Налогообложение прибыли коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:21, реферат

Описание работы

Среди экономических методов регулирования экономикой особо важное место занимает налоговая система, которая в условиях бюджетного кризиса и острой нехватки ресурсов, может стать основным способом стимулирования развития экономики. Однако в настоящее время в этой области много нерешенных проблем и процесс совершенствования налоговой системы продолжается. Естественно, что этот процесс затрагивает и вопросы, связанные с порядком налогообложения деятельности банков, играющих в экономике любой страны чрезвычайно важную роль.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСОВИЯХ……………5
1.1.Специфика коммерческих банков как субъектов экономических и налоговых отношений…………………………………………………………….5
1.2.Направление и методы налогового воздействия государства на банковскую деятельность………………………………………………………...9
2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВ В РФ……16
2.1.Основные понятия и принципы системы налогообложения банков……..16
2.2. Доходы и расходы, относимые непосредственно на финансовые результаты деятельности банка…………………………………………………34
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВ……………………………………………..43
3.1.Развитие системы налогообложения банковской деятельности………….43
3.2.Совершенствование налогового контроля за деятельностью коммерческих банков……………………………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………...56
Список литературы…………………………………………………………….61

Файлы: 1 файл

курсач для передела.docx

— 58.84 Кб (Скачать файл)

В 1991 году был  принят действующий  и в настоящее время Закон "Об основах налоговой системы в  Российской Федерации", с последующими изменениями и дополнениями определяющий общие принципы построения налоговой  системы и не претерпевший (за редким исключением) кардинальных изменений. Действующее в настоящее время  налоговое законодательство не предусматривает  каких-либо специальных налогов  на банки, рассматривая их в плане  налогообложения как обычные  предприятия, но с учетом тех или  иных особенностей. Таким образом, банки, как и любые другие предприятия, должны платить все федеральные  налоги, налоги субъектов Федерации  и местные налоги. Фактически некоторые  налоги банки не платят, поскольку  Законом "О банках и банковской деятельности" банкам запрещены  любые операции по производству и  торговле материальными ценностями.

Принятие данного  закона свидетельствовало, во-первых, о том, что в России произошло  становление  двухуровневой банковской системы, на первом уровне которой находился  Центральный банк РФ, а на втором - все остальные кредитные учреждения, получившие лицензии Банка России на совершение соответствующих банковских операций. Действие закона распространялось только на второй уровень банковской системы.

Во-вторых, принятием  закона законодатель отделил банки  и  другие кредитные учреждения, с  точки зрения налогообложения, от других субъектов предпринимательства.

Налогообложение дохода (а  не прибыли) объяснялось  прежде всего тем, что данный закон носил явно временный характер и отражал период становления налоговой системы в целом. Как известно налогообложение прибыли является более гибким рычагом регулирования деятельности субъекта предпринимательства, так как прибыль представляет собой определенный результат его деятельности, и то время, как размер дохода может не учитывать произведенные затраты для прибыли.

Положением в  соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2270 "О  некоторых изменениях в налогообложении  и во взаимоотношениях бюджетов различных  уровней" устанавливаются  особенности  определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками  и другими кредитными учреждениями, а также порядок формирования финансовых результатов, учитываемых  при налогообложении банков и  других кредитных учреждений в порядке  и на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

Таким образом, правовые нормы, содержащиеся в Законе РФ "О налоге на прибыль с предприятий  и  организаций" и касающиеся порядка  определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, толкуются  Положением с учетом специфики деятельности банков.

Все банки, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации  на проведение банковских операций, исчисляют  налогооблагаемую базу для расчета  налога на прибыль  путем уменьшения определяемой в соответствии с Положением общей суммы доходов (без учета  налога на добавленную стоимость) на сумму расходов, включаемых в соответствии с Положением в себестоимость  оказываемых услуг, и уточнению  полученной разницы на суммы доходов  и расходов, относимых непосредственно  на финансовые результаты их деятельности.

 

Положение, учитывая специфику  предоставляемых банками  услуг, фактически определяет какие  расходы  и затраты относятся  на себестоимость  при исчислении прибыли банка.В Положении отдельным разделом выделены доходы и расходы, непосредственно относимые на финансовые результаты деятельности банка и расходы, не подлежащие отнесению к расходам, включаемых в себестоимость оказываемых услуг, и иным расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль.Если состав доходов банков, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы, не претерпел существенных изменений, то расходы банка, относимые на себестоимость оказываемых услуг значительно пополнились.

