Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 10:58, курсовая работа
Актуальность темы исследования курсовой работы заключается в том, что платежи за пользование природными ресурсами составляют довольно многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсных платежей связаны, в первую очередь, с содержанием и назначением конкретного вида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование и составом информационных ресурсов.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов налогообложения природных ресурсов в России.
Введение 2
Глава 1 Налогообложение полезных ископаемых, недр и земли 4
1.1 Налог на добычу полезных ископаемых 4
1.2 Платежи за пользование недрами 9
1.3 Земельный налог 11
Глава 2. Налогообложение природных объектов 16
2.1 Водный налог 16
2.2 Платежи за пользование объектами животного мира 19
Глава 3. Плата за негативное воздействие на окружающую среду 21
Заключение 25
Список использованных источников 26
1) Метод фактических цен
Используя этот метод, организация оценивает стоимость исходя из цен, по которым она продавала сырье в течение налогового периода. Это значит, что учитывается выручка, которая получена от реализации полезного ископаемого. Бывает, что добывающие предприятия получают субвенции (целевые дотации из бюджета).
Таким образом, государство возмещает разницу между оптовой ценой и фактической стоимостью полезного ископаемого.
Чтобы оценить стоимость полезного ископаемого, выручку берут без субвенций.
Из выручки исключаются НДС, акцизы и расходы по доставке.
2) Метод расчетной стоимости
В этом случае стоимость полезного ископаемого считается равной его расчетной стоимости.
Расчетная стоимость – это прямые
и косвенные расходы, которые
учитываются при
Пример:
ЗАО «Стикс» добывает руду цветных металлов, а также оказывает услуги по изучению недр. В отчетном периоде PАО «Стикс» добыло 0,5 т товарной руды цветных металлов. Однако оно их не реализовало. Значит, стоимость добытых полезных ископаемых будет определяться расчетным путем. Предположим что прямые расходы, связанные с добычей полезных ископаемых – 5000750 руб., а с изучением недр – 2540000руб. Косвенные расходы за этот период составили 890000 руб.
Доля косвенных расходов равна:
5000750 : (5000750 + 2540000) х 1000%+ 66,3%.
Сумма косвенных расходов:
890000 руб. х 66,3% = 590070 руб.
Стоимость добытых цветных металлов равна:
5000750 руб. + 590070 руб. = 5590820 руб.
Порядок и сроки уплаты налога
В 2002 году налоговым периодом являлся квартал (ст.341 НК РФ). Налог перечисляется ежемесячными авансовыми платежами, которые равны 1/3 от суммы налога за предыдущий квартал. Однако с 1 января 2003 года авансовые платежи платить не нужно, поскольку налоговым периодом будет не квартал, а месяц. Налоги нужно платить не позднее 25 числа следующего месяца.
Сдавать налоговую декларацию необходимо с того периода, как они начнут добычу. Срок сдачи декларации – до конца следующего месяца.
Налоговый период – месяц, т.е. сдавать налоговую декларацию и платить налог нужно ежемесячно с 1.01.2003 г.
Налоги на природные ресурсы в доходах бюджета РФ за 2006-2008 гг. [73]
Показатель |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
|||
тыс.руб. |
уд. вес к итогу, % |
тыс.руб. |
уд. вес к итогу, % |
тыс.руб. |
уд. вес к итогу, % | |
Налог на добычу полезных ископаемых |
812 322 600,0 |
15,9 |
1 083 188 200,0 |
17,5 |
1 081 527 255,0 |
15,6 |
Водный налог |
11 667 400,0 |
0,2 |
13 843 100,0 |
0,3 |
14 398 700,0 |
0,2 |
Сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами |
4 515 000,0 |
0,1 |
4 515 000,0 |
0,2 |
5 653 600,0 |
0,2 |
Всего доходов: |
5127228933,9 |
100% |
6170484600,0 |
100% |
7443923412,0 |
100% |
Взимание платежей за недра регламентируется положениями Закона «О недрах». С 15 марта 1995 г. вступила в силу его новая редакция, уточненная Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 20-ФЗ. Эксперты отмечают, что в обновленном законе предпринята попытка привести его положения в соответствие с Конституцией РФ, налоговым и природоохранным законодательством. В соответствии с новыми нормативными установками впервые в систему платежей за пользование недрами включены сбор за участие в конкурсе (аукционе) и плата за геологическую информацию о недрах.
Как отмечают эксперты, «основными факторами, влияющими на определение размера налогов, взимаемых за проведение поисковых и разведочных работ, разработку недр и добычу полезных ископаемых, по-прежнему остаются экономико-географические условия, размер участка недр, виды полезных ископаемых, степень геологической изученности территории и риск. В этой связи особенно актуальной становится необходимость создания Кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых».
В состав платежей за пользование недрами входят следующие формы фискальных изъятий:
– регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти);
– на поиск и разведку месторождений (ренталс);
– разовые платежи на право внести разведку недр (бонусы);
– специальные таможенные пошлины на вывоз сырья.
Плата за пользование недрами может взиматься в формах:
– денежных платежей;
– части объема добытого минерального сырья или иной продукции, производимой пользователями недр;
– выполнения работ или предоставления услуг;
– зачета сумм предстоящих платежей в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов РФ, в местные бюджеты в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия.
Форма внесения платы устанавливается в лицензии на пользование недрами. Не допускается требование и принятие в качестве платы за пользование недрами радиоактивных и других материалов и продуктов, распоряжение которыми входит в соответствии с законодательством РФ в ведение специальных органов, а также услуг военного характера и информации, составляющей государственную тайну. Принципиально важным новшеством новой редакции Закона о недрах является то, что устанавливается двойной размер платежей за добычу полезных ископаемых в случае превышения сверхнормативных потерь полезных ископаемых при их добыче.
Объектом налогообложения
– при проведении поисковых и разведочных работ – договорная (сметная) стоимость работ, по их окончании размеры платежей корректируются с учетом фактической себестоимости;
– за добычу полезных ископаемых – стоимость добытых полезных ископаемых и сверхнормативных потерь при добыче, а также стоимость использованных отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
– при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений, – договорная (сметная) стоимость строительства объекта и стоимость предоставленных услуг при его эксплуатации.
От платы за пользование недрами освобождаются:
– собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие добычу общераспространенных полезных ископаемых на принадлежащем им или арендуемом земельном участке непосредственно для своих нужд;
– пользователи недр, ведущие региональные геологические, геофизические работы, направленные на изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно-геологические изыскания, палеонтологические, геоэкологические изыскания, осуществляющие контроль над режимом подземных вод;
– пользователи недр, получившие участки
для образования особо
Минимальная величина ставки платежа за право на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых составляет 1% договорной (сметной) стоимости указанных работ, максимальная – 2%. Конкретный размер платежей зависит от вида полезного ископаемого, экономико-географических условий района и определяется по результатам конкурсов или аукционов. Минимальная величина ставки платежа за право на разведку составляет 3% годовой сметной стоимости работ, максимальная – 5%. Конкретный размер платежа определяется органами, предоставляющими лицензию, по результатам конкурсов или аукционов. Названные платежи включаются в издержки поисковых или разведочных работ. Как уж отмечалось, платежи за право на добычу полезных ископаемых осуществляются в форме начального, а также последующих регулярных платежей в течение всего срока добычи. Стартовые размеры разовых платежей определяются Комитетом РФ по геологии и использованию недр по согласованию с Министерством экономики РФ, но их величина не может быть менее 10% регулярного платежа в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающего предприятия. Предельные уровни регулярных платежей дифференцированы по видам полезных ископаемых и установлены в процентах от стоимости добытого минерального сырья (от 1 до 16%).
Земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Объектами налогообложения являются: земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов Москвы и Санкт - Петербурга), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения согласно ст.389 НК РФ:
1. земельные участки, изъятые из оборота;
2. земельные участки,
ограниченные в обороте,
3. земельные участки,
ограниченные в обороте,
4. земельные участки из состава земель лесного фонда;
5. земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Налоговая база
согласно ст.390, 391 НК РФ, определяется как
кадастровая стоимость
Право на налоговый вычет по земельному налогу
Налоговая база по земельному налогу уменьшается на необлагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении:
у героев Советского
Союза, Героев Российской Федерации, полных
кавалеров ордена Славы; инвалидов,
имеющих III степень ограничения
а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности; инвалидов с детства;
ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации”;
физических лиц,
принимавших в составе
физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
Налоговый период: календарный год. Отчетные периоды: 1 квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования (органы власти городов федерального значения) вправе не устанавливать отчетный период.
Налоговая ставка
устанавливается законами представительных
органов муниципальных
1. 0,3% в отношении земельных
2. 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Возможны дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Льготы по земельному налогу (ст. 395 НК РФ)
Полностью освобождаются от уплаты земельного налога следующие предприятия, организации и учреждения: