Налоговая политика государств с рыночной экономикой на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие особенностей построения налоговых систем России и стран с рыночной экономикой. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- дать понятие налогов и налогообложения;
- рассмотреть виды налогов и сборов;
- изучить принципы построения налоговой системы;
- рассмотреть порядок построения налоговой системы США и Канады;
- сравнить налоговую систему России с развитыми странами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….......3-4
Налоги в рыночной экономике государства
Сущность налогов и их функции…………………………………5-7
Классификация налогов, взимаемых на территории РФ на современном этапе………………………………….……………………..7-14
Особенности систем налогообложения в странах с рыночной экономикой
Порядок построения системы Канады……………...…………15-17
Особенности построения налоговой системы США…………17-22
Сравнительная характеристика и возможность использования опыта зарубежных стран в реформировании российской налоговой системы……………………………………………….…………………..22-28

Заключение……………………………………………..……………………29-30
Список использованной литературы………………………………………..31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!.docx

— 60.22 Кб (Скачать файл)

- не должны устанавливаться  налоги, нарушающие единое экономическое  пространство и налоговую систему  страны. Поэтому не имеют права  на существование налоги, которые могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. В частности, не могут устанавливаться налоги, ограничивающие перемещение физических лиц, товаров (работ, услуг) между разными субъектами Федерации либо муниципальными образованиями, вывоз капитала за пределы субъекта Федерации или муниципального образования либо ограничивающие капиталовложения в пределах другого субъекта Федерации или муниципального образования страны;

- налоговая система должна  исключать возможность экспорта  налогов. В связи с этим не  должны устанавливаться региональные  либо местные налоги для формирования  доходов какого-либо субъекта  Федерации или муниципального  образования в стране, если их  уплата переносится на налогоплательщиков  других субъектов Федерации или  муниципальных образований;

- налоговая система не  должна допускать произвольного  толкования, но в то же время  должна быть понята и принята  большей частью общества. Налог,  который налогоплательщик обязан  платить, должен быть определен  точно, а не произвольно: время,  способ и сумма платежа должны  быть в точности известны налогоплательщику.  Не может допускаться толкование  закона о налоге налоговым  чиновником;

- максимальная эффективность  каждого конкретного налога, выражаемая  в низких издержках государства  в общества на сбор налогов  и содержание налогового аппарата, т.е. административные расходы  по управлению налоговой системой  и соблюдению налогового законодательства  должны быть минимальными. Важное  значение при формировании налоговой  системы имеет принцип универсализации  налогообложения. Суть его можно  выразить двумя взаимосвязанными  требованиями:

- налоговая система должна  предъявлять одинаковые требования  к эффективности хозяйствования конкретного налогоплательщика вне зависимости от форм собственности, субъекта налогообложения, его отраслевой или иной принадлежности. Иными словами, не допускается установление дополнительных налогов, повышенных либо дифференцированных ставок налогов или налоговых льгот в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона или иного географического места происхождения уставного (складочного) капитала (фонда) или имущества налогоплательщика. Кроме того, налоги не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, экономических, этнических, конфессиональных или иных подобных критериев;

- должен быть обеспечен  одинаковый подход к исчислению  налогов вне зависимости от  источника или места образования  дохода или объекта обложения.

Принцип одновременности обложения означает, что в нормально функционирующей налоговой системе не должно допускаться обложение одного и того же источника или объекта двумя или несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

Рациональная и устойчивая налоговая система невозможна без  соблюдения принципа стабильности налоговых ставок. Реализация этого принципа обеспечивается тем, что налоговые ставки должны утверждаться законом и не должны часто пересматриваться.

Одновременно с этим принципом  в налоговой практике нередко  используется и принцип дифференциации ставок в зависимости от уровня доходов налогоплательщика. Этот принцип не является обязательным. Вместе с тем при его применении не должно допускаться введение индивидуальных ставок налогообложения, так же как и введение максимальных налоговых ставок, побуждающих налогоплательщика свертывать экономическую деятельность.

Исключительно важным, особенно в условиях федеративного государства, является соблюдение принципа четкого разделения налогов по уровням государственного управления. Этот принцип обязательно должен быть закреплен в законе и имеет в виду, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления льгот, ставок налогов и т.д. В то же время зачисление налогов в бюджеты разных уровней может регулироваться при ежегодном утверждении закона о бюджете.

Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа каждый из всей совокупности налогов должен взиматься в такое время и таким способом, которые предоставляют наибольшие удобства для налогоплательщика

Принцип разумного сочетания прямых и косвенных налогов, для его реализации должно использоваться все многообразие видов налогов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. Кроме того, использование данного принципа важно для стабильности финансов государства, особенно в период обострения кризисной ситуации в экономике, поскольку экономически более обоснованно иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один-два вида поступлений с высокими ставками налогообложения.

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности систем налогообложения в странах с рыночной экономикой

2.1 Порядок  построения налоговой системы  Канады

От других государств с  рыночной экономикой Канада отличается более высоким уровнем децентрализации, когда при значительном влиянии  федеральных органов власти провинции  играют серьезную роль в формировании стратегии национальной экономики. На долю провинций приходится больше половины всех правительственных расходов Канады и функции по обеспечению  сферы образования, здравоохранения  и социального страхования. Причем тенденция повышения роли провинций  продолжает действовать и в последние  годы. В целом налоговая система  Канады представлена тремя основными  уровнями: федеральным (около 50% государственных  доходов); провинциальным (около 40%); местным (10%).

Основу доходов федерального бюджета составляют: подоходный налог  с населения, налог на корпорации, налог на товары и услуги, акцизы, таможенные пошлины и взносы в  фонды социального страхования. Доходы провинций складываются из: подоходного налога с населения, налога с продаж, налога на прибыли  корпораций, акцизов, взносов в фонды  социального страхования, налогов  на дарение, рентных платежей, различных  регистрационных и лицензионных сборов. Основная доля поступлений  приходится на подоходный налог и  косвенные налоги. Налоговые поступления  местных бюджетов состоят из налога на недвижимость и налогов на предпринимательство.

Налоговая система Канады начала модернизироваться в связи  с проведением налоговой реформы  в 1987 г. В соответствии с ее положениями в Канаде на федеральном уровне стали действовать три ставки подоходного налога вместо ранее существовавших десяти, а в каждом регионе - свои местные ставки

 

 

Ставки основных налогов  в Канаде

Провинция, территория

Основная ставка, %

Федерально-провинциальная ставка, %

подоходный налог

налог на прибыль

подоходный налог

налог на прибыль

Ньюфаундленд

21,0

14,0

52,3

43,12

Новая Шотландия

19,0

16,0

50,3

45,12

О. Принца Эдуарда

19,0

15,0

50,3

44,12

Нью-Браунсик

20,1

17,0

51,4

46,12

Квебек

21,6

8,9-16,2

52,9

38,0-45,0

Онтарио

21,6

15,5

52,9

44,6

Манитоба

19,1

17,0

50,4

46,1

Саскачеван

20,6

17,0

51,9

46,1

Альберта

14,8

15,5

46,1

44,6

Британская Колумбия

22,9

16,5

54,2

45,6

Юкон

15,3

15,0

46,6

44,1

Северо-Западные территории

13,0

14,0

44,4

43,1


 

Приведенные в таблице  данные иллюстрируют методику расчета интегральной ставки, которая складывается из федеральной и провинциальной. Большое внимание в Канаде уделяется стимулированию деятельности малого бизнеса. Доля мелких фирм (где занято менее 100 лиц наемного труда) достигает 97% от числа всех компаний (услуги, розничная торговля, строительство, наукоемкие отрасли), и к их доходам применяется единая ставка 12%.

