Определение  налогооблагаемой  базы.Применяется следующая схема расчета налогооблагаемой базы по доходам физических лиц по операциям с цеными бумагами:

-Доход, полученный от  продажи ценных бумаг, уменьшается  на сумму фактически произведенных  и документально подтвержденных  расходов (расходы по покупке,  комиссия, уплаченная Банку и  бирже, депозитарные расходы), в  том числе понесенных в МДМ  Банке; 

- Налогооблагаемая база  уменьшается на сумму убытков,  полученных по операциям, совершенным  в одном налоговом периоде.  Для расчета финансового результата  от сделок купли-продажи ценных  бумаг применяется метод ЛИФО.

4. По доходам  физических  лиц - резидентов РФ, полученным  по операциям с ценными бумагами, действует ставка подоходного  налога - 13%.

5. Порядок удержания   подоходного налога. В случае  осуществления выплаты налогоплательщику  денежных средств, полученных  им в Банке от операций с  ценными бумагами соответствующей  категории (обращающиеся и необращающиеся  на фондовом рынке) , налоговая база определяется на даты выплаты денежных средств (дату выдачи наличными или вывода денежных средств по заявлению налогоплательщика на его текущий счет). В этом случае налог уплачивается с доли дохода, которая определяется как произведение общей суммы дохода, полученного с начала налогового периода, на отношение суммы выплаты к сумме стоимостной оценки ценных бумаг и денежных средств, находящихся в портфеле, на дату выплаты денежных средств. При осуществлении выплаты денежных средств налогоплательщику более одного раза в течение налогового периода, расчет суммы налога производится нарастающим итогом с зачетом ранее уплаченных сумм налога. Исчисленная сумма налога подлежит уплате в бюджет не позднее дня фактической выплаты денежных средств.

6. Действия налогового  агента. 

При невозможности удержания  исчисленной по итогам налогового периода  суммы налога, налоговый агент  в соответствии со ст.214.1 п.8 Кодекса  в течение одного месяца с момента  возникновения этого обязательства  в письменной форме уведомляет налоговую  инспекцию по месту своей (Банка) регистрации о доходах, полученных Клиентом, по Форме 2-НДФЛ в письменной форме с указанием суммы задолженности  налогоплательщика. Под этим подразумевается отсутствие денежных средств на брокерском счете налогоплательщика на дату окончания налогового периода. Кроме этого, налоговый агент в соответствии с п.2 ст. 230 Кодекса предоставляет Клиенту справку о полученных им доходах не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

7. Налогообложение операций  на срочном рынке. 

 

 

 

 

 

 

 

         3. Основные направления совершенствования  налогообложения банков

         3.1 Развитие системы  налогообложения   банковской деятельности. Налоги  в банковской системе занимают  важное место как инструмент  проведения централизованной финансово-кредитной  политики государства и призваны  наилучшим образом обеспечить: Фискальную политику, накопление централизованных финансовых ресурсов в банках на разных уровнях управления (федеральном, республиканском, краевом, областном, местном), необходимых для финансирования различных мероприятий. осуществляемых за счет государственного и местного бюджетов;Взаимоотношения предприятий с бюджетом. Переход к налоговым методам регулирования финансовых взаимоотношений государства с предприятиями предполагает единство калькулирования затрат на производство и реализацию продукции и исчисления прибыли;

Защиту хозрасчетных, коммерческих интересов предпринимателя (предприятия) и покупателей в  условиях рыночной экономики;

Создание мотивации  в  связи со стремлением получить прибыль  для внедрения достижений научно-технического прогресса и новых технологий, обеспечивающих выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции; Формирование косвенных методов регулирования  перераспределения финансовых ресурсов для обеспечения приоритетного  развития отдельных отраслей, народнохозяйственных комплексов и регионов, важнейших  научно-технических программ, экспорта и импорта товаров и других стратегических направлений, реализации экономической политики государства. Это достигается при помощи различных льгот и пониженных ставок налогообложения;

Проведение (через  ставки, льготы) антимонопольной политики, ограничение экономически необоснованного  роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, включенных в государственный реестр России;

Приближение методов  распределения  доходов к системе налогообложения  стран с развитой рыночной экономикой, что является одной из экономических  предпосылок участия в мирохозяйственных  связях. Однако это в полной мере может быть решено лишь при сопоставимости других показателей и, в первую очередь, уровня оплаты труда.

Банковская деятельность имеет свою специфику, которая учитывается  при разработке порядка исчисления налога на прибыль, например, при определении  налогооблагаемой базы, при предоставлении льгот по налогу на прибыль и т.д.До 1991 года большинство банков, действовавших в Российской Федерации, принадлежало государству. Появившиеся к этому времени коммерческие и кооперативные банки были немногочисленны и не играли большой роли в экономике.

Информация о работе Налогообложение прибыли коммерческих банков