Налоговая база при исчислении и уплате НДС и проблемы совершенствования ее определения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть особенности налога на добавленную стоимость. Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:
1. Изучить экономическое содержание налога на добавленную стоимость.
2. Рассмотреть общую характеристику порядка определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость.
3. Выявить пути совершенствования налога на добавленную стоимость

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..........................
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ…………………………………………………………………
1.1. Экономическое содержание, роль и функции налога на добавленную стоимость ……………………………………………………………..……….….
1.2. Характеристика основных элементов НДС ………………………...
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НДС И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ…………………………….
2.1. Порядок определения налоговой базы по НДС …………………………..
2.2. Пути совершенствования налога на добавленную стоимость..……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 70.12 Кб (Скачать файл)

Нейтральность НДС проявляется и в отношении  момента потребления товара или  услуги, будь это немедленное или  отложенное потребление. Хотя НДС сокращает  абсолютную величину прибыли от накоплений, он не уменьшает чистую норму прибыли. НДС является налогом, стимулирующим  инвестиции, а, следовательно, и экономический  рост. В большинстве стран Европы НДС служит гибким и стабильным источником пополнения государственных бюджетов. Поступления по линии НДС составляют в среднем примерно 0,4 % валового внутреннего продукта (далее ВВП) на один процент ставки НДС. Изменение  ставки немедленно приводит к изменению  дохода бюджета.

Фискальная  функция НДС заключается в  мобилизации существенных поступлений  от данного налога в доход бюджета  за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. Реализация этой функции  позволяет государству осуществить  наиболее важные собственные функции  – оказывать государственные  услуги (в области национальной обороны  и правоохранительной деятельности, социальные услуги и др.).

На нынешнем этапе развития экономики России НДС остается более предпочтительным, чем прямые налоги: во-первых, от него труднее уклониться плательщику, так  как выручку всегда сложнее скрыть или занизить, нежели прибыль; во-вторых, процесс взимания НДС не вызывает больших затруднений, что сокращает  расходы на данную процедуру; и, в-третьих, НДС не зависит от результатов  хозяйственно – экономической деятельности субъектов, и поступления от него достаточно стабильны.

Несмотря  на огромное фискальное значение данного  налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает  цену товара на сумму налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной  стороне этого влияния, так как  увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны  НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель.

 С  психологической точки зрения  этот налог, в отличие от  подоходного, в меньшей степени  влияет на стимулы к труду,  затрагивая расходы населения,  а не доходы. Таким образом,  конечный потребитель, уплачивая  цену за товар, не замечает  ее завышения на сумму налога, тогда как вычет из доходов  подоходного налога более ощутим. Посредством применения льгот  на отдельные виды продукции  или конкретные операции, а также  льгот, предоставляемых тем или  иным плательщикам, государство  имеет возможность стимулировать  развитие и осуществлять поддержку  социально значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука,  культура и др.), стимулирование  экспорта отечественных товаров  за границу. 

Наконец, посредством многократного обложения  НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается  равенство всех участников рынка, а  государство получает возможность  осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово  – хозяйственной деятельностью  субъектов.

Располагая  полной и точной информацией, получаемой из бухгалтерской отчетности, государственные  финансовые и налоговые органы могут  осуществлять более точное планирование доходов бюджета.

Распределительная функция НДС заключается в  том, что путем налогообложения  и через государственный бюджет осуществляется перераспределение  ВВП. Посредством налогового механизма  через установления ставок и льгот  по НДС, а так же порядка применения налоговых вычетов в бюджет может  изыматься часть доходов от высокорентабельных видов деятельности и через бюджетную  систему направляться в убыточные, но необходимые для жизни общества сферы.

В рамках сбалансированной и отлаженной налоговой  системы происходит увязка в единое целое перечисленных основных функций. Так, фискальная функция реализуется  настолько, насколько этого требует  распределительная функция, но при  этом стимулирующая функция не создает  препятствий на пути реализации всех функций в будущем. То есть, фискальная функция обеспечивает формирование доходов, необходимых для финансирования государственных расходов и при  этом не подрывает возможностей самого производства и формирования доходов  в дальнейшем.

