Налогообложение профессиональных участников рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 00:11, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение действующего налогообложения на рынке ценных бумаг в Российской Федерации и разработка мероприятий, направленных на совершенствование налогообложения данной области.
Задачи курсовой работы заключаются в следующем:
Изучение теоретических аспектов налогообложения;
Анализ налогообложения профессиональных участников на российском рынке ценных бумаг;
Рассмотрение основных направлений совершенствования налогообложения юридических лиц на рынке ценных бумаг.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы налогообложения профессиональных участников рынка ценных бумаг
1.1. Экономическая сущность налогообложения профессиональных участников рынка ценных бумаг
1.2. Виды налогов, взимаемых с профессиональных участников рынка ценных бумаг
2. Анализ налогообложения профессиональных участников рынка ценных бумаг на примере «Альфа-Банка (Россия)»
2.1. Основная информация об «Альфа-Банке (Россия)»
2.2. Анализ текущего состояния налогообложения «Альфа-Банка (Россия)» как профессионального участника рынка ценных бумаг
3. Основные направления совершенствования налогообложения на рынке ценных бумаг
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

налоги.doc

— 303.50 Кб (Скачать файл)

В налогооблагаемую базу включаются доходы, получаемые профессиональными  участниками рынка ценных бумаг  от реализации услуг:

  • доходы брокера, полученные в виде сумм надбавок, вознаграждений и сборов в соответствии с договорами комиссии и поручения, а также агентскими договорами;
  • доходы доверительного управляющего в виде суммы вознаграждения, выплачиваемого по договорам о доверительном управлении ценными бумагами и/или средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги;
  • суммы, выплачиваемые регистраторам, лицами зарегистрированными в системе ведения реестра - при перерегистрации ценных бумаг, эмитентами - в соответствии с договором о ведении системы реестра;
  • доходы профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих депозитарную деятельность, в виде сумм, полученных за обслуживание счетов юридических и физических лиц, в том числе сумм комиссионных сборов, выплачиваемые депозитариям депонентами при совершении транзакций с хранимыми ценными бумагами;
  • доход, полученный биржей или иным организатором торговли на рынке ценных бумаг в виде комиссионного сбора со сделок, совершаемых на торгах, а также платы за предоставление на ограниченный срок брокерских мест, за право участия в торгах, стоимость информационно-коммерческих и других платных услуг.

Расчет налога на операции с ценными бумагами осуществляется в соответствии с Федеральным Законом «О налоге на операции с ценными бумагами» от 18 октября 1995 г № 158-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями.

Налог на операции с ценными бумагами является федеральным налогом, и вся сумма средств от его сбора зачисляется в доход федерального бюджета.

На протяжении всего периода действия этого  налога в него неоднократно вносились  изменения и дополнения. Наиболее существенным изменением было исключение налогообложения купли-продажи ценных бумаг. Фактически в настоящее время налог на операции с ценными бумагами сводится к налогообложению только в процессе регистрации проспектов эмиссии ценных бумаг.

Плательщиками налога на операции с ценными бумагами являются юридические лица – эмитенты ценных бумаг.

Объектом налогообложения  признается номинальная сумма выпуска  ценных бумаг, заявленная эмитентом  при регистрации проспекта эмиссии.

Возникновение объекта налогообложения связано  не просто с выпуском ценных бумаг, а с фактом регистрации этого выпуска. Это означает, что налог на операции с ценными бумагами распространяется только на эмиссионные бумаги. В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» к эмиссионным относятся ценные бумаги, обладающие одновременно признаками:

    • закрепления совокупности имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных этим Законом норм;
    • размещения выпусками;
    • равных объемов и сроков осуществления прав внутри полного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Согласно этому  при выпуске организацией товарного  векселя налог на операции с ценными  бумагами уплачиваться не должен, поскольку  вексель не является эмиссионной  ценной бумагой и его выпуск не должен регистрироваться.

Однако не всегда при регистрации проспекта эмиссии  ценных бумаг законом требуется  уплатить налог на операции с ценными  бумагами.

