Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 22:06, курсовая работа
Целью данной работы является нахождение возможных путей совершенствования налоговой политики в Республике Беларусь. Для решения поставленной цели предусматривается решить следующие задачи: раскрыть само понятия налоговой политики, показать на примере зарубежных стран практику проведения налоговой политики, выявить существующие недостатки в данном вопросе в Республике Беларусь, отразить различные взгляды на реформы в области налогового законодательства.
Это предполагается сделать на основе изучения, как теоретических разработок, так и существующей практики. При этом автор попытается рассмотреть взгляды, которые значительно различаются, а в чём-то и противоположны, для того, чтобы более полно увидеть проблемные моменты.
Введение…………………………………………………………………3
Понятие налоговой политики и её теоретические основы…………..5
Мировой опыт в осуществлении налоговой политики………………15
2.1.Германия…………………………………………………………….15
2.2.США…………………………………………………………………18
Налоговая политика в Республике Беларусь на современном этапе и возможные направления её совершенствования..……………………24
Заключение………………………………………………..……………33
Приложения…………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………………37
Введение…………………………………………………………
2.1.Германия………………………………………………
2.2.США……………………………………………………………
Заключение………………………………………………..
Приложения……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………37
Каждое государство проходит на своём пути времена, как подъёма, так и упадка. И очень важно прейти к стадии подъёма, максимально смягчив и сократив стадию упадка. Государство - это колоссальное количество механизмов, и от того, как ими будут управлять, зависит, если не всё то многое.
И поэтому, безусловно, предельно важно проводить правильную политику, особенно в области экономики.
Республика Беларусь находиться на очень важном и в то же время очень сложном этапе развития. Очень важно в настоящий момент взять правильное направление развития национальной экономики. И так как налоговая политика является далеко не маловажной составляющей государственной политики, а во многом и основополагающей для государства, то именно эта отрасль государственной политики стала объектом изучения в данной работе. Ведь изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство может в известных пределах стимулировать или сдерживать экономическое развитие.
Целью данной работы является нахождение возможных путей совершенствования налоговой политики в Республике Беларусь. Для решения поставленной цели предусматривается решить следующие задачи: раскрыть само понятия налоговой политики, показать на примере зарубежных стран практику проведения налоговой политики, выявить существующие недостатки в данном вопросе в Республике Беларусь, отразить различные взгляды на реформы в области налогового законодательства.
Это предполагается сделать на основе изучения, как теоретических разработок, так и существующей практики. При этом автор попытается рассмотреть взгляды, которые значительно различаются, а в чём-то и противоположны, для того, чтобы более полно увидеть проблемные моменты.
Для этого в работе используются материалы как отечественных, так и зарубежных учёных. Довольно глубоко этот вопрос характеризует Н.Е.Заец в своей книге «Теория налогов», где он отражает основные существующие понятия касаемо налоговой политики, а так же взаимосвязь налогов и экономики. К вопросу о налоговой политике обращается и Д.Г.Черник в книге «Налоги и налогообложение», где автор акцентирует своё внимание на историческом аспекте данного вопроса, а так же обращается к практике проведения налоговой политике в зарубежных странах. Вопрос о налоговой политике глубоко изучен в литературе, но, тем не менее, остаётся масса вопросов неоднозначного характера, и ввиду большого значения этой тематики налоговая политика исследуется в периодической литературе. В данной работе представлены публикации А.В.Неверова и И.П.Деревяго «Налоговая политика как средство реализации стратегии устойчивого развития», опубликованная в Белорусском Экономическом Журнале, А.В.Шевчук «Инструменты налогового регулирования» представленная в журнале «Главный бухгалтер» и некоторые другие.
1.Понятие налоговой политики и её теоретические основы
Государство влияет на различные стороны деятельности страны через внутреннюю и внешнюю политику – социальную и культурную, оборотную и природоохранную, финансовую и техническую. Центральным звеном в этой перечне является финансовая политика, поскольку благодаря финансовым ресурсам обеспечивается развитие всех других отраслей.
