Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 11:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие особенностей построения налоговых систем России и стран с рыночной экономикой. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- дать понятие налогов и налогообложения;
- рассмотреть виды налогов и сборов;
- изучить принципы построения налоговой системы;
- рассмотреть порядок построения налоговой системы США и Канады;
- сравнить налоговую систему России с развитыми странами.
Введение…………………………………………………………………….......3-4
Налоги в рыночной экономике государства
Сущность налогов и их функции…………………………………5-7
Классификация налогов, взимаемых на территории РФ на современном этапе………………………………….……………………..7-14
Особенности систем налогообложения в странах с рыночной экономикой
Порядок построения системы Канады……………...…………15-17
Особенности построения налоговой системы США…………17-22
Сравнительная характеристика и возможность использования опыта зарубежных стран в реформировании российской налоговой системы……………………………………………….…………………..22-28
Заключение……………………………………………..……………………29-30
Список использованной литературы………………………………………..31
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»
ФАКУЛЬТЕТ КОММЕРЦИИ И МАРКЕТИНГА
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ И ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Налоговая политика государств с рыночной экономикой на современном этапе»
Выполнила студентка
241-ТД группы
Проверил
к.э.н., ст. преподаватель
Ростов - на - Дону
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………..…
Список использованной литературы………………………………………..31
ВВЕДЕНИЕ
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
В современных условиях оптимально
построенная налоговая система
должна, с одной стороны, обеспечивать
финансовыми ресурсами
В зарубежных странах широко используется налоговое стимулирование привлечения заемных ресурсов на цели развития бизнеса как организациями, так и физическими лицами. Организации всю сумму процентов включают в состав расходов, поскольку в противном случае повысится экономическая ставка налога на прибыль, а сокращение чистой прибыли ограничит возможности фирмы по привлечению заемного капитала. Во многих странах физическим лицам предоставляется возможность уменьшать сумму подлежащего уплате подоходного налога на величину выплаченных процентов по займам, взятым на цели производственных инвестиций.
Целью курсовой работы является раскрытие особенностей построения налоговых систем России и стран с рыночной экономикой.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- дать понятие налогов и налогообложения;
- рассмотреть виды налогов и сборов;
- изучить принципы построения налоговой системы;
- рассмотреть порядок построения налоговой системы США и Канады;
- сравнить налоговую систему России с развитыми странами.
I. Налоги в рыночной экономике государства
Налоги - это обязательные платежи,
которые устанавливает государство для
юридических и физических лиц с целью
формирования централизованных финансовых
ресурсов, которые обеспечивают финансирование
государственных расходов.
Обязательные платежи перечисляются в
бюджет государства, а также других целевых
государственных фондов. Они могут осуществляться
в нескольких формах: налоги, плата за
ресурсы, целевые отчисления.
Общественное назначение налогов проявляется
в тех функциях, которые они выполняют.
Налогам принадлежит решающая
роль в формировании доходной части
бюджета.
На первое место следует поставить функцию налогов, без которой
в экономике, базирующейся на товарно-денежных
отношениях, нельзя обойтись.
Экономическая функция.
Которая состоит в воздействии
через налоги на общественное воспроизводство,
т.е. процессы в экономике страны, а так
же социально-экономические процессы
в обществе.
Налоги в этой функции могут играть регулирующую,
стимулирующую и распределительную роли.
Регулирующая функция налогов.
Рыночная экономика в
развитых странах - это регулируемая
экономика. Представить себе эффективно
функционирующую рыночную экономику
в современном мире, не регулируемую
государством, невозможно. Каковы бы ни
были формы и методы регулирования,
центральное место в самой
системе регулирования
Стимулирующая функция налогов.
С помощью налогов, льгот
и санкций государство
Распределительная функция налогов.
Посредством налогов в
государственном бюджете
С помощью налогов государство перераспределяет
часть прибыли предприятий и предпринимателей,
доходов граждан, направляя ее на развитие
производственной и социальной инфраструктуры,
на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие
отрасли с длительными сроками окупаемости
затрат: железные дороги и автострады,
добывающие отрасли, электростанции и
др.
Перераспределительная функция налогов.
Носит ярко выраженный социальный
характер. Соответствующим образом построенная
налоговая система позволяет придать
рыночной экономике социальную направленность,
как это сделано в Германии, Швеции, многих
других странах. Это достигается путем
установления прогрессивных ставок налогообложения,
направления значительной части бюджета
средств на социальные нужды населения,
полного или частичного освобождения
от налогов граждан, нуждающихся в социальной
защите.
Фискальная функция.
Изъятие части доходов
предприятий и граждан для
содержания государственного
1.2 Классификация налогов, взимаемых на территории РФ на современном этапе.
Многообразие существующих
налогов вызывает необходимость
их классификации (разделения на виды)
на определенной основе.
По способу взимания налогов различают прямые и косвенные
налоги.
Прямые налоги взимаются
в процессе накопления материальных благ
непосредственно с доходов или имущества
налогоплательщиков. В этом случае размер
налогового оклада точно известен налогоплательщику
или его возможно рассчитать. В качестве
примера можно привести подоходный налог,
уплачиваемый физическими лицами, налог
на прибыль предприятий и организаций,
налог на имущество, переходящее в порядке
наследования или дарения и др.
Косвенные налоги взимаются
через цену товара. Это своеобразные надбавки,
включаемые государством в цену товаров
и услуг (акцизы, налог на добавленную
стоимость, налог с продаж, налог с оборота,
специальный налог на поддержание основных
отраслей народного хозяйства и др.). Сумму,
уплачиваемую налогоплательщиком, в этом
случае подсчитать практически не представляется
возможным. Однако очевидно, что основную
часть бремени по уплате этих налогов
несут конечные потребители, т.е. физические
лица.