Так, не является объектом налогообложения номинальная  сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ:

    • осуществляющих их первичную эмиссию (в процессе учреждения акционерных обществ);
    • увеличивающих уставный капитал на величину переоценок основных фондов, проводимых по решению Правительства РФ;
    • конвертируемых в акции акционерного общества, к которому осуществляется присоединение, не превышающая размера уставного капитала присоединяемого общества;
    • при образовании акционерного общества в результате реорганизации в форме слияния, разделения или выделения акционерных обществ;
    • при консолидации или дроблении размещенных ранее акций без изменения размера уставного капитала акционерного общества;
    • при конвертации размещенных ранее акций в акции другого типа без изменения уставного капитала;
    • в случае уменьшения уставного капитала акционерного общества путем уменьшения номинальной стоимости акций.

Освобождение  от уплаты налога характерно в основном для случаев, когда эмиссия ценных бумаг не связана с увеличением  уставного капитала и проводится для замены ценных бумаг одних  видов другими или ценных бумаг одного общества ценными бумагами другого.

Исключение  составляют лишь первые две позиции. Освобождаются от уплаты налога на операции с ценными бумагами организации  в процессе первичной эмиссии, то есть непосредственно в процессе образования акционерного общества, а также когда увеличение уставного капитала является следствием переоценки основных фондов, то есть практически не связано с реальным или физическим наращиванием капитала.

Ставка налога на операции с ценными бумагами составляет 0,2 процента номинальной суммы выпуска, но не более 100 000 рублей. В случае отказа в регистрации эмиссии налог не возвращается.

Налог на операции с ценными бумагами уплачивается при регистрации проспекта эмиссии  ценных бумаг. Сумма налога уплачивается налогоплательщиком одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии. Если в результате рассмотрения документов в регистрации проспекта отказано, то налог налогоплательщику не возвращается.

Источник уплаты налога на операции с ценными бумагами – чистая прибыль предприятия, остающаяся у него после уплаты налога на прибыль.

Профессиональные  участники рынка ценных бумаг  являются плательщиками налога на прибыль  организаций, следовательно, доходы и  расходы определяются ими в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ.

К доходам профессиональных участников рынка ценных бумаг, кроме  доходов, предусмотренных ст. ст. 249 и 250 НК РФ, то есть кроме доходов  от реализации и внереализационных  доходов, относятся доходы от осуществления  профессиональной деятельности на рынке  ценных бумаг, в частности:

- доходы от  оказания посреднических и иных  услуг на рынке ценных бумаг;

- часть дохода, возникающего от использования  средств клиентов до момента  их возврата клиентам в соответствии  с условиями договора;

- доходы от  предоставления услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету прав на ценные бумаги;

- доходы от  оказания депозитарных услуг,  включая услуги по предоставлению  информации о ценных бумагах,  ведению счета ДЕПО;

- доходы от  оказания услуг по ведению  реестра владельцев ценных бумаг;

- доходы от  предоставления услуг, непосредственно  способствующих заключению третьими лицами гражданско-правовых сделок с ценными бумагами;

- доходы от  предоставления консультационных  услуг на рынке ценных бумаг;

- доходы в  виде сумм восстановительных резервов под обесценение ценных бумаг, ранее принятых на расходы согласно ст. 300 НК РФ;

- прочие доходы, получаемые профессиональными участниками  рынка ценных бумаг от своей  профессиональной деятельности.

Статья 298 НК РФ содержит открытый перечень доходов, следовательно, в составе доходов профессиональные участники рынка ценных бумаг имеют возможность учесть иные доходы, непосредственно связанные с осуществлением деятельности на рынке ценных бумаг.

Особенности определения  расходов профессиональных участников рынка ценных бумаг регулируются ст. 299 НК РФ.

Согласно ст. 299 НК РФ к расходам профессиональных участников рынка ценных бумаг (с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг), относятся, в частности:

- расходы в  виде взносов организаторам торговли  и иным организациям (в том  числе в соответствии с законодательством  РФ некоммерческим организациям), имеющим соответствующую лицензию;

- расходы на  поддержание и обслуживание торговых  мест различного режима, возникающие в связи с осуществлением профессиональной деятельности;

- расходы на  осуществление экспертизы, связанной  с подлинностью представляемых  документов, в том числе бланков  (сертификатов) ценных бумаг;

- расходы на  создание и доначисление резервов под обесценение ценных бумаг согласно ст. 300 НК РФ;

- расходы на  участие в собраниях акционеров, проводимых эмитентами ценных  бумаг или по их поручению;

- другие расходы,  непосредственно связанные с  деятельностью профессиональных  участников рынка ценных бумаг.