Таким образом, налог на добавленную стоимость  играет ведущую роль в налогообложении. А поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета  нашего государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.  Характеристика основных элементов НДС

 

Характеристика  налога на добавленную стоимость, его  основные элементы представлены в табл. 1.1

Таблица 1.1

Характеристика основных элементов  НДС

Элемент налога

Характеристика

Основание

Налогоплательщики

1. Организации 
2. Индивидуальные предприниматели 
3. Лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через границу РФ 
 
Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи. (п. введен 01.12.2007, действует до 1 января 2017г.)

При определенных условиях возможно освобождение налогоплательщиков от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС.

Ст.143 НК РФ

Объект налогообложения

1. Операции по реализации товаров  (работ, услуг) на территории  РФ (в т.ч. предметов залога  и передача по соглашению о  предоставлении отступного или  новации), передаче имущественных  прав. 
Передача на безвозмездной основе признается реализацией! 
2. Операции по передаче на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль. 
3. Операции по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления; 
4. Операции по ввозу товаров на таможенную территорию РФ. 
Ряд операций не признается объектами налогообложения НДС. 
Большая группа операций освобождена от налогообложения НДС.

Ст.146, 149 НК РФ

Место реализации

Для товаров местом реализации признается территория РФ, при наличии обстоятельств:

·  товар находится на территории РФ, не отгружается и не транспортируется

·  товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ 
Для работ (услуг)местом реализации признается территория РФ, если:

·   работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (кроме воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ

·  работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ

·  услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

·  покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ

·  деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории РФ.

Ст.147, 148 НК РФ

Налоговая база

При применении различных налоговых  ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.  
При определении налоговой базы выручка определяется исходя из всех доходов, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных в денежной и  натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. 
Налоговая база определяется в зависимости от особенностей реализации:

  1. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг)
  2. Налоговая база при передаче имущественных прав
  3. Налоговая база при получении дохода по агентским договорам, договорам поручения, комиссии
  4. Налоговая база при осуществлении транспортных перевозок и услуг международной связи
  5. Налоговая база при реализации предприятия как имущественного комплекса
  6. Налоговая база при передаче товаров (работ, услуг) для собственных нужд
  7. Налоговая база при ввозе товаров на таможенную территорию РФ
  8. Налоговая база, определяемая налоговыми агентами
  9. Налоговая база с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)
  10. Налоговая база при реорганизации организаций

Моментом определения  налоговой базы является наиболее ранняя из дат:

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Ст.153-162, 167 НК РФ

Налоговый период

Квартал

Ст.163 НК РФ

Налоговые ставки

  1. 0 процентов при реализации определенных товаров (работ, услуг),
  2. 10 процентов при реализации определенных товаров (работ, услуг),
  3. 18 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1 и 2.
  4. 10/110, 18/118 - процентное отношение налоговой ставки, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки в случаях, когда сумма налога должна определяться расчетным методом.

Ст.164 НК РФ

Порядок исчисления налога

Сумма налога - соответствующая налоговой  ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - сумма  налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым  ставкам процентные доли соответствующих  налоговых баз. 
 
Сумма налога по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции.

Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов

Ст.165 - 166 НК РФ

Налоговые вычеты

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные  налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных  прав либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию в таможенных режимах  выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки  вне таможенной территории либо при  ввозе товаров, перемещаемых через  таможенную границу без таможенного  контроля и таможенного оформления, в отношении:

  1. товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;
  2. товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов.

Ст.169, 171, 172 НК РФ

Уплата налога

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода. Сумма налога к уплате = общая сумма налога минус сумма налоговых вычетов плюс суммы восстановленного налога, . 
Если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, то разница, подлежит возмещению налогоплательщику. 
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, выставления покупателю:

  • лицами, не являющимися налогоплательщиками, или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика;
  • налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. 
При ввозе товаров на таможенную территорию РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством. 
Налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Ст.173, 174 НК РФ

Возмещение налога

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый  орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой  проверки.

Если  нарушения не выявлены, то по окончании проверки  в течение 7 дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм.

В случае выявления  нарушений составляется акт налоговой проверки. Акт и представленные налогоплательщиком возражения должны быть рассмотрены руководителем  налогового органа. По результатам рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно с  этим решением принимается (абзац введен ФЗ от 26.11.2008 N 224-ФЗ):

  • решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
  • решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
  • решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

При наличии у  налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности  по соответствующим пеням и штрафам, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения  долгов.

Налоговый орган  обязан сообщить в письменной форме  налогоплательщику о принятом решении  в течение 5 дней со дня его принятия.

Поручение на возврат  суммы налога направляется налоговым  органом в территориальный орган  Федерального казначейства, который  в течение 5 дней осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога. В некоторых случаях налогоплательщики вправе воспользоваться заявительным порядком возмещения налога.

Ст.176 - 176.1 НК РФ


Источник: Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление.

 

Глава 2. МЕХАНИЗМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ  БАЗЫ ПО НДС И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

2.1. Порядок определения налоговой  базы по НДС

При определении налоговой  базы по налогу на добавленную стоимость  следует помнить, что к различным  операциям могут применяться  различные ставки налога. Если при  реализации товаров (работ, услуг) применяются  разные ставки налога на добавленную  стоимость, то налоговая база определяется раздельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. Если же при реализации используется одна ставка для всех операций, то налоговая  база определяется суммированием всех операций.

Таким образом, предприятиям необходимо организовать раздельный учет операций, связанных с формированием  налоговых баз, облагаемых по разным налоговым ставкам.

Стоит также отметить, что формирование налоговой базы зависит от видов объектов налогообложения. Выделяют четыре объекта налогообложения:

1) реализация товаров  (работ, услуг) на территории  РФ, в том числе их безвозмездная  передача (выполнение, оказание), а также  передача имущественных прав. Налоговая  база определяется в соответствии  со ст. ст. 153 - 158 НК РФ. При этом  учитываются как денежные расчеты,  так и расчеты в натуральной  форме (включая расчеты ценными  бумагами). Расчеты в натуральной  форме и с использованием ценных  бумаг учитываются в той мере, в какой их возможно оценить;

2) передача на территории  РФ товаров (выполнение работ,  оказание услуг) для собственных  нужд, расходы на которые не  принимаются к вычету (в том  числе через амортизационные  отчисления) при исчислении налога  на доходы организаций;

3) выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления.  В обоих случаях налоговая  база определяется в соответствии  со ст. 159 НК РФ;

4) ввоз товаров на  таможенную территорию РФ. Налоговая  база определяется в соответствии  со ст. 160 НК РФ и согласно  таможенному законодательству РФ.

Операции реализации товаров (работ, услуг)

Определение налоговой базы при  исчислении налога на добавленную стоимость  зависит от способа оплаты товара (работы, услуги). Если расчет осуществляется после отгрузки товаров, то налоговая  база определяется в момент отгрузки. Но существует и второй вариант расчетов - предварительный, то есть до отгрузки товаров (работ, услуг). В этом случае определяется две налоговые базы: одна - в момент предварительной  оплаты, другая - в момент отгрузки.

Частичная оплата в счет поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) - это есть аванс или предоплата. Таким образом, согласно п. 1 ст. 154 НК РФ при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога. В налоговую  базу не включается оплата, частичная  оплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг):

- длительность производственного  цикла изготовления которых составляет  свыше шести месяцев, при определении  налогоплательщиком налоговой базы  по мере отгрузки (передачи) таких  товаров (выполнения работ, оказания  услуг) в соответствии с положениями  п. 13 ст. 167 настоящего Кодекса;

- которые облагаются по налоговой  ставке 0 процентов в соответствии  с п. 1 ст. 164 настоящего Кодекса;

- которые не подлежат налогообложению  (освобождаются от налогообложения).

Еще одной немаловажной особенностью при исчислении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость  является порядок ее определения. В  данном случае предусмотрено два  способа определения налоговой  базы:

Первый способ - это когда налоговая  база определяется в виде разницы  между ценой продажи и ценой  покупки. При этом данный способ подразумевает  также использование двух методов  определения налоговой базы: в  виде разницы или классический. Классический метод расчета представляет собой  способ расчета, когда налоговая база соответствует стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав и т.д. Иными словами, налоговая база в этом случае равняется цене договора без учета НДС. В этом случае к налоговой базе применяются общие ставки налогообложения: 0%, 10%, 18%.