В целом в налоговой  системе Канады преобладает прямое налогообложение. Из косвенных налогов  наиболее значимы: федеральный налог  на товары и услуги по единой ставке 7% и местный налог с продаж. Иногда в провинциях эти два налога объединяются в комбинированной  ставке - 15%. Объединенный налог включается в розничные цены. Несмотря на широкие полномочия в сборе налогов, провинции получают поддержку со стороны федерального правительства в форме трансфертов, которые составляют около 28% всех их доходов. Федеральные трансферты провинциям основаны на трех имеющих разные цели и структуры ключевых программах - «Выравнивание», «Установленное финансирование программ» и «План помощи». Общая ориентация на децентрализацию оправдывает себя, так как она облегчает адаптацию социальной политик к насущным нуждам населения.

Налоговые источники  доходов провинций складываются из:

- подоходного налога с  населения;

- налога с продаж;

- налога на прибыли  корпораций;

- акцизов;

- налогов в фонды социального  страхования;

- налогов на дарения;

- рентных платежей;

- различных регистрационных  и лицензионных сборов.

Основную долю поступлений  дают подоходный налог с населения  и косвенные налоги. Налоговые поступления местных бюджетов состоят из налога на недвижимость и налога на предпринимательство.

Основополагающими актами в  сфере налогового законодательства служат: Закон о налоге на доход (регулирующий взимание подоходного налога и налога на прибыль корпораций) и Закон  о страховании по безработице (системы  социального обеспечения)

 

2.2 Особенности  построения налоговой системы  США

Специфика состава и структуры  налоговой системы США определяется масштабами использования всех видов  прямого налогообложения. В системе  налогообложения США параллельно  используются основные виды налогов  по всем уровням властных полномочий. Так, население уплачивает 3 подоходных налога, 3 налога на прибыль с корпораций, 2 поимущественных.

Состав и структура  налоговой системы США

№ п/п

Федеральные налоги

Налоги штатов

Местные налоги

1

Подоходный налог

Подоходный налог

Подоходный налог

2

Налог на прибыль корпораций

Налог на прибыль корпораций

Налог на прибыль корпораций

3

Налог на социальное страхование

   

4

Акцизы

Акцизы

Акцизы

5

Таможенные пошлины

   

6

Налоги на наследство и дарения

Налоги на наследство и дарения

Налоги на наследство и дарения

7

 

Налог с продаж

Налог с продаж

8

 

Поимущественные налоги

Поимущественные налоги

9

 

Налоги с владельцев автотранспорта

 

10

   

Экологические налоги


 

Основную часть доходов  федерального бюджета составляет подоходный налог с населения (income tax), субъектам которого выступают физические лица, индивидуальные предприятия и партнерства, не имеющие статуса юридического лица.

Подсчет выполняется в 3 этапа:

1. Подсчитывается валовой  доход, который может состоять  из: заработной платы, аннуитета,  пенсии, алиментов, доходов по  ценным бумагам, вознаграждений, бонусов, ренты и роялти, фермерского  дохода, социального пособия и  пособия по безработице, стипендии,  доходов от трастовых операций  и недвижимости и т.д.

2. Валовой доход корректируется  за счет вычетов из него  разрешенных затрат и льгот.  К ним относятся торговые или  производственные затраты, убытки  от продажи или обменных операций  с ценными бумагами, пенсионные  взносы лиц, уплаченные алименты, авансовые налоговые взносы и  т. Д.

3. Из суммы скорректированного  валового дохода исключаются  классифицированные, или стандартные,  вычеты. Полученная величина является  налогооблагаемым доходом. К основным  вычетам относятся: необлагаемый  минимум на каждого иждивенца  налогоплательщика, стандартные  скидки, дополнительные скидки для  лиц старые 65 лет и инвалидов,  расходы по переезду на новое  место жительства, связанное с  повышением квалификации, командировочные,  благотворительные взносы и др. Указанные вычеты могут производиться  в размере не более 50% с откорректированного  валового дохода, а оставшиеся 25% могут быть вычтены из доходов  в течение 5 лет.

Информация о работе Налоговая политика государств с рыночной экономикой на современном этапе