Налоговая оптимизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 07:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка рекомендаций по оптимизации налоговой нагрузки организации путем выбора системы налогообложения.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить действующие механизмы налогообложения;
2. Проанализировать уровень налоговой нагрузки при применении различных объектов налогообложения при УСНО;
3. Провести анализ изменения налоговой нагрузки при переходе с общей системы на УСНО;
4. Рассмотреть налоговые последствия и процедуру перехода с УСНО на общеустановленную систему.

Файлы: 1 файл

текст (Автосохраненный).docx

— 63.26 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Стремление к уменьшению налоговых  обязательств является вполне понятным желанием собственника и руководителя в любом бизнесе. Применяемые  способы минимизации налогообложения  можно разделить на две группы: законные и незаконные. Законные способы  снижения налогов представляют собой  различные варианты оптимизации  налогообложения (разработку налоговой  политики, налоговое планирование, составление налогового календаря). Под оптимизацией налогообложения  понимается уменьшение налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных  действий, включающих использование  льгот, налоговых освобождений и  других законных приемов и способов. К ним относится, в частности, квалифицированная организация  дел по уплате налогов, что исключает  или снижает случаи необоснованной переплаты налогов и начисления налоговых санкций. Под незаконными  способами минимизации налогов  понимается криминальное уклонение  от их уплаты. Это способы уменьшения налоговых платежей, при которых  налогоплательщик умышленно с нарушением действующего законодательства снижает  размер налоговых обязательств.

Налоговым законодательством РФ устанавливаются  следующие режимы налогообложения:

- общая система налогообложения;

- специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, соглашение о разделе продукции).

Многовариантность системы налогообложения, являясь несомненным плюсом налоговой политики, в то же время представляет и несомненную сложность, т.к. при выборе оптимального режима налогообложения требуется ответить на два основных вопроса:

- какая из предлагаемых систем наиболее проста и удобна в применении;

- какая из предлагаемых систем предоставляет наибольшие возможности для минимизации налоговых платежей в бюджет.

Находясь  на общем режиме налогообложения, налогоплательщик обязан уплачивать все установленные  налоги в полном объеме. При использовании  специального налогового режима налогоплательщик заменяет выплату нескольких налогов  исчислением единого налога.

Упрощенная  система налогообложения дает налогоплательщикам право выбора объекта налогообложения, за исключением отдельных случаев. Бывают ситуации, когда сразу сложно выбрать оптимальный объект налогообложения, и принимается решение о его  изменении.

Актуальность выбора системы налогообложения в настоящее время обусловлена тем фактом, что являясь налогоплательщиком, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в любом случае несет обязанность по уплате налогов. Но в то же время, целью деятельности любой бизнес-единицы является максимизация прибыли. Поэтому и компании, и предприниматели зачастую стремятся уменьшить налоговую нагрузку на бизнес.

Целью данной работы является разработка рекомендаций по оптимизации налоговой нагрузки организации путем выбора системы налогообложения.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Изучить действующие механизмы налогообложения;
  2. Проанализировать уровень налоговой нагрузки при применении различных объектов налогообложения при УСНО;
  3. Провести анализ изменения налоговой нагрузки при переходе с общей системы на УСНО;
  4. Рассмотреть налоговые последствия и процедуру перехода с УСНО на общеустановленную систему.

Работа основана на нормативно-правовых актах налогового законодательства, публикациях, статьях налоговых журналов и газет, а также данных официальных сайтов.

Курсовая работа содержит введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список используемых источников, а также приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ДЕЙСТВУЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

 

1.1 Условия и размеры налогообложения при общеустановленной системе налогообложения

 

 

 Общая система налогообложения применяется как юридическими, так и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя. При регистрации юридического лица, если последнее не подает заявление о применении упрощенной или иной системы налогообложения, то по умолчанию, присваивается общая система налогообложения [4].

Иностранные организации, осуществляющие хозяйственную  деятельность на территории Российской Федерации, могут применять только общую систему налогообложения.