По субъекту-налогоплательщику выд
Налоги с физических
лиц (подоходный налог с физических
лиц, налог на имущество физических лиц,
налог на имущество, переходящее в порядке
наследования и дарения, курортный сбор
и др.).
Налоги с предприятий
и организаций (налог на прибыль, налог
на добавленную стоимость, акцизы, налог
на пользователей автомобильных дорог,
налог на имущество предприятий и организаций,
сбор за использование наименований «Россия»,
«Российская Федерация» и образованных
на их основе слов и словосочетаний и др.).
Данная разновидность не случайно названа
«налоги с предприятий и организаций»,
а не «налоги с юридических лиц». Это вызвано
тем, что некоторые организации выступают
плательщиками какого-либо налога, не
являясь при этом юридическим лицом, в
частности филиалы, представительства,
обособленные структурные подразделения.
Смешанные налоги, которые уплачивают
как физические лица, так и предприятия
и организации (госпошлина, некоторые
таможенные пошлины, налог с владельцев
транспортных средств и др.).
По
органу, который устанавливает и конкретизирует
налоги, действующие в Российской Федерации
налоги можно разделить на три группы
в зависимости от того, какой орган их
вводит и имеет право изменять и конкретизировать:
федеральные налоги, региональные налоги
и местные налоги.
Федеральными
признаются налоги и сборы, устанавливаемые
Налоговым кодексом Российской Федерации
и обязательные к уплате на всей ее территории.
Региональными признаются
налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии
с Налоговым кодексом Российской Федерации,
вводимые в действие законами субъектов
Российской Федерации и обязательные
к уплате на территории соответствующих
субъектов Российской Федерации. Устанавливая
региональный налог, представительные
органы власти субъектов Российской Федерации
определяют следующие элементы налогообложения:
налоговые льготы, налоговую ставку в
пределах, установленных налоговым законодательством,
порядок и сроки уплаты налога, а также
форму отчетности по данному региональному
налогу.
Местными признаются налоги и сборы,
устанавливаемые и вводимые в действие
в соответствии с Налоговым кодексом Российской
Федерации нормативными правовыми актами
представительных органов местного самоуправления
и обязательные к уплате на территории
соответствующих муниципальных образований.
К федеральным налогам
и сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы на отдельные виды товаров (услуг);
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- налог на доходы физических лиц;
- водный налог;
- государственная пошлина;
- сбор за право пользования объектами
животного мира и водными биологическими
ресурсами;
К региональным налогам
и сборам относятся:
- налог на имущество организаций;
- налог на недвижимость;
- транспортный налог;
К местным налогам
и сборам относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
По
уровню бюджета, в который зачисляется
налоговый платеж, налоговые платежи
можно подразделить на закрепленные и
регулирующие (разноуровневые).
Закрепленные налоги
непосредственно и целиком поступают
в конкретный бюджет или внебюджетный
фонд. Среди закрепленных налогов выделяют
налоги, которые поступают в федеральный
бюджет, в региональный бюджет, в местный
бюджет, во внебюджетный фонд.
Регулирующие (разноуровневые)
налоги поступают одновременно в бюджеты
различных уровней в пропорции согласно
бюджетному законодательству. В современных
условиях в налоговой системе России действуют
такие регулирующие налоги, как налог
на прибыль с предприятий и организаций
и подоходный налог с физических лиц.
По целевой
направленности введения налога можно выделить налоги абстрактные
(общие) и целевые (специальные).
Абстрактные (общие)
налоги вводятся государством для формирования
бюджета в целом, тогда как целевые (специальные)
налоги вводятся для финансирования конкретного
направления затрат государства.
К специальным налогам
относятся, например, сбор на нужды образовательных
учреждений, взимаемый с юридических лиц,
целевые сборы на содержание милиции,
на благоустройство территорий и другие
цели.
Как правило, для целевых налоговых платежей
создается специальный фонд (внебюджетный)
или в самом бюджете для подобного вида
налогов вводится специальная статья.
Принципы построения налоговой системы
Налоговая система - это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий.
В первую очередь необходимо выделить принцип равенства и справедливости. Распределение налогового бремени должно быть равным, т.е. каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю в государственную казну.
И юридические, и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соизмеримо доходам, получаемым ими под покровительством и при поддержке государства. Но обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками.
В мировой практике существуют два подхода к реализации принципа равенства и справедливости.
Первый подход состоит в обеспечении выгоды налогоплательщика. Согласно этому подходу уплачиваемые налоги соответствуют тем выгодам, которые налогоплательщик получает от услуг государства, т.е. налогоплательщику возвращается часть уплаченных налогов путем выплат из бюджета различного рода компенсаций, трансфертов, финансирования образования, здравоохранения и т.д. Таким образом, в данном случае имеет место связь указанного подхода со структурой расходов бюджета.
Второй подход в реализации принципа равенства и справедливости состоит в способности налогоплательщика платить налоги. В данном случае этот подход не привязан к структуре расходов бюджета. Каждый платит свою долю в зависимости от платежеспособности.
В построении налоговых систем
эти два подхода, как правило,
сочетаются, что обеспечивает наиболее
благоприятные условия для
Многие ученые и практики выделяют принцип эффективности налогообложения, который вобрал в себя ряд достаточно самостоятельных принципов, объединенных общей идеологией эффективности:
- налоги не должны оказывать
влияние на принятие
- налоговая система должна
содействовать проведению
Информация о работе Налоговая политика государств с рыночной экономикой на современном этапе