Налоговая политика в Республике Беларусь на современном этапе и возможные направления её совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является нахождение возможных путей совершенствования налоговой политики в Республике Беларусь. Для решения поставленной цели предусматривается решить следующие задачи: раскрыть само понятия налоговой политики, показать на примере зарубежных стран практику проведения налоговой политики, выявить существующие недостатки в данном вопросе в Республике Беларусь, отразить различные взгляды на реформы в области налогового законодательства.
Это предполагается сделать на основе изучения, как теоретических разработок, так и существующей практики. При этом автор попытается рассмотреть взгляды, которые значительно различаются, а в чём-то и противоположны, для того, чтобы более полно увидеть проблемные моменты.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Понятие налоговой политики и её теоретические основы…………..5
Мировой опыт в осуществлении налоговой политики………………15
2.1.Германия…………………………………………………………….15
2.2.США…………………………………………………………………18
Налоговая политика в Республике Беларусь на современном этапе и возможные направления её совершенствования..……………………24
Заключение………………………………………………..……………33
Приложения…………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………………37

Файлы: 1 файл

осн. часть.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

                                                         СОДЕРЖАНИЕ

         Введение…………………………………………………………………3

  1. Понятие налоговой политики и её теоретические основы…………..5
  2. Мировой опыт в осуществлении налоговой политики………………15

2.1.Германия…………………………………………………………….15

2.2.США…………………………………………………………………18

  1. Налоговая политика в Республике Беларусь на современном этапе и возможные направления её совершенствования..……………………24

Заключение………………………………………………..……………33

Приложения…………………………………………………………….35

Список использованных источников…………………………………37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      ВВЕДЕНИЕ

Каждое государство  проходит на своём пути времена, как подъёма, так и упадка. И очень важно прейти к стадии подъёма, максимально смягчив и сократив стадию упадка. Государство - это колоссальное количество механизмов, и от того, как ими будут управлять, зависит, если не всё то многое.

         И поэтому, безусловно, предельно важно проводить правильную политику, особенно в области экономики.

Республика Беларусь находиться на очень важном и в то же время очень сложном этапе развития. Очень важно в настоящий момент взять правильное направление развития национальной экономики. И так как налоговая политика является далеко не маловажной составляющей государственной политики, а во многом и основополагающей для государства, то именно эта отрасль государственной политики стала объектом изучения в данной работе. Ведь изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство может в известных пределах стимулировать или сдерживать экономическое развитие.

Целью данной работы является нахождение возможных путей совершенствования налоговой политики в Республике Беларусь. Для решения поставленной цели предусматривается решить следующие задачи: раскрыть само понятия налоговой политики, показать на примере зарубежных стран практику проведения налоговой политики, выявить существующие недостатки в данном вопросе в Республике Беларусь, отразить различные взгляды на реформы в области налогового законодательства.

Это предполагается сделать на основе изучения, как теоретических разработок, так и существующей практики. При этом автор попытается рассмотреть взгляды, которые значительно различаются, а в чём-то и противоположны, для того, чтобы более полно увидеть проблемные моменты.

Для этого в работе используются материалы как отечественных, так и зарубежных учёных. Довольно глубоко этот вопрос характеризует Н.Е.Заец в своей книге «Теория налогов», где он отражает основные существующие понятия касаемо налоговой политики, а так же взаимосвязь налогов и экономики. К вопросу о налоговой политике обращается и Д.Г.Черник в книге «Налоги и налогообложение», где автор акцентирует своё внимание на историческом аспекте данного вопроса, а так же обращается к практике проведения налоговой политике в зарубежных странах. Вопрос о налоговой политике глубоко изучен в литературе, но, тем не менее, остаётся масса вопросов неоднозначного характера, и ввиду большого значения этой тематики налоговая политика исследуется в периодической литературе. В данной работе представлены публикации А.В.Неверова и И.П.Деревяго «Налоговая политика как средство реализации стратегии устойчивого развития», опубликованная в Белорусском Экономическом Журнале, А.В.Шевчук «Инструменты налогового регулирования» представленная в журнале «Главный бухгалтер» и некоторые другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие налоговой политики и её теоретические основы

 

Государство влияет на различные  стороны деятельности страны через  внутреннюю и внешнюю политику –  социальную и культурную, оборотную и природоохранную, финансовую и техническую. Центральным звеном в этой перечне является финансовая политика, поскольку благодаря финансовым ресурсам обеспечивается развитие всех других отраслей.

Налоговая политика, а  так же бюджетно-финансовая и денежно-кредитная является неотъемлемой частью финансовой политики. И главное назначение налоговой политики вытекает из сущности и функций налогов и состоит в изъятии государством части совокупного общественного продукта на общегосударственные нужды. И представляет она собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

В экономической литературе нередко понятие налоговой политики рассматривается однобоко, сугубо с фискальной стороны. Например, Финансово-кредитный словарь (под редакцией В.Ф. Гарбузова,1986) определяет налоговую политику как систему мероприятий, проводимых государством в области налогов; составную часть финансовой политики государства. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества [1].

Такое негативное отношение  к налогам и явная недооценка их роли характерно для периода господства жёсткой административной системы управления.

Более обоснованно рассмотрение налоговой политики государства в широком смысле, с позиций экономической политики государства, как это сделано в Экономической энциклопедии (гл. редактор Л.И. Абалкин,1999г.): «Политика налоговая, часть экономической политики государства, реализуемая с помощью изменения налоговой базы, ставок, льгот и скидок». Однако и это определение, по мнению автора не отражает в достаточной мере сущность понятия налоговой политики. Отдельные авторы пытаются свести налоговую политику к законодательным актам, упуская из виду экономическую роль налогов. Например, Т.Ф.Юткиной («Налоги и налогообложение»,1998г.) отмечается, что «налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов» [1].

Наиболее полно, по мнению автора, дано определение в книге Д.Г.Черника «Налоги и налогообложение»(2001г.): «Налоговая политика – это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающее экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учётом социально-экономической ситуации в стране».

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения НД в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

На выбор конкретного  варианта решения в области налоговой  политики влияют общая экономическая ситуация в стране,  характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровнем инфляции; кредитно-денежной политикой государства; соответствием между сферой производства,  находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором, инвестиционной политикой и другими факторами. Формирование налоговой политики  и создание   налоговой системы происходит одновременно с развитием параллельных блоков реформы - изменениями в системе собственности,  ценообразования,  реформированием банковской сферы,  денежно-кредитной политики и т.п. Именно поэтому исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения.

Можно выделить три типа налоговой политики.

Первый тип - политика максимальных налогов, характеризующаяся  принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%[2].

Второй тип - политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая  ему благоприятный налоговый  климат. Предприниматель максимально  выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению  социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются[2].

Третий тип - налоговая  политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при  значительной социальной защите. Налоговые  доходы направляются на увеличение различных  социальных фондов[2].

При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются[2].

Так же в научной литературе налоговая политика разделяется  на дискреционную и недискреционную.

Первый тип налоговой  политики приводиться в жизнь  правительством, и представляет собой манипулирование налоговыми ставками и самой структурой налогообложения. Она используется для поддержания равновесного состояния экономики. Поэтому её часто называют стабилизационной политикой. Она может применяться в периоды спада общественного производства, при значительном уровне безработицы, в этом случае она будет носить стимулирующий характер. А в периоды производственного подъёма, с целью преодоления инфляции, вызванной избыточным спросом, применяется сдерживающая политика.

Недискреционная налоговая политика не зависит от решений правительства и действует автоматически. Это возможно благодаря действию «встроенных стабилизаторов» - механизмам саморегулирования.

     Научный подход к выработке налоговой политике предполагает ее   соответствие   закономерностям  общественного  развития, постоянный учет выводов финансовой  теории, специфических особенностей конкретных исторических условий, мировой опыт и других факторов. Нарушение этого важнейшего требования  приводит  к  большим потерям в народном хозяйстве. С эволюцией различных направлений экономической мысли происходила эволюция и налоговой теории. В зависимости от конкретной научной концепции государство строило свою налоговую политику.

В теории и  практике  налогового  регулирования  развитых стран Запада  налоговая политика в послевоенные годы строилась в соответствии с кейнсианской  концепцией  функциональных  финансов. Согласно  этой концепции величина расходов и норма налогообложения подчинены потребностям регулирования совокупного общественного спроса,  который должен удерживаться на уровне, обеспечивающем полное использование трудовых ресурсов и капитала при сохранении стабильности цен (при этом бюджетное равновесие приносится в жертву равновесию экономическому). Кейнс считал, что «если налоговая политика преднамеренно используется в качестве орудия для достижения более справедливого распределение доходов, то её влияние на увеличение склонности к потреблению будет, конечно, ещё больше »1.

Позднее экономическое  учение Кейнса развили его последователи в рамках неокейнсианского направления. Согласно их воззрениям налоговая политика призвана обеспечить устойчивый экономический рост, способствовать устранению диспропорций воспроизводства, прежде всего за счёт регулирования налоговых ставок.

Представили классической школы во главе с А.Смитом считали основополагающими принципами налогообложения всеобщность, равномерность, удешевление издержек взимания налогов, взимание их в наибо-

_______________

 Кейнс Дж. М. Общая  теория занятости, процента и  денег. – М.: Издательство иностранной литературы, 1948, с.88

лее удобное время  для налогоплательщиков.

Начиная же с 80-х годов, в связи со снижением доли государственного сектора в экономике развитых стран и  уменьшением  экономической  роли государства (сокращением его прямого вмешательства в экономику в основном через снижение  государственных  расходов) налоговая  политика  наряду  с  выполнением  регулирующих функций стала средством обеспечения бездефицитности бюджета. В условиях развитой  экономики  эта цель достигается посредством не усиления налогового бремени,  ложащегося на производителей  и физических  лиц,  а расширения налоговой базы и сокращения государственных расходов на фоне широкомасштабного и целенаправленного снижения налогов.

Следует также иметь в виду,  что установление  высокого уровня   налогового  изъятия с целью решения,  прежде  всего фискальных задач и наполнения бюджета не может являться  основой налоговой стратегии на сколько-нибудь продолжительный период.  Использование принципа формирования налогов от доходной части бюджета с целью достижения его бездефицитности неизбежно ведет к установлению  завышенных  норм  налогообложения. При этом игнорируется объективная зависимость между величиной налоговой ставки и ростом  поступлений в бюджет.  Совокупный

уровень  налогообложения  не должен выходить за допустимые пределы, иначе он будет носить угнетающий и запретительный характер. Чрезмерный налоговый пресс провоцирует резкое сокращение базы налогообложения,  поскольку препятствует  созданию  новых предпринимательских  структур  и  обрекает  на  массовые банкротства уже существующие.  В результате продолжается спад производства,  а значит,  резко сокращаются поступления в бюджет, что ставит под сомнение осуществимость антиинфляционной стратегии:  иного выхода,  кроме дополнительной эмиссии денег,  в этих условиях не предвидится.  Таким образом, оптимальный уровень налогового изъятия предполагает такое совокупное бремя на юридических и физических лиц,  при котором налоги не оказывают угнетающего  воздействия на предпринимательскую и инвестиционную деятельность,  а также на жизненный уровень населения, одновременно  обеспечивая в необходимом объеме поступления в бюджет. Бюджетные ограничения должны быть, с одной стороны достаточно жесткими и универсальными, чтобы не допустить поддержки (посредством излишней дифференциации) неконкурентно способных предприятий  и  отраслей,  закрепляющей существующую нерациональную структуру производства.  С другой стороны,  необходимо использовать налоговые методы в качестве рычага,  влияющего на экономическое поведение хозяйственных субъектов и  стимулирующего их производственную и инвестиционную деятельность.

Информация о работе Налоговая политика в Республике Беларусь на современном этапе и возможные направления её совершенствования