При общей  системе налогообложения налогоплательщик самостоятельно определяет (рассчитывает на основании бухгалтерского учета) и уплачивает в бюджет следующие  налоги:

  1. Налог на добавленную стоимость (НДС) – объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ и услуг), выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и др. НДС имеет несколько ставок. Налогообложение по ставке 0% производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта; услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов; товаров (работ и услуг) в области косметической деятельности и др. (полный перечень см. в Налоговом Кодексе статья 164 «Налоговые ставки»). Налогообложение по ставке 10% производится при реализации продовольственных товаров (скота и птицы в живом весе, мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов и др.), товаров для детей, периодических печатных изданий, некоторых медицинских товаров отечественного и зарубежного производства. В остальных случаях налогообложение проводится по ставке 18%. Налоговым периодом признается квартал. Налогоплательщики обязаны предоставить в налоговые органы налоговую декларацию по НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата налога производится в безналичной форме, перечислением суммы налога на расчетный счет территориального налогового органа в срок до 20 числа месяца каждого из 3-ех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
  2. Налог на прибыль организаций – объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Налоговая ставка устанавливается в размере 20%. Размеры налоговых ставок могут варьироваться в зависимости от места нахождения головного офиса компании и экономической зоны осуществления хозяйственной деятельности. Полный перечень налоговых ставок по данному налогу перечислен в ст.284 НК РФ «Налоговые ставки» [1]. Отчетным периодами по данному налогу признается квартал, полугодие, девять месяцев и год. Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год. Ежемесячно перечисляются авансовые платежи, исходя из фактически полученной прибыли. Организации, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи в срок не позднее 28-ого числа каждого месяца, следующего за месяцем, по итогам которого происходит начисление налога. Налоговая декларация предоставляется по истечении каждого отчетного периода в территориальный налоговый орган. Декларация предоставляется не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые декларации за год сдаются не позднее 28 марта года, следующего за отчетным.
  3. Налог на имущество организаций – объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговая ставка – 2,2% (допускается установление дифференцированных налоговых ставок). Налоговым периодом по налогу признается календарный год, отчетными периодами признаются квартал, полугодие, 9 месяцев. По истечение отчетного и налогового периода налогоплательщики предоставляют баланс, налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию, но не позднее 30 календарных дней с даты окончания отчетного периода. Налоговая декларация по итогам года предоставляется не позднее 30 марта года следующего за истекшим.
  4. Транспортный налог – объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы и т.д. (ст.358 НК РФ). Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах.

Налоговым периодом признается календарный  год. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

Налоговые ставки устанавливаются  законами субъектов Российской Федерации  соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя и т.д.

Сумма налога, подлежащая уплате в  бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого  транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено НК РФ.

Организации, применяющие общую систему налогообложения, и не ведущие хозяйственную деятельность обязаны сдавать упрощенную отчетность по перечисленным налогам, предоставляя в территориальный налоговый  орган упрощенную декларацию.

Помимо  перечисленных налогов, организации, являющиеся работодателями, уплачивают налоги во внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования  и фонд обязательного медицинского страхования) страховые взносы на начисленную  заработную плату.

Размеры страховых взносов во внебюджетные фонды устанавливаются федеральным законом №212-ФЗ [2]. В 2011г они имели следующие пропорции: в ПФР – 26%, в ФСС – 2,9%, ФФОМС – 3,1%, ТФОМС – 2,0%. На 2012г установлены следующие размеры: 22% - ПФР, 2,9% - в ФСС, 5,10% - в ФФОМС, 0% - в ТФОМС. Кроме того, предприятия уплачивают взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве  в размере 0,2% от фонда оплаты труда за соответствующий период.

Общая система  налогообложения обязывает вести  бухгалтерский и налоговый учет в полном объеме, что требует наличия  специальных знаний и навыков  от генерального директора или найма  в штат компании главного бухгалтера, который будет нести ответственность  за ведение бухгалтерской и налоговой  отчетности, согласно установленным  нормам законодательства.

Как правило, общую систему налогообложения  применяют крупные компании, имеющие  стабильный доход, а вновь открывающиеся  фирмы предпочитают применять упрощенную систему налогообложения, поскольку  последняя позволяет не вести бухгалтерский учет, но отражать полученный доход и произведенный расход с в «Книге учета доходов и расходов».

Применение  общей системы налогообложения  имеет свои плюсы и минусы [5]. К преимуществам можно отнести следующие положения:

  1. Организация, находящаяся на ОСНО, не имеет ограничений на виды деятельности, размер получаемой прибыли и количество привлеченных работников.
  2. Виды расходов для расчета налога на прибыль не ограничены. Расходами признаются все обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком.
  3. Не возникает проблем при работе с другими участниками рынка по уплате НДС. Все средние и крупные компании также применяют ОСНО, и им необходимо, чтобы их затраты содержали НДС.
  4. Также в том случае, если предприятие получает убыток, она не платит налог на прибыль, и есть возможность учесть этот убыток в будущем.

К недостаткам такого режима относятся:

  1. Большая налоговая нагрузка. Предприятие на общем режиме должно уплачивать все установленные налоги в полном объеме.
  2. Необходимость вести бухгалтерский учет в обязательном порядке, а также более сложный налоговый учет.

 

 

 

 

 

1.2 Упрощенная система налогообложения: порядок применения, налоговые преимущества

 

 

Упрощенная  система налогообложения организациями  и индивидуальными предпринимателями  применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах.

Применение  упрощенной системы налогообложения  организациями предусматривает  их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого  с доходов, облагаемых по налоговым  ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ), налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие  ее в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Статья 346.12 Налогового кодекса РФ содержит перечень субъектов, которые не вправе применять УСН (ломбарды, адвокаты, участники соглашений о разделе продукции и т.д.).

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором  организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 45 млн. рублей.

УСН вправе применять ИП и организации, у  которых выполнены все следующие  условия:

  1. остаточная стоимость нематериальных активов и основных средств не более 100 млн. рублей;
  2. годовой доход не больше 60 млн. рублей;
  3. численность наемных работников не более 100 человек;
  4. отсутствуют филиалы и представительства.

 

 Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в  период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с  которого налогоплательщики переходят  на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту  своего нахождения (месту жительства) заявление (приложение 1). При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года. Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. Налоговым кодексом устанавливаются 2 вида объектов налогообложения: доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов.

К преимуществам  УСН следует отнести:

  1. Уменьшение и упрощение налогового бремени: один налог вместо трех.
  2. Ведение бухгалтерского учета в упрощенной форме.
  3. Отсутствие необходимости предоставления бухгалтерской отчетности в ИФНС.
  4. Подачу налоговой декларации только один раз в год.
  5. Возможность выбрать объект налогообложения (налог с дохода или налог с «дохода минус расход»).
  6. Уменьшение налоговой базы на стоимость основных средств и нематериальных активов единовременно в момент их ввода в эксплуатацию или принятия к бухгалтерскому учету.
  7. Упрощение налогового учета.

В качестве недостатков применения УСН можно  отметить:

  1. Вероятность утраты права на применение УСН (например, в случае превышения норматива по выручке или численности персонала). В этом случае необходимо восстанавливать данные бухучета за весь период применения УСН.
  2. Отсутствие права открывать филиалы и представительства.
  3. Отсутствие права заниматься отдельными видами деятельности (например, страховой).
  4. Ограничение по размеру полученных доходов, остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов.
  5. Ограниченный перечень расходов, уменьшающих налоговую базу при выборе объекта налогообложения «доходы минус расходы».
  6. Включение в налоговую базу полученных от покупателей авансов, которые впоследствии могут оказаться ошибочно зачисленными суммами.
  7. Отсутствие обязанности уплачивать НДС может привести к потере покупателей-плательщиков НДС, т.к. они не смогут предъявить НДС к возмещению из бюджета.
  8. Необходимость пересчета налоговой базы и уплаты дополнительного налога и пени в случае продажи основных средств или нематериальных активов, приобретенных в период применения УСН (для налогоплательщиков, выбравших объект налогообложения «доходы минус расходы»).
  9. Отсутствие возможности уменьшения налоговой базы на сумму убытков, полученных в период применения УСН, при переходе на иные режимы налогообложения и наоборот, невозможность учета убытков, полученных в период применения иных налоговый режимов, в налоговой базе УСН. Другими словами, если компания переходит с УСН на общий режим налогообложения или, наоборот, с общего режима на упрощенный, то прошлые убытки не будут приниматься при расчете единого налога или налога на прибыль. Переносятся лишь убытки, полученные в период применения текущего налогового режима.
  10. Необходимость уплаты минимального налога при получении убытков (при выборе объекта налогообложения «доходы минус расходы»). Таким образом, в отличие от налога на прибыль, единый налог платить придется в любом случае.
  11. Необходимость составления бухгалтерской отчетности при ликвидации организации.

Информация о работе Налоговая оптимизация