Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 10:58, курсовая работа
Актуальность темы исследования курсовой работы заключается в том, что платежи за пользование природными ресурсами составляют довольно многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсных платежей связаны, в первую очередь, с содержанием и назначением конкретного вида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование и составом информационных ресурсов.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов налогообложения природных ресурсов в России.
Введение 2
Глава 1 Налогообложение полезных ископаемых, недр и земли 4
1.1 Налог на добычу полезных ископаемых 4
1.2 Платежи за пользование недрами 9
1.3 Земельный налог 11
Глава 2. Налогообложение природных объектов 16
2.1 Водный налог 16
2.2 Платежи за пользование объектами животного мира 19
Глава 3. Плата за негативное воздействие на окружающую среду 21
Заключение 25
Список использованных источников 26
Налогообложение природных ресурсов
Оглавление
Формирование государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов становится обязательным условием успешной реализации экономических реформ в нашей стране. Россия занимает третье место по землеобеспеченности и площади пашни на одного жителя, но состояние наших земель оценивается как неблагополучное и нуждается в восстановлении плодородия. В России сосредоточено более 20% мировых запасов пресных вод, в то же время современное состояние источников не гарантирует требуемого качества питьевой воды. Российская Федерация занимает одно из ведущих мест в мире по запасам минерального сырья и топливно-энергетических ресурсов.
Российская Федерация занимает одно из ведущих мест в мире по запасам минерального и топливно-энергетического сырья: разведанные запасы нефти, газа, угля достигают 13-36% общемировых; железных и никелевых руд -- 30% мировых запасов.
В современных условиях развитие и
эффективное использование
Воспроизводство же минерально-сырьевой базы год от года ухудшается. Леса России составляют 22% лесных ресурсов планеты. Лесные массивы занимают 69% территории страны. Ценные хвойные породы составляют 72% лесного фонда. Однако много древесины теряется при лесопользовании. Большие потери лесных ресурсов обусловлены низкой технической оснащенностью службы охраны лесов. Постоянно уменьшаются объемы лесовосстановительных работ.
В настоящее время практически во всём мире с каждым годом наблюдается постепенное глобальное ухудшение состояния окружающей природной среды. Особенно ярко это проявляется в нашей стране, так как, уровень технического развития у нас оставляет желать лучшего, а степень защищённости предприятий никуда не годится. Это происходит под воздействием различных факторов, в основном это обусловленная жизненной необходимостью, активная всевозрастающая деятельность человека по приспосабливанию окружающей среды для себя и своих нужд.
Актуальность темы исследования курсовой работы заключается в том, что платежи за пользование природными ресурсами составляют довольно многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсных платежей связаны, в первую очередь, с содержанием и назначением конкретного вида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование и составом информационных ресурсов.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов налогообложения природных ресурсов в России.
Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть экономическое
- определить виды налогов на природные ресурсы;
- раскрыть роль налогов на природные ресурсы в налоговой системе государства;
- исследовать совершенствование
налогообложения природных
До 1 января 2002 года налога на добычу полезных ископаемых не существовало. Вместо него организации, которые осваивали и разрабатывали месторождения, делали отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и уплачивали определенные суммы за добычу полезных ископаемых. А нефте- и газодобывающие компании платили акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат. Теперь эти платежи заменены налогом на добычу полезных ископаемых. Регламентируется налог главой 26 НК часть 2.
Плательщики налога на добычу полезных ископаемых
В статье 334 главы 26 НК РФ сказано, что налог платят пользователи недр. Но кого нужно считать пользователем недр? Налоговый кодекс РФ ответа на этот вопрос не дает.
Поэтому обратимся к Закону РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон РФ «О недрах»). Согласно статье 1.2 этого закона, все недра находятся в государственной собственности и их продавать нельзя. Поэтому добывающим предприятиям участки недр переданы в пользование. В статье 11 Закона сказано, недрами пользуются организации и предприниматели, у которых есть лицензия.
Следовательно, плательщиком налога на добычу полезных ископаемых признается лицо, которое ведет добычу полезных ископаемых на территории Российской Федерации или лицо континентального шельфа и имеет лицензию на такую деятельность.
Лицензия на добычу полезных ископаемых
– это специальное
В статье 12 Закона РФ «О недрах» приведен перечень обязательных реквизитов, которые должна содержать лицензия. К ним относятся сведения о:
· самой организации;
· государственном органе, который выдал лицензию;
· границах выделенного земельного отвода или акватории;
· цели и способах работ;
· сроке действия лицензии и сроке начала работ;
· праве собственности на геологическую информацию, полученную в ходе работ.
Для организации очень важно соблюдать те условия, на которых выдана лицензия или оформлено разрешение. Иначе ее могут лишить права пользоваться участком.
Если же добыча полезных ископаемых
ведется без лицензии, то эта деятельность
рассматривается как
Поэтому на поисково-разведочном этапе зачастую ведется добыча без оформления лицензии – из пробной скважины. Однако возмещать ущерб за самовольную добычу полезных ископаемых в этом случае не надо, поскольку проводится лишь пробная эксплуатация месторождения. А эта стадия является обязательным этапом поисковых работ, предусмотренных техническим проектом.
Однако налог на добычу полезных ископаемых за добытое сырье нужно платить и на этапе разведки.
Иногда организация, имеющая лицензию, передает право на участок третьим лицам. Это разрешено статьей 17.1 Закона РФ «О недрах».
Так, передать право на добычу полезных ископаемых, а вместе с тем и обязанность по уплате налога можно в тех случаях, когда организация-недропользователь:
· меняет свою организационно-правовую форму;
· реорганизуется, сливаясь с другим юридическим лицом или выделяя новое юридическое лицо;
· ликвидируется, потому что присоединяется к другому юридическому лицу;
· учреждает новое юридическое лицо;
· приобретена другой организацией после того, как сама была признана банкротом.
Во всех перечисленных случаях лицензию на участок недр нужно переоформлять.
Новый недропользователь становится налогоплательщиком после того, как изменения, внесенные в лицензию, прошли госрегистрацию.
Постановка на учет
Предприятия и предприниматели обязаны вставать на учет в налоговых органах еще и по местонахождению участка недр, на котором ведется добыча полезных ископаемых. Сделать это необходимо в течение 30 дней с момента государственной регистрации лицензии.
При этом следует помнить, что если лицензионный участок принимает территорию, которую контролируют разные налоговые органы, то организация обязана зарегистрироваться в каждом из них.
Организации и предприниматели, которые добывают полезные ископаемые за пределами России, но на территории, находящейся под ее юрисдикцией, должны встать на учет в том регионе, где расположены сами. Это, прежде всего, относится к тем добывающим предприятиям, которые ведут работы на континентальном шельфе РФ или в ее исключительной экономической зоне.
Как определить точное местонахождение участка? В лицензии на пользование недрами определяются только предварительные границы горного отвода. Точные координаты границ становятся известны только после того, как технический проект пройдет государственную экспертизу и будет согласован с органами государственного горного надзора и охраны окружающей среды. Эти координаты обязательно должны быть в лицензии. По ним определить местонахождение недр становится проще.
Расположение лицензионного
Чтобы встать на учет, организация должна подать в налоговый орган заявление по форме №9-НДПИ-1 или по форме №9-НДПИ-2. Они утверждены приказом МНС России от 14 декабря 2001 г. № БГ-3-09/551.
Полезные ископаемые, облагаемые налогом
Исчерпывающий перечень видов полезных ископаемых, добыча которых облагается налогом, приведен в пункте 2 статьи 337. К ним относятся:
· антрацит, каменный уголь, бурый уголь и горючие сланцы;
· торф;
· нефть, газ, газоконденсат;
· руды черных и цветных металлов, редких металлов, комплексные руды;
· горно-химическое и неметаллическое сырье;
· битуминозные породы;
· индий, таллий, галлий, теллур;
· природные алмазы, изумруд, рубин, сапфир, янтарь и другие камни.
Кроме того, налогом облагаются полезные ископаемые, которые налогоплательщик извлек из отходов или потерь добывающего производства, но в том случае, если эта деятельность лицензируется.
Качество добытых ископаемых должно соответствовать государственному стандарту РФ.
Налогом на добычу полезных ископаемых не облагается дренажные подземные воды, если они не состоят на государственном балансе запасов полезных ископаемых.
Оценка количества добытых полезных ископаемых:
В 339 статье НК РФ сказано, что количество добытых полезных ископаемых может определяться двумя методами: прямым и косвенным.
Метод, выбранный налогоплательщиком, должен быть закреплен в учетной политике. При этом следует иметь ввиду, что выбранный метод можно поменять лишь в том случае, если изменится технический проект разработки месторождения или технология добычи полезного ископаемого.
1) Прямой метод
При прямом методе используются измерительные приборы. Общее количество добытого полезного ископаемого складывается из количества полезного ископаемого, добытого из недр и количества потерь при добыче.
Фактические потери – это разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы месторождения, и фактически добытым ископаемым.
Также потерями считаются полезные ископаемые, добытые и направленные в породные отвалы, оставленные на складах, пунктах погрузки и первичной обработки. А при добыче нефти и газа – это еще и потери при технологической обработке нефти и газа, которые уже извлечены из недр.
Фактические потери надо учитывать отдельно от нормативных, т.к. фактические потери больше утвержденных нормативов.
2) Косвенный метод
Налогоплательщик может его применять, если нельзя измерить количество полезных ископаемых. Это касается предприятий, добывающих компонентную комплексную руду или концентрат, которые содержат драгоценные камни или металлы.
В этих случаях количество добытого
полезного ископаемого
Оценка стоимости добытых
Для того чтобы рассчитать налоговую базу, нужно знать не только количество добытых полезных ископаемых, но и их стоимость. Напомним, что до первого января 2005 года исключения составляли нефть и газовый конденсат (налогом облагается их количество).