Налоговая политика, а так же бюджетно-финансовая и денежно-кредитная является неотъемлемой частью финансовой политики. И главное назначение налоговой политики вытекает из сущности и функций налогов и состоит в изъятии государством части совокупного общественного продукта на общегосударственные нужды. И представляет она собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.
В экономической литературе нередко понятие налоговой политики рассматривается однобоко, сугубо с фискальной стороны. Например, Финансово-кредитный словарь (под редакцией В.Ф. Гарбузова,1986) определяет налоговую политику как систему мероприятий, проводимых государством в области налогов; составную часть финансовой политики государства. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества [1].
Такое негативное отношение к налогам и явная недооценка их роли характерно для периода господства жёсткой административной системы управления.
Более обоснованно рассмотрение налоговой политики государства в широком смысле, с позиций экономической политики государства, как это сделано в Экономической энциклопедии (гл. редактор Л.И. Абалкин,1999г.): «Политика налоговая, часть экономической политики государства, реализуемая с помощью изменения налоговой базы, ставок, льгот и скидок». Однако и это определение, по мнению автора не отражает в достаточной мере сущность понятия налоговой политики. Отдельные авторы пытаются свести налоговую политику к законодательным актам, упуская из виду экономическую роль налогов. Например, Т.Ф.Юткиной («Налоги и налогообложение»,1998г.) отмечается, что «налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов» [1].
Наиболее полно, по мнению автора, дано определение в книге Д.Г.Черника «Налоги и налогообложение»(2001г.): «Налоговая политика – это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающее экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учётом социально-экономической ситуации в стране».
В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения НД в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.
На выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровнем инфляции; кредитно-денежной политикой государства; соответствием между сферой производства, находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором, инвестиционной политикой и другими факторами. Формирование налоговой политики и создание налоговой системы происходит одновременно с развитием параллельных блоков реформы - изменениями в системе собственности, ценообразования, реформированием банковской сферы, денежно-кредитной политики и т.п. Именно поэтому исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения.
Можно выделить три типа налоговой политики.
Первый тип - политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%[2].
Второй тип - политика
разумных налогов. Она способствует
развитию предпринимательства, обеспечивая
ему благоприятный налоговый
климат. Предприниматель максимально
выводится из-под
Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов[2].
При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются[2].
Так же в научной литературе
налоговая политика разделяется
на дискреционную и
Первый тип налоговой политики приводиться в жизнь правительством, и представляет собой манипулирование налоговыми ставками и самой структурой налогообложения. Она используется для поддержания равновесного состояния экономики. Поэтому её часто называют стабилизационной политикой. Она может применяться в периоды спада общественного производства, при значительном уровне безработицы, в этом случае она будет носить стимулирующий характер. А в периоды производственного подъёма, с целью преодоления инфляции, вызванной избыточным спросом, применяется сдерживающая политика.
Недискреционная налоговая политика не зависит от решений правительства и действует автоматически. Это возможно благодаря действию «встроенных стабилизаторов» - механизмам саморегулирования.
Научный подход к выработке налоговой политике предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории, специфических особенностей конкретных исторических условий, мировой опыт и других факторов. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве. С эволюцией различных направлений экономической мысли происходила эволюция и налоговой теории. В зависимости от конкретной научной концепции государство строило свою налоговую политику.
В теории и практике налогового регулирования развитых стран Запада налоговая политика в послевоенные годы строилась в соответствии с кейнсианской концепцией функциональных финансов. Согласно этой концепции величина расходов и норма налогообложения подчинены потребностям регулирования совокупного общественного спроса, который должен удерживаться на уровне, обеспечивающем полное использование трудовых ресурсов и капитала при сохранении стабильности цен (при этом бюджетное равновесие приносится в жертву равновесию экономическому). Кейнс считