Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:42, курсовая работа
Целями данной курсовой работы являются:
1. Изучение налоговой политики Российской Федерации, её становления, развития и совершенствования.
2. Рассмотрение основных проблем российской налоговой системы.
3. Рассмотрение эффективности налоговой политики в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1.НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
1.2.ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
1.3. УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ
1.4. НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ И НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ И ПО Г. СТАВРОПОЛЮ.
2.1. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
2.2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ПО Г. СТАВРОПОЛЮ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Курсовая работа по дисциплине «Налоги и налогообложение»
на тему:
«Налоговая политика государства»
Ставрополь 2008
Содержание
Переход России к рынку актуализировал проблему взаимоотношений государства и экономики. Социально-экономические проблемы переходного периода обусловили необходимость усиления роли государства в российской экономике. Одним из основных рычагов государственного регулирования экономических процессов из всего комплекса финансовых инструментов является налоговая политика.
Налоговая политика - многоаспектная категория, непосредственно связанная с взаимоотношениями государства и каждого человека, государства и предприятий, различных организаций друг с другом, межгосударственными отношениями.
В доперестроечной России создавалась иллюзия, что налоговая система играет чисто прикладную роль: с её помощью государство аккумулирует финансовые ресурсы, необходимые для реализации его функций. В этой связи налоговая политика как экономическая категория фактически отсутствовала. Так, в финансово-кредитном словаре отмечалось, что «налоговая политика – это система мероприятий, проводимых государством в области налогов».
В действительности понятие налоговой
политики выходит за рамки мероприятий
в области налогов. Проводя налоговую
политику, государство активно
Целями данной курсовой работы являются:
1. Изучение налоговой политики Российской Федерации, её становления, развития и совершенствования.
2. Рассмотрение основных проблем российской налоговой системы.
3. Рассмотрение эффективности
Как будет рассмотрено ниже, налоговая политика государства является отражением проводимой экономической политики. При этом имеет она относительно самостоятельное значение, поскольку от результатов проводимой налоговой политики государства в значительной степени зависит и то, какие изменения вынужденно вносить государство в свою экономическую политику.
Некоторые современные ученые сводят налоговую политику к законодательным актам, упуская из виду её экономическую роль. В частности, Т.Ф. Юткина отмечает, что «налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов».1
Более широкую трактовку налоговой политики, исходя из сущности налогов, их места и роли (не только фискальной, но и экономической) в обществе, дает В.Г. Князев: «Налоговая политика – это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране».2
Реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков.3
При проведении налоговой политики государство должно преследовать следующие цели:
Выделяют, как правило, три типа налоговой политики государства.
Первый тип – политика максимальных
налогов, характеризуется принципом
«взять все, что возможно». При этом
государству уготована «
Второй тип – политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, но снижает объем социальных гарантий.
Третий тип – налоговая
При развитой экономике все типы налоговой политики успешно сочетаются. В РФ с начала экономических реформ (1992 г.) стал реализовываться первый тип налоговой политики. Однако экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего произошло падение темпов роста производства в отраслях экономики, увеличился масштаб уклонения от уплаты налогов, рост задолженности и взаимные неплатежи субъектов предпринимательства.
В целях преодоления негативных
последствий воздействия
Принятие и введение в действие
НК РФ позволили существенным образом
систематизировать
Если для законодательства начала
1990-х гг. было характерно практически
полное отсутствие регламентации налоговых
органов, их взаимоотношений с
НК РФ упорядочивает систему ответственности за нарушение налогового законодательства, дифференцирует её в зависимости от степени вины налогоплательщика, уменьшает ранее действовавшие чрезмерно жесткие нормы ответственности. Кодексом установлены более четкие и конкретные формулировки состава налоговых правонарушений.
Целью изменений налоговой системы, предусмотренных НК РФ, является построение стабильной налоговой системы на территории РФ. Она должна стать рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействовать развитию предпринимательства, наращиванию национального богатства России и благосостояния её граждан.
С принятием и введением в действие НК РФ в России начался новый этап налоговой реформы. НК РФ устанавливает принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения и отмены федеральных, региональных и местных налогов, а также других обязательных платежей. Полномочия всех уровней власти и местного самоуправления по установлению, изменению или отмене налогов и сборов реализуются в пределах установленного перечня и в соответствии с общими принципами налогообложения.
В специальном налоговом послании Президента РФ, направленном 23 мая 2000 г. в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, были изложены основные направления налоговой реформы на ближайшую перспективу. В частности, в нем предлагались:
На первом этапе налоговой реформы (2000-2001 гг.) были отменены налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налог на реализацию ГСМ, целевые сборы на содержание милиции и благоустройство территорий. Для обеспечения социальной справедливости налогообложения предполагалось введение единой ставки налога на доходы физических лиц, существенно увеличив не облагаемый налогом минимум дохода.
На втором этапе (2002 – 2003 гг.) в целях
обеспечения нейтральности
Реформирована система налогообложения
природных ресурсов, в частности
введен налог на добычу полезных ископаемых
(гл.26 НК РФ) взамен регулярных платежей
за добычу полезных ископаемых, отчислений
на воспроизводство минерально-
Характерной особенностью НК РФ является введение специальных налоговых режимов (с освобождением от уплаты большинства предусмотренных НК РФ налогов). Так, специальный режим налогообложения предусмотрен для сельскохозяйственных товаропроизводителей (гл. 26.1 НК РФ), а также для субъектов малого предпринимательства (гл. 26.2, 26.3 НК РФ). С 2004 г. отменен налог с продаж.
Следует отметить незавершенность
и недостаточную продуманность
правительственной налоговой
Методика исчисления и уплаты отдельных налогов (НДС, акцизы, ЕСН) не только не упрощается, но и продолжает усложняться. Так, изменения в законодательстве по ЕСН, вступившие в силу с 1 января 2002 г., вызвали большое количество организационных и методологических проблем в организациях, имеющих обособленные подразделения, решить которые можно лишь при тщательном планировании всех последствий предпринимаемых шагов по централизации уплаты ЕСН.
Взвешенная налоговая политика должна проводиться с учетом финансовых интересов не только государства, но и налогоплательщиков. Кроме того, налоговая политика должна быть целиком подчинена общепринятым принципам налогообложения.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговую политику можно подразделить на налоговую стратегию и налоговую тактику. Налоговая стратегия определяет долговременный курс государства в области налогов и предусматривает решение крупномасштабных задач. Налоговая тактика предусматривает решение задач конкретного периода развития путем внесения оперативных, своевременных изменений и дополнений в налоговую систему.
Стратегические направления
Тактические задачи налоговой политики решаются совместно с: