Налогообложение профессиональных участников рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 00:11, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение действующего налогообложения на рынке ценных бумаг в Российской Федерации и разработка мероприятий, направленных на совершенствование налогообложения данной области.
Задачи курсовой работы заключаются в следующем:
Изучение теоретических аспектов налогообложения;
Анализ налогообложения профессиональных участников на российском рынке ценных бумаг;
Рассмотрение основных направлений совершенствования налогообложения юридических лиц на рынке ценных бумаг.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы налогообложения профессиональных участников рынка ценных бумаг
1.1. Экономическая сущность налогообложения профессиональных участников рынка ценных бумаг
1.2. Виды налогов, взимаемых с профессиональных участников рынка ценных бумаг
2. Анализ налогообложения профессиональных участников рынка ценных бумаг на примере «Альфа-Банка (Россия)»
2.1. Основная информация об «Альфа-Банке (Россия)»
2.2. Анализ текущего состояния налогообложения «Альфа-Банка (Россия)» как профессионального участника рынка ценных бумаг
3. Основные направления совершенствования налогообложения на рынке ценных бумаг
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

налоги.doc

— 303.50 Кб (Скачать файл)

Налогообложение операций с ценными бумагами осуществлялось по мере развития рынка. Впервые в  России налоги с операций с ценными  бумагами были введены в XIX веке.

В Российской Федерации  начало налогообложению положил  Закон РСФСР «О налоге на операции с ценными бумагами», заложивший первоначально модель оборотного налога и эмиссионного сбора.

По мере развития рынка совершенствовались его правовые основы, в том числе в сфере  налогообложения. Важное значение для  правового регулирования налогообложения операций с ценными бумагами на системной основе было утверждение Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1008 Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, которая впервые на уровне нормативного правового акта закрепила в качестве цели государственной политики использование налоговых методов для стимулирования развития российского рынка ценных бумаг, установив основные принципы налогообложения в целях стимулирования рынка.

Стимулирующая функция налогообложения рынка ценных бумаг используется недостаточно. Одними из основных причин этого явились отсутствие системного подхода в формировании налогового законодательства в части налогообложения субъектов рынка ценных бумаг, а также отсутствие административно-управленческого механизма реализации концептуальных положений.

Правовое регулирование  налогообложения субъектов рынка ценных бумаг в настоящее время не представляет собой системы. Налогообложение осуществляется в рамках различных налогов (прежде всего, налога на доходы физических лиц и налога на прибыль). При этом не соблюдаются некоторые принципы налогообложения, установленные Концепцией развития рынка ценных бумаг почти десять лет назад. С позиции налогового законодательства, нормы Концепции не рассматриваются в качестве императивных положений, а административно-управленческий механизм их реализации также отсутствует. Это привело к возникновению пробелов правового регулирования, к проблемам в реализации концептуальных документов Президента РФ, а в конечном итоге негативно отразилось на развитии российского рынка ценных бумаг.

Система правового регулирования налогообложения субъектов рынка ценных бумаг должна включать: документы концептуального и программного характера, определяющие основные направления и принципы формирования и развития налогообложения в сфере рынка ценных бумаг, документы управленческо-распорядительного характера, обеспечивающие механизм реализации концептуальных положений, а также собственно законодательные нормы, регламентирующие налоговые отношения в сфере рынка ценных бумаг.

Среди документов концептуального характера важную роль должна играть Концепция налогообложения субъектов рынка ценных бумаг, которую целесообразно утверждать на уровне постановления Правительства Российской Федерации. Этот документ должен определять основные цели налоговой политики в сфере рынка ценных бумаг, приоритеты фискальной и стимулирующей функции налогообложения, методы стимулирования рынка ценных бумаг. Эта Концепция должна приниматься на основе Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации и закладывать основные принципы развития налогового законодательства в этой сфере. Нормы части второй Налогового кодекса Российской Федерации, касающиеся налогообложения субъектов рынка ценных бумаг, должны формулироваться на основе принципов, установленных Концепцией. Модельный проект Концепции приведен в приложении к исследованию.

Документы управленческо-распорядительного характера должны обеспечивать реализацию положений Концепции на уровне федеральных органов исполнительной власти, и, прежде всего, в рамках законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации. Они должны предусматривать полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам на активное участие в законопроектной деятельности по вопросам реализации Концепции налогообложения субъектов рынка ценных бумаг и внесения изменений в законодательство о налогах и сборах. Для этого предлагается внести изменения в законодательство о рынке ценных бумаг и в подзаконные акты, регламентирующие деятельность ФСФР России.

