Налоговая политика России и ее особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
Важным моментом видится рассмотрение налоговых аспектов экономического роста в России с точки зрения как традиционных, так и нетрадиционных подходов. Особую остроту сегодня приобрела проблема собираемости налогов и уклонения от них, поэтому особое место в данной работе будет отведено проблемам развития налоговой реформы и их взаимосвязи с налоговой политикой.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы формирования налоговой политики государства
1.1 Понятия, инструменты и типы налоговой политики
1.2 Система органов государственной власти, осуществляющих
реализацию налоговой политики
1.3 Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики
2. Особенности налоговой политики
2.1 Налоговое планирование
2.2 Налоговая реформа
3. Основные направления налоговой политики на перспективу
3.1 Совершенствования системы налогообложения
3.2 Налоговая политика и экономическое развитие России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсач налоговая политика рф.docx

— 84.63 Кб (Скачать файл)

налоговое законодательство противоречиво и запутанно;

• абсолютно не соблюдается  принцип справедливости при распределении  налогового бремени;

• в недостаточной мере используется стимулирующая функция  налогов в целях поощрения  развития производства;

• механизм исчисления и  взимания некоторых видов налогов  крайне сложен, что создает массу  возможностей для сокрытия доходов  от налогообложения;

•  искажение экономических приоритетов в виде преувеличенного внимания к льготам;

•  действующее законодательство содержит множество "белых пятен" , что затрудняет возможность эффективного применения налоговой политики;

• существует нерациональная максимизация прав и полномочий местных  органов власти в области нормотворчества;

• наблюдается низкий уровень  правовой информированности налогоплательщиков.

Жизнь показала несостоятельность  сделанного упора на чисто фискальную функцию; обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым  налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую  массу. В то же время, несмотря на сильный  налоговый пресс, система не обеспечивает в полной мере потребности в средствах  на финансирование даже первоочередных расходов.

В целом, ситуацию в стране можно охарактеризовать как критическую. Обычные меры бюджетной политики на этой стадии уже не могут дать результата, а возможности внешнего заимствования практически отсутствуют. Сегодня уже ни у кого не возникает  сомнений что далее такое положение  нетерпимо и перемены в налоговой  системе неизбежны. Различия существуют лишь в том, что предлагается менять в налоговой системе, в какой  последовательности и в какие  сроки.

Несмотря на все многообразие существующих мнений, можно выделить два основных подхода к этой проблеме. Первый - идти путем постепенного устранения имеющихся недостатков, решения  тактических задач в отдельных  областях, совершенствуя налоговую  политику, налоговую технику и  налоговое право (позволю определить этот путь как "эволюционный"). Полагается, что сложившаяся в настоящее  время налоговая система, как  совокупность существующих налогов, механизмов их исчисления и методов контроля за взиманием, в принципе себя оправдывает: действующие ныне основные налоги обеспечивают формирование большей части доходов  бюджетов всех уровней. Мировой опыт свидетельствует об устойчивости и  надежности такой совокупности налогов, а резкие изменения в структуре  налоговой системы лишь породят  неуверенность экономических агентов  в своем будущем и чреваты  дестабилизацией общей экономической  ситуации.

Таким образом, было бы экономически и политически неоправданным  как сегодня, так и в ближайшее  время коренным образом реформировать  налоговую систему . Очевидно, что  стабильность налоговой системы  является одним из важных условий  нормального функционирования рыночного  хозяйства. Во-вторых, резкое реформирование налоговой системы может привести к потерям бюджета в период адаптации к внесенным изменениям - государство не располагает "страховым  резервом" финансовых ресурсов, чтобы  пойти на это. И в третьих, обеспечение  стимулирующей роли налогов в  рациональном использовании ресурсов, производстве необходимой продукции, активизации инвестиционных процессов, развитию отечественного бизнеса и, в конечном счете, повышению уровня поступлений налогов, возможны и  в рамках действующей налоговой  системы, которая далеко себя не исчерпала.