Налоговая база, рассчитанная методом "разницы", определяется как разница  между ценой реализации с учетом НДС и расходами на приобретение. В Налоговом кодексе прописаны  случаи, когда налоговая база определяется в виде разницы:

1) п. 3 ст. 154 НК РФ - реализация имущества,  подлежащего учету по стоимости  с учетом НДС. Налоговая база  в этом случае будет рассчитываться  как разница между ценой реализуемого  имущества, указанной в договоре, с учетом НДС, акцизов (для  подакцизных товаров), и стоимостью  реализуемого имущества (остаточной  стоимостью с учетом переоценок);

2) п. 4 ст. 154 НК РФ - реализация сельскохозяйственной  продукции, принадлежащей гражданам.  Зачастую сельскохозяйственная  продукция закупается у физических  лиц, которые плательщиками НДС  не являются. При реализации такой  продукции налоговая база соответствует  разнице между продажной ценой  и ценой, указанной в договоре, с учетом НДС, и ценой приобретения  данной продукции. При этом  стоит помнить, что закупаемая  и реализуемая продукция в  данном случае должна быть  включена в Перечень, утвержденный  Правительством РФ от 16.05.2001 N 383.

В этом случае налоговая база определяется как разница между ценой продажи  с учетом НДС и ценой приобретения.

Как и для п. 1, в этих случаях  предполагается особый порядок расчета  НДС, поскольку при исчислении НДС  применяются расчетные ставки, соответствующие  около 9,09% и 15,25%;

3) п. п. 2 - 4 ст. 155 НК РФ - реализация  некоторых видов имущественных  прав;

4) п. 5.1 ст. 154 НК РФ - реализация автомобилей,  приобретенных у физических лиц  (не являющихся налогоплательщиками)  для перепродажи. Данный пункт  появился в Налоговом кодексе  сравнительно недавно (с 1 апреля 2009 г.). Ранее данная операция не содержала каких-либо особенностей исчисления налога на добавленную стоимость.

В случае реализации организацией автомобиля, ранее приобретенного у физического  лица, налоговая база по НДС определяется в виде разницы между ценой  его реализации (с учетом НДС) и  ценой приобретения данного автомобиля.

Второй способ - когда налоговая  база определяется на основе рыночных цен. В Налоговом кодексе прописаны  случаи, при которых должен применяться  данный метод определения налоговой  базы:

1) ст. 40 НК РФ - устанавливает порядок  исчисления НДС по рыночным  ценам. Согласно данной норме,  налоговая база рассчитывается  на основании рыночных цен  в том случае, если установлен  факт, что цена реализации товаров  (работ, услуг) имеет отклонение  от рыночных цен более чем  на 20%. Согласно п. 1 ст. 40 Налогового  кодекса РФ, "для целей налогообложения  принимается цена товаров, работ  или услуг, указанная сторонами  сделки". Пока не будет доказано  обратное, предполагается, что эта  цена соответствует уровню рыночных  цен.

Стоит отметить, что в п. 3 ст. 40 указано, что при несоответствии цены договора рыночным ценам "налоговый орган  вправе вынести мотивированное решение  о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из рыночных цен на соответствующие  товары, работы или услуги".

Например, цена реализации товара составила 1000 руб. за единицу, а рыночная стоимость  того же товара составляет 1500 руб., что  занижает налоговую базу по НДС более  чем на 20%;

2) п. 2 ст. 154 НК РФ - согласно данной  норме, основанием для применения  в качестве налоговой базы, соответствующей  рыночной цене, должна являться  одна из следующих операций:

- реализация товаров (работ,  услуг) по товарообменным (бартерным)  операциям;

- реализация товаров (работ,  услуг) на безвозмездной основе;

- передача права собственности  на предмет залога залогодержателю  при неисполнении обеспеченного  залогом обязательства;

Информация о работе Налоговая база при исчислении и уплате НДС и проблемы совершенствования ее определения