Перечень расходов довольно широкий, в частности были отнесены:

· суммы, причитающиеся  к  уплате банком в соответствующий  бюджет в виде налога на имущество  банка, земельного налога, транспортного  налога, налога на пользователей автомобильных  дорог, налога на приобретение транспортных средств и налога на владельцев транспортных средств, сбора на нужды образовательных  учреждений, таможенных пошлин, а также  других налогов, сборов и платежей, включаемых в соответствии с законодательством  в себестоимость продукции (работ, услуг) или относимых на издержки.

· обязательные отчисления банка  в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного  медицинского страхования, Государственный  фонд занятости  населения Российской Федерации, Фонд социального страхования  Российской Федерации. производимые в  соответствии с законодательством.

· платежи по обязательному  страхованию имущества  банка  и отдельных категорий  работников банка в соответствии с законодательством.

· другие.

Кроме того, при  уплате налога на прибыль за 2008 год банки, как  и другие предприятия, были освобождены  от уплаты налога на прибыль, полученную от превышения положительных курсовых разниц от переоценки валюты над отрицательными.Предоставление банкам такой льготы (в какой-то мере оправданной для предприятий-производителей) повлекло за собой дальнейшее повышение курса валюты, так же как предоставление льгот по государственным ценным бумагам способствовало строительству пирамиды ГКО. Тем самым банки вновь отвлекаются от реального сектора экономики.Наличие значительных льгот, а также полулегальных возможностей для уклонения от уплаты налога на прибыль привело к тому, что, например, в Нижегородской области среди филиалов московских банков платили налог на прибыль только некоторые из малых учреждений, а ни средние, ни крупные налог не платили.

Специфической проблемой  стало неисполнение банками платежных  поручений клиентов на перечисления налоговых платежей в бюджеты  всех уровней и внебюджетные фонды. В соответствии с действующим  законодательством обязанности  налогоплательщика при этом считаются  исполненными, а деньги в бюджет не поступают. Такое положение может  длиться достаточно долгое время, пока у банка не будет отозвана лицензия. Необходимо отметить, что в последнее  время наметилась тенденция к  ускорению процесса отзыва банковской лицензии, но и сейчас сроки продолжают оставаться неоправданно большими (до одного года)Анализ показывает, что  наиболее устойчивые банки являются одновременно наиболее крупными плательщиками  налога на прибыль, а кандидаты в  банкроты либо вообще не платят этот налог, либо платят в минимальных суммах.Таким образом, к концу девяностых годов назрела такая ситуация, когда изменения в системе налогообложения банков стало просто необходимым.

3.2 Совершенствование налогового  контроля за деятельностью коммерческих банков.

Контроль в налоговой  деятельности - это метод руководства  компетентного органа государственного управления за соблюдением налогоплательщиками  требований налогового законодательства. Управление налогообложением в Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему, построенную  по многоуровневому иерархическому принципу, при этом каждый уровень  имеет свои функции и специфику. Центральным органом управления налогообложения в России - первый уровень - является Федеральная налоговая  служба Российской Федерации (до 2004 года Министерство по налогам и сборам). В связи с проводимой налоговой  реформой МНС РФ было преобразовано  в Федеральную налоговую службу Российской Федерации, входящую в состав Министерства Финансов РФ. ФНС России при этом сохранила все полномочия и обязанности министерства. Кроме  того, созданная Федеральная налоговая  служба унаследовала от МНС РФ разветвленную  систему налоговых органов, большую  часть которой составляют территориальные  налоговые органы - управления по субъектам  Российской Федерации, инспекции по городам, районам и т.д.Единая централизованная система органов Федеральной налоговой службы состоит из: федерального органа - Федеральная налоговая служба Российской Федерации; территориальных органов ФНС России, включающих управления ФНС РФ по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, а также инспекции ФНС России межрайонного уровня прежде всего налоговыми органами. Налоговый контроль можно определить как особый организационно-правовой механизм, представляющий собой систему взаимосвязанных элементов, посредством которого обеспечивается надлежащее поведение обязанных лиц по уплате налогов и сборов, а также исследование и установление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий и применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений. При осуществлении мероприятий налогового контроля уполномоченные органы руководствуются принципами законности, планирования мероприятий налогового контроля, принципом соблюдения налоговой тайны (специального режима доступа к сведениям о налогоплательщиках, плательщиках сборов и налоговых агентах, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов); принципом последовательности проведения мероприятий налогового контроля и документального фиксирования установленных фактов, действий и событий; принципом недопустимости причинения ущерба проверяемой организации или физическому лицу при проведении налогового контроля.

Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений. Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными и нормативными актами. Независимый контроль - это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т. е. аудиторскими фирмами. Правовые основы организации контроля и надзора определены законами РФ "О Центральном банке Российской Федерации" и "О банках и банковской деятельности в Российской Федерации". Закон о Центральном банке Российской Федерации предусматривает необходимость осуществления надзора за соблюдением банками установленных экономических нормативов и контроля за правильным применением ими законодательства о банковской деятельности, назначать и осуществлять проверку выполняемых банками операций, поручать проведение таких проверок аудиторским организациям. Этим указом утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, на основе которых "Положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации" от 6 февраля 1991 года должно быть приведено в соответствие с новыми нормативными актами. Коммерческие банки для повышения надежности и обеспечения качества работы организуют и осуществляют внутрибанковский контроль или внутренний аудит.   Внутренний  аудит можно рассматривать как систему мер безопасности банка для обеспечения защиты интересов вкладчиков, сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности банка. Он включает совокупность планов банка, методов и процедур, применяемых внутри него для защиты активов, увеличения прибыли, обеспечения четкого выполнения указаний руководства банка. Внутренний аудит организационно представлен как структурное подразделение банка и подчиняется руководителю банка. Задачи внутреннего аудита могут быть разнообразными и включают проверку: правильности ведения синтетического и аналитического учета; своевременности отражения операций по счетам клиентов и внутрибанковским счетам; наличия материальных ценностей в натуре и т. д.Контроль за соблюдением банками экономических нормативов органы надзора осуществляют с помощью анализа представляемой отчетности. При несоблюдении установленных коэффициентов органами надзора применяются штрафные санкции, в отдельных случаях могут быть введены ограничения на банковские операции. Контроль за деятельностью банков органы надзора осуществляют также путем организации проверок на местах. С этой целью в Центральном банке Росии в 1993 году было создано Главное управление инспектирования коммерческих банков и утверждены основные правила организации проверок кредитных учреждений. Проверки могут быть двух видов: комплексные и некомплексные (выборочные).По результатам проверки составляется акт в 3-х экземплярах, каждый из которых подписывается руководителем проверки, руководителем и главным бухгалтером проверяемого банка и другими должностными лицами. Один из экземпляров акта передается руководству проверяемого банка.

Государственный финансовый контроль является существенным элементом  управления государственными финансами  и обязательным условием эффективного функционирования финансовой системы  и экономики страны в целом. Его  основная цель — содействие успешной реализации финансовой политики государства  в процессе формирования и использования  фондов, необходимых государству  для выполнения своих функций. От эффективности государственного финансового  контроля в значительной степени  зависит экономическое и политическое благополучие государства. Основными  составляющими системы государственных  финансов являются государственные  доходы и расходы, поэтому финансовый контроль, в первую очередь, направлен  на проверку своевременности и полноты  мобилизации доходов, правомерности  и целесообразности расходования государственных  средств.

Сфера действий Налогового контроля о отношения по поводу формирования денежных фондов государства

Сфера действия Финансового  контроля.

Государственный налоговый  контроль — это система  мероприятий  по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов государства на всех уровнях управления и власти в  части налоговых доходов; выявлению  резервов увеличения налоговых поступлений  в бюджет и улучшению налоговой  дисциплины; совокупность приемов и  способов, используемых органами власти и управления, которые обеспечивают соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и  своевременность внесения налогов  в бюджет.

Налоговый контроль как элемент  управления налогообложением является необходимым условием существования  эффективной налоговой системы; обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления, которые наделены особыми правами  и полномочиями по всем вопросам налогообложения. Налоговый контроль — завершающая  стадия управления налогообложением, один из элементов методики планирования налоговых доходов бюджета. Двойственная природа налогового контроля обусловлена  тем, что, с одной стороны, он является формой реализации контролирующей роли налогов — возможности количественного  отражения налоговых поступлений, их сопоставления с потребностями  государства, выявления необходимости  изменений налогового законодательства. С другой стороны, налоги — это  принудительные денежные отношения, налоговый  контроль со стороны государства  является объективной необходимостью для существования налогов, т.е. контроль внутренне присущ данной экономической  категории, необходим для того, чтобы  налоги могли в полной мере выполнять  свою фискальную функцию — образование  денежных фондов государства.

Информация о работе Налогообложение прибыли коммерческих банков