Профессиональные  участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность, согласно нормам ст. 300 НК РФ, имеют право относить на расходы в целях налогообложения  прибыли отчисления в резервы  под обесценение ценных бумаг  в случае, если такие налогоплательщики определяют доходы и расходы по методу начисления. Суммы восстановительных резервов под обесценение ценных бумаг, отчисления на создание (корректировку) которых ранее были учтены при определении налоговой базы, признаются доходом указанных налогоплательщиков.

Указанные резервы  под обесценение ценных бумаг  создаются (корректируются) по состоянию  на конец отчетного (налогового) периода  в размере превышения цен приобретения эмиссионных ценных бумаг, образующихся на организованном рынке ценных бумаг, над их  рыночной котировкой (расчетная величина резерва). При этом в цену приобретения ценной бумаги в целях гл. 25 НК РФ также включаются расходы по ее приобретению.

Согласно п. 4 ст. 280 НК РФ под рыночной котировкой ценной бумаги в целях налогообложения прибыли понимается средневзвешенная цена ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение торгового дня через организатора торговли.

В случае если средневзвешенная цена организатором торговли не рассчитывается, то средневзвешенную цену принимается половина суммы максимальной и минимальной цен сделок, совершенных в течение торгового дня через этого организатора торговли.

В случае невозможности  определения на дату создания резерва  под обесценение ценных бумаг  рыночной котировки ценной бумаги в связи с отсутствием на данную дату сделок с такой ценной бумагой специалисты Минфина России считают возможным принимать рыночную котировку, сложившуюся до даты создания резерва под обесценение ценных бумаг.

Расходы по приобретению ценной бумаги определяются с учетом положений ст. 252 НК РФ, то есть они должны быть экономически оправданы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Порядок налогообложения  прибыли по операциям с ценными  бумагами разъяснен в Письме Минфина России от 17.04.2007г. № 03-03-06/2/71. В Письме отмечено, что в соответствии со ст. 300 НК РФ покупатель ценной бумаги, приобретаемой по цене выше максимальной цены сделок на организованном рынке ценных бумаг, отражает в налоговом учете стоимость приобретения по максимальной цене торгов, поскольку расходы по приобретению ценных бумаг по цене выше максимальной не соответствуют критериям экономической обоснованности произведенных расходов и цена приобретения ценных бумаг для целей формирования в налоговом учете резервов под обесценение ценных бумаг принимается с учетом вышеуказанных ограничений.

Профессиональные  участники рынка ценных бумаг  не вправе создавать резервы под  обесценение ценных бумаг при  осуществлении сделок РЕПО, о чем сказано в Письме Минфина России от 24.11.2006г. № 03-03-04/2/250.

Резервы создаются (корректируются) в отношении каждого  выпуска ценных бумаг, удовлетворяющего вышеуказанным требованиям, независимо от изменения стоимости ценных бумаг  других выпусков.

При этом, согласно ст. 300 НК РФ при реализации или ином выбытии ценных бумаг, в отношении которых ранее создавался резерв, отчисления на создание (корректировку) которого ранее были учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль, сумма такого резерва подлежит включению в доходы налогоплательщика на дату реализации или иного выбытия ценной бумаги. Следовательно, резерв под обесценение ценных бумаг создается только в том случае, если ценная бумага осталась на балансе (в собственности) налогоплательщика.

Если по окончании  отчетного (налогового) периода сумма  резерва с учетом рыночных котировок  ценных бумаг на конец этого периода  оказывается недостаточна, то налогоплательщик увеличивает сумму резерва в  установленном порядке и отчисления на увеличение резерва учитываются в составе расходов в целях налогообложения прибыли.

Если на конец  отчетного (налогового) периода сумма  ранее созданного резерва с учетом восстановительных сумм превышает  расчетную величину, то резерв уменьшается  налогоплательщиком (восстанавливается) до расчетной величины с включением в доходы суммы такого восстановления.

Информация о работе Налогообложение профессиональных участников рынка ценных бумаг