Система правового  регулирования налогообложения  субъектов рынка ценных бумаг  должна обеспечивать исполнение регулятивной функции налогообложения, как это  делается во многих зарубежных странах. Помимо прочего, правовое регулирование  налогообложения субъектов рынка ценных бумаг на системной основе позволит своевременно выявлять воздействие тех или иных налогов на поведение субъектов рынка ценных бумаг, рассматривать налогообложение рынка ценных бумаг как целостное явление.

В настоящее  время налогообложение субъектов рынка ценных бумаг осуществляется в рамках налога на прибыль, налога на доходы физических лиц и государственной пошлины. Отдельные виды операций, связанных с оборотом ценных бумаг, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

Налог на операции с ценными бумагами заложил основу налогообложения субъектов рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Изначально концепция этого налога заключалась в налогообложении как эмиссии, так и операций с ценными бумагами. При этом объектом налогообложения признавались цена договора и регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг. Впоследствии концепция этого налога изменилась, и он фактически превратился в налог на эмиссию. Отмена налога на оборот ценных бумаг произошла потому, что данная модель налогообложения не доказала своей эффективности. Анализ эмпирических данных показывает значительный рост объема сделок на фондовом рынке с отменой налога на оборот ценных бумаг. В то же время экономической наукой отмечается, что налог на оборот ценных бумаг может иметь значительную фискальную и регулятивную роль. Однако в настоящее время введение налога на оборот ценных бумаг противоречит Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

В ходе налоговой  реформы налог на эмиссию ценных бумаг был заменен государственной пошлиной, что представляется оправданным. Виды действий, за совершение которых взимается государственная пошлина, а также ее ставки в целом соответствуют экономическим реалиям и экономической сущности данного налогового платежа.

Законодательство о налогообложении прибыли организаций постоянно изменяется и совершенствуется. В ходе этого значительно развиваются нормы, регулирующие налогообложение субъектов рынка ценных бумаг.

Налогообложение прибыли субъектов рынка ценных бумаг осуществляется со значительными особенностями по сравнению с общим порядком налогообложения прибыли. Это касается установления специальных пониженных ставок для целого ряда операций с ценными бумагами, в том числе и в связи с получением дивидендов; установления особенностей порядка ведения налогового учета по операциям с ценными бумагами; установления особенностей налогообложения по операциям РЕПО и их налогового учета; установления особенностей налогообложения прибыли нерезидентов от операций с ценными бумагами; установления особенностей налогообложения по ряду финансовых инструментов.

В главе 25 НК РФ закреплены некоторые методы налогового стимулирования, в частности установление пониженной (9%) ставки налога на доходы по ипотечным ценным бумагам, эмитированным  до 1 января 2007 г. При этом реализован принцип унификации налоговых ставок и по аналогичному финансовому инструменту установлена идентичная ставка налога на доходы физических лиц. Однако в отношении остальных ипотечных ценных бумаг (эмитированных после 1 января 2007 г.) принцип унификации не соблюдается: ставка по налогу на прибыль установлена в размере 15%, в то время как ставка налога на доходы - 13%. Представляется целесообразным устранить указанные различия путем уменьшения ставки налога на прибыль по ценным бумагам с ипотечным покрытием до 13% и внести соответствующие изменения в налоговое законодательство.

На современном этапе необходимо разнообразить методы налогового стимулирования в рамках налога на прибыль по следующим направлениям: поощрение долгосрочных инвестиций юридических лиц в акции, поощрение неспекулятивных прямых инвестиций, стимулирование профессиональных участников рынка ценных бумаг. Методы стимулирования могут быть внедрены путем внесения изменений в нормы главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в условиях финансового кризиса и нестабильной ситуации в российской экономике у предприятий естественно возникают убытки от экономической деятельности. Российским законодательством разрешено уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на сумму понесенных убытков, а так же перенос убытков на будущее, равномерно распределить полученные убытки в течение десяти лет. Современная экономика немыслима без использования таких финансовых инструментов, как ценные бумаги. При проведении операций с ценными бумагами часто возникает вопрос, а возможно ли перенести убытки по данной деятельности.

 

1.2 Виды налогов, взимаемых с профессиональных участников рынка ценных бумаг.

 

На формирование валовой и налогооблагаемой прибыли, себестоимости реализуемой продукции влияют результаты проведения операций с ценными бумагами. Так, в валовую прибыль предприятия включаются дивиденды по акциям, проценты по облигациям и доходы по другим принадлежащим ему ценным бумагам. Однако при налогообложении сумма этих доходов исключается из налогооблагаемой прибыли, так как налог у предприятий в размере 15% и у банков в размере 18% должен быть удержан у источника дохода (эмитента). При этом стоит учитывать, что дивиденды и проценты выплачиваются из чистой прибыли и налогообложение их производится, по сути дела, два, а иногда и три раза:

Первый раз  – по ставке 34% к налогооблагаемой прибыли;

Второй раз  – по ставке 15% (при перечислении дивиденда владельцу акции);

Третий раз  будет облагаться как доход физического  лица, так как эта прибыль попадает в личный доход.

При налогообложении  прибыли инвестиционных институтов, фондов и брокерских контор следует  учитывать, что прибыль от посреднических услуг по реализации ценных бумаг  облагается по повышенной ставке равной 43%.

Расходы по организации выпуска ценных бумаг, в том числе по составлению проспекта эмиссии, изготовлению или приобретению бланков ценных бумаг, включается в состав затрат, относимых на себестоимость продукции эмитента. Из них исключаются затраты на аудиторские и рекламные услуги. В случае при формировании уставного капитала акции продаются по цене, превышающей их номинальную стоимость, разница между фактической ценой продажи и номинальной стоимостью не включается в состав прибыли (дохода) акционерных обществ (банков), подлежащих налогообложению. У юридических лиц доходы в виде разницы между ценой покупки и ценой продажи (погашения) долговых обязательств включаются в полной сумме в состав внереализационных доходов, у банков и кредитных учреждений – в состав их прочих доходов. Они подлежат налогообложению в общем порядке.

Налогообложению подлежат доходы, полученные физическими  лицами в виде процентов и дивидендов по акциям и другим ценным бумагам (кроме  сберегательных сертификатов). Обложение  производится у источника выплаты этих доходов акционерам. Не облагаются налогом только доходы, полученные по государственным ценным бумагам, а не от государственных ценных бумаг. Поэтому не любой доход от государственных ценных бумаг может быть освобожден от налогообложения.

Доход по ценной бумаге принято считать доход, предусмотренный условиями ее выпуска.

При налогообложении  физических лиц по закону «О подоходном налоге с физических лиц» в совокупный доход не включаются:

    • выигрыши по облигациям государственных займов бывшего СССР, РФ, республик в составе РФ, других республик бывшего СССР и суммы, получаемые в погашение таких облигаций;
    • проценты и выигрыши по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, РФ и субъектов Федерации, а также облигациям и ценным бумагам, выпущенным органами местного самоуправления.

Существуют  различия между плательщиками налога на дивиденды:

    • Удержание налога с акционеров, не являющихся работниками данного акционерного общества, производится, если размер дохода не превышает 12 млн. руб., по ставке 12%.
    • При выплате дивидендов гражданам, неработающим (пенсионерам) и не имеющим других источников дохода, исчисление подоходного налога должно производиться с учетом уменьшения налогооблагаемого дохода (суммы начисленных дивидендов) на установленный законом и действующий в настоящее время размер минимальной оплаты труда.
    • При исчислении подоходного налога с акционеров – работников общества – размер причитающегося им дивиденда добавляют к сумме дохода, полученного с начала года по основному месту работы, и налог исчисляется по совокупности доходов по соответствующей ставке.

При выплате  дивидендов акционерам – юридическим  лицам – налог удерживается по ставке 15%, коммерческим банкам – 18%.

Если часть  акций принадлежит государству (муниципалитетам), дивиденд перечисляется в соответствующий бюджет и налог в этом случае не взимается.

Рынок ценных бумаг  регулируется также законодательством, регламентирующим порядок взимания налога на добавленную стоимость (НДС).

В соответствии с положениями действующего налогового законодательства операции, связанные с обращением ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов, векселей и других), освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость. Эта норма не распространяется на такие виды деятельности профессиональных участников фондового рынка как оказание брокерских, регистраторских, депозитарных и иных услуг. При осуществлении указанных видов деятельности облагаемым оборотом является сумма дохода, полученная в виде надбавок, вознаграждений и сборов, налог с которых уплачивается инвестором.

Информация о работе Налогообложение профессиональных участников рынка ценных бумаг