Налоговая политика России и ее особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
Важным моментом видится рассмотрение налоговых аспектов экономического роста в России с точки зрения как традиционных, так и нетрадиционных подходов. Особую остроту сегодня приобрела проблема собираемости налогов и уклонения от них, поэтому особое место в данной работе будет отведено проблемам развития налоговой реформы и их взаимосвязи с налоговой политикой.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы формирования налоговой политики государства
1.1 Понятия, инструменты и типы налоговой политики
1.2 Система органов государственной власти, осуществляющих
реализацию налоговой политики
1.3 Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики
2. Особенности налоговой политики
2.1 Налоговое планирование
2.2 Налоговая реформа
3. Основные направления налоговой политики на перспективу
3.1 Совершенствования системы налогообложения
3.2 Налоговая политика и экономическое развитие России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсач налоговая политика рф.docx

— 84.63 Кб (Скачать файл)

В отличие от полного налогового освобождения частичное налоговое  освобождение представляет собой систему  налоговых льгот для определенной части предпринимательского дохода, что обеспечивает избирательность  и гибкость применяемых форм государственного регулирования экономики. В частности, в этом случае используются такие  экономические, финансовые и налоговые  рычаги, как ускоренная амортизация, уменьшенная по времени против общих правил, или дифференцированная налоговая ставка, отсрочка и рассрочка уплаты налога, создание свободных от налогообложения различных резервных, инвестиционных и иных фондов и другие конкретные виды налоговых льгот и преференций.

Достижение цели формирования необходимых финансовых ресурсов для  органов власти всех уровней обеспечивается путем установления в общегосударственном  законодательстве системы федеральных, региональных и местных налогов. Широкое применение во многих экономически развитых странах получила практика предоставления права регионам и муниципалитетам устанавливать надбавки к общефедеральным налогам.

Важным элементом налогового механизма являются налоговые санкции. Они, с одной стороны, являются инструментом в руках государства, нацеленным на обеспечение безусловного выполнения налогоплательщиком налоговых обязательств. е другой стороны, налоговые санкции нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, они непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования. Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов.

Формирование налоговой базы также является серьезным инструментом налоговой политики государства, поскольку от этого зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства, инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.

Система налогообложения  большинства стран предусматривает, в частности, различные виды формирования налоговой базы, связанной с амортизационными отчислениями. В основном на практике используют нормативную, пропорциональную и ускоренную амортизацию. Разрешение осуществлять ускоренную амортизацию, т. е. списывать стоимость основного капитала не в соответствующих физическому износу нормах, а в увеличенном размере, приводит к искусственному завышению издержек производства и, соответственно, к снижению отражаемой на счетах прибыли, а значит, и налоговых выплат. Вместе с тем этот вид амортизации способствует созданию условий для роста инвестиционной активности. 3аконодательством отдельных стран разрешена, кроме того, списывать на амортизацию половину стоимости нового оборудования. Во многих странах осуществлен переход к использованию неравномерного метода амортизационных списаний: в первый год-два списывается наибольшая часть стоимости, а по отдельным видам оборудования производится единовременное списание стоимости в начале срока службы.

Безусловно, изменения в  налоговой политике в значительной степени отражают те перемены, которые происходят в экономике, политике и идеологии государства.

Налоговая политика государства  имеет все же относительно самостоятельное  значение. Кроме того, от результатов  проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику.

1.2  Система органов государственной власти, осуществляющих  

реализацию налоговой  политики

Налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные  соответствующей компетенцией, ФНС, Органом непосредственно  ответственным  за  проведение  единой налоговой политики на территории Российской Федерации является  Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление — Министерство РФ по  налогам и сборам.

Налоговые органы РФ являются постоянно действующим контрольно-проверочным  государственным органом исполнительной власти, созданным и наделенным определенными  полномочиями для решения государственных  задач в сфере налогообложения. 

Налоговые органы РФ – единая система государственных учреждений, однородных по своим задачам, связанных  между собой вертикальной системой властиподчинения, организационно объединенных в единое целое, осуществляющих действия контрольного характера относительно соблюдения всей совокупности законодательства о налогах и сборах и иных налоговых  норм, а в предусмотренных законом  случаях являющиеся и агентами валютного  контроля.

Налоговые органы РФ – единая централизованная система контроля:

•     за соблюдением налогового законодательства РФ;

•  правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствую6ий бюджет налогов и других обязательных платежей;

• правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствую6ий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных  законодательством РФ;

•  за соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.         

 Правовая основа деятельности  налоговых органов.        

 В настоящее время  правовое регулирования деятельности  налоговых органов РФ непосредственно  осуществляется:

• статьями гл.5 НК [7, гл. 5];

• статьями Закона РФ «О налоговых  органах Российской Федерации» [1]

Закон РФ «О налоговых органах  Российской Федерации» (далее - Закон  о налоговых органах) является институциональным законодательным актом, определяющим право вой статус системы государственных налоговых органов РФ.

Помимо Закона о налоговых  органах на территории Российской Федерации  действует еще ряд нормативно-правовых актов разной юридической силы, которые тем или иным образом связаны с налоговыми органами.

В организационном плане  система налоговых органов представлена уполномоченным по контролю и надзору  в области налогов и сборов федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

.        За последние 15 лет название уполномоченного федерального органа исполнительной власти, возглавляющего систему налоговых органов, неоднократно изменялось. На разных этапах эту роль выполняли:

• Государственная налоговая  служба Российской Федерации (ГНС России) (с  1991 по 1998 г.);

• Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (с 1999 по 2004 г.); 

•Федеральная налоговая  служба (ФНС России) (с осени 2004 г. - по настоящее время).

Задачи налоговых органов. Главными задачами налоговых органов являются:

•   контроль за соблюдением налогового законодательства;

• контроль за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ;

• валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством  РФ о валютном регулировании и  валютном контроле и Законом о налоговых органах Российской Федерации.

В структуре налоговых  органов можно выделить четыре уровня (федеральный, федерально-окружной, региональный и местный), соответствующих уровням  государственного управления и административно-территориальному делению Российской Федерации.

Вышестоящим налоговым органам  дается право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции, Федеральным законам и иным нормативным правовым актам.

Правовой статус ФНС России дополнительно разъяснен в утвержденном постановлением Правительства РФ [2].

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору:

• за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

• правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

• правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

• производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

• соблюдением валютного  законодательства Российской Федерации  в пределах компетенции налоговых  органов.

ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

• государственную регистрацию  юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, .

• представление в делах  о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации  по денежным обязательствам.

Свои функции и полномочия ФНС РФ осуществляет непосредственно  и через свои территориальные  органы.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра финансов.

Специализированные межрегиональные  инспекции ФНС России создаются  в целях осуществления налогового контроля за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию  на федеральном уровне. Специализированные межрегиональные инспекции ФНС  России подчиняются непосредственно  ФНС России. Межрегиональные инспекции ФНС России создаются по отраслевому принципу. Каждая такая инспекция осуществляет налоговое администрирование -крупнейших налогоплательщиков только в одной из отраслей хозяйственной деятельности.

Межрегиональная инспекция  ФНС РФ па федеральному округу создана для:

• осуществления взаимодействия ФНС России с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе по вопросам, отнесенным к ее компетенции;

• проверки эффективности  работы управлений ФНС России по субъектам  Рф по обеспечению полного, своевременного, правильного исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды;

• осуществления в пределах своей компетенции финансового контроля за деятельностью территориальных налоговых органов, федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, находящихся в ведении ФНС России, на территории соответствующего субъекта РФ, входящего в федеральный округ. 

Управления ФНС России по субъектам РФ представляют собой элемент системы налоговых органов регионального уровня. Первоочередными задачами УФНС России являются организационно-методическое обеспечение налогового контроля, руководство нижестоящими налоговыми органами, координация их деятельности, а также обобщение и анализ результатов деятельности нижестоящих налоговых органов. Про верки налогоплательщиков про водятся УФНС России преимущественно в порядке контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов, а налоговое администрирование в полном объеме осуществляется только в отношении крупнейших налогоплательщиков и только в том случае, если для этих целей не создаются специализированные межрайонные инспекции ФНС России.

Специализированные межрайонные  инспекции ФНС России (ИФНС) создаются, как правило, в целях осуществления  налогового контроля за крупнейшими  налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне. Специализированные межрайонные ИФНС России подчиняются непосредственно УФНС России по субъекту РФ и ФНС России.

Инспекция контролирует крупнейших налогоплательщиков:

• осуществляющих деятельность на территории данного субъекта РФ;

• имеющих на территории данного субъекта РФ обособленные подразделения, а также недвижимое имущество и транспортные средства, подлежащие налогообложению.

Территориальная инспекция  ФНС России является основным структурным элементом системы налоговых органов РФ. Основными задачами территориальных налоговых инспекций служат:

• осуществление налогового контроля (контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов, сборов и иных обязательных платежей);

• осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле;

• организация и осуществление  иного контроля, отнесенного федеральным законодательством к компетенции налоговых органов.

Территориальные налоговые  инспекции создаются по одному муниципальному образованию (району, району в городе, городу без районного деления) или  нескольким муниципальным образованиям (ИФНС России межрайонного уровня).

Для решения поставленных задач налоговые органы и их должностные  лица вправе:

• вызывать на основании  письменного уведомления в налоговые  органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений;

• требовать и получать от налогоплательщика или налогового агента:        

 • документы, служащие  основаниями для исчисления и  уплаты (удержания и перечисления) налогов;

• пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

• требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов;

• привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

• вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие  значение для про ведения налогового контроля;

Информация о работе Налоговая политика России и ее особенности