Однако на этот счет существует и другое мнение. Прежде всего следует  отметить, что существующая налоговая  система противопоставлена реальному  сектору экономики, не способствует росту экономического потенциала и  стабилизации социальных отношений, не выполняет возложенные на нее  функции, не обеспечивает в полной мере потребности государства в средствах  на финансирование полной социальной защиты населения, первоочередных программ, связанных со структурной перестройкой производства. И это не удивительно, ведь действующая с 1992 года налоговая  система сформировалась в процессе перехода к принципиально новым  социально-экономическим отношениям, в условиях экономического кризиса, сочетающего спад производства и  инфляцию.  Обеспечение бесперебойной реализации социальных и экономических программ определили минимальные сроки разработки новой налоговой системы. По мнению большинства специалистов, она недопустимо жестка по числу и "качеству" налогов и слишком сложна для налогоплательщика. В то же время, несмотря на свою жесткость для товаропроизводителей, она допускает и сверхдоходы и сильную имущественную дифференциацию.

Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения  в лучшем случае касаются отдельных  элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставления льгот и привилегий, объектов обложения, усиления или замены одних налогов  на другие). Однако в сегодняшних  условиях необходима принципиально  иная налоговая система (назовем  ее "альтернативная"), соответствующая  нынешней фазе переходного к рыночным отношениях периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему  можно развернуть только на серьезной  теоретической основе. При этом следует  отметить, что пока не будет выработано авторитетной целостной концепции  реформирования налогообложения и  его правовой формы, результаты любых  изысканий в этой сфере останутся  не более чем точкой зрения отдельных  коллективов и специалистов. Налоговая  система должна быть адаптирована к  новым общественным отношениям и  соответствовать мировому опыту  с учетом приднестровской специфики[№9, 115].

Но даже в случае выбора "эволюционного" пути развития реформы, чтобы выйти из кризиса и перевести  экономику в стадию стабильного  развития, необходимы более радикальные  меры, нужна действенная и в  то же время гибкая налоговая политика.    Налоговая реформа должна состоять не в косметическом ретушировании действующих законодательных положений, она должна быть направлена на коренные изменения взаимоотношений государства и налогоплательщиков, на преодоление действующих стереотипов. В ее основе лежит глубокая трансформация нашего общества, преобразование отношений собственности и покоящейся на них социально-экономической структуры в направлении рыночного хозяйства. Переходный характер современного периода составляет ее главную специфику. Обязательно, реформа должна быть комплексной: все предусмотренные в ней механизмы должны запускаться одновременно и в полном объеме.

Причины необходимости реформ

1. Политические. К политическим  следует отнести следующие: принятие  новой Конституции, большая самостоятельность  региональных и местных властей  и связанной с этим перераспределение  доходов и расходов между бюджетами  разного уровня, необходимость демократический  преобразований в том числе  и во взаимоотношениях между  государством и налогоплательщиками.

2. Экономические. Дальнейшее  развитие рыночных отношений,  появление финансового, фондового,  рынка, рынка страховых услуг,  нарастание процесса интегрирования  российской экономики в мировую.

3. Правовые. Появление новых  правовых институтов, изменение  правовых отношений, избыток и  частое несоответствие "налоговых"  и "неналоговых" законов  и подзаконных актов, отсутствие  единой законодательной и нормативной  базы налогообложения, многочисленность налоговых документов, нерешенность многих вопросов в налоговом законодательстве, создающая возможности легального и нелегального ухода от налогообложения, практически полное отсутствие механизмов и процедур и, как следствие, отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений, чрезмерно жесткий подход к наказаниям за налоговые правонарушения при отсутстствии четкого определения состава этих нарушений и т. д. Сущность реформ. Несмотря на очевидную необходимость реформирования налоговой  системы ее кардинальная ломка привела бы к негативным  последствиям, В настоящее бремя налоговая система России уже  содержит целый ряд налогов апробированных мировой практикой и  рекомендованных мировым сообществом в качестве наиболее приемлемых форм перераспределения средств общества в условиях рыночной конкуренции. Очевидно, налоговые реформы  будут проводиться исходя из того, что существующая система совокупности налогов, механизмов их исчисления и методов контроля не должна принципиально измениться.

 

3 Основные направления  налоговой политики на перспективу  

 

3.1 Основные направления совершенствования налоговой

системы. 

 

В основе формирования налоговой  политики любого государства лежат  две взаимоувязанные методологические посылки: использование налоговых  платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней, что является решением фискальных задач  государства, и использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической  деятельности. Разумный паритет функций  налогообложения и определяет эффективность  всей налоговой политики в целом. Налоговая система, как область  приложения действия налоговой политики, является своеобразным индикатором  принимаемых решений.

В то же время налоговой  политикой, как таковой, сегодня, похоже, никто не занимается. Так, Минфин и  Правительство заняты ее фискальной стороной, законодательные органы, принимая налоговые законы, также  не требуют анализа их воздействия  на экономическую жизнь, налоговое  ведомство практически отстранено от участия в этом процессе. Как  свидетельствуют данные о ходе согласований основных параметров проекта бюджета  налогово-бюджетная политика не только не была четкой, она осуществлялась бессистемно и при отсутствии стратегической концепции экономического развития государства. Налоговая политика формируется непродуманно, стихийно, в результате чего ее отдельные меры не только вступают в противоречие с проводимой (или провозглашаемой) экономической политикой, но и между  собой[10, 56]. Налоговая система носит  ярко выраженный фискальный характер. Более того:

•налоговое законодательство противоречиво и запутанно;

• абсолютно не соблюдается  принцип справедливости при распределении  налогового бремени;

• в недостаточной мере используется стимулирующая функция  налогов в целях поощрения  развития производства;

• механизм исчисления и  взимания некоторых видов налогов  крайне сложен, что создает массу  возможностей для сокрытия доходов  от налогообложения;

• искажение экономических  приоритетов в виде преувеличенного  внимания к льготам;

• действующее законодательство содержит множество "белых пятен" , что затрудняет возможность эффективного применения налоговой политики;

• существует нерациональная максимизация прав и полномочий местных  органов власти в области нормотворчества;

• наблюдается низкий уровень  правовой информированности         налогоплательщиков.  

Начиная с 2009 года предлагается установить единую ставку НДС в размере 15 процентов  с  одновременной отменой действующей ныне льготной ставки для некоторых товаров и услуг (при условии сохранения благоприятной финансовой ситуации, в частности, высоких мировых цен на энергоносители).

Установление единой ставки НДС будет способствовать созданию для всех субъектов предпринимательской  деятельности равного налогового режима, создающего  одинаковые конкурентные условия хозяйственной деятельности, что является одной из целей налоговой политики. Кроме этого, данная мера наряду со снижением налогового бремени в отношении основной массы налогоплательщиков позволит, помимо прочего, облегчить  администрирование этого налога как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков. Опыт государств, отказавшихся от пониженных ставок (включая Украину и Казахстан), подтверждает эффективность этой меры.

Учитывая, что масштабы уклонения  от  уплаты НДС остаются высокими, в 2007-2008 гг. должны быть введены механизмы, обеспечивающие улучшение  администрирования этого налога.  

 Одновременно с введением  пониженной для основной массы налогоплательщиков ставки НДС должна быть  произведена ревизия существующих налоговых льгот по этому налогу и перечня операций, облагаемых по ставке 0 процентов, по результатам которой некоторые из них должны быть отменены.

В 2007-2008 гг. с учетом накопленного опыта, а также опыта зарубежных стран следует продолжить реформирование системы акцизного налогообложения.  

В частности, в отношении  акцизов на нефтепродукты представляется целесообразным начиная с 2007 г. отказаться от существующей ныне «зачетной» системы  уплаты акцизов, в соответствии с  которой объектом налогообложения  является приобретение бензина налогоплательщиками, имеющими свидетельство на осуществление  операций с нефтепродуктами и  вернуться к действовавшему ранее  порядку  уплаты таких акцизов предприятиями-производителями нефтепродуктов (с  сохранением этой  системы в отношении прямогонного бензина). Это позволит заметно облегчить администрирование уплаты акцизов на нефтепродукты. При этом,  должно быть сохранено сложившееся распределение сумм акцизов по территории Российской Федерации применительно к нормативам, установленным в бюджетном законодательстве.

В ближайшие годы должна быть пересмотрена система ставок акциза на нефтепродукты, имея в виду установление более низкой  налоговой ставки на высококачественный  бензин и более высокой  ставки на бензин низкого качества. Это станет стимулом для расширения объемов производства высококачественного отечественного бензина. Однако  для реализации этой меры необходимо установить четкие критерии (стандарты)  качества бензина, применительно к которым и могла бы быть установлена дифференциация  ставок акциза на нефтепродукты. В связи с отсутствием в настоящее время таких критериев реально введение указанной выше дифференциации возможно не ранее 2008 гг.

Информация о работе Налоговая политика России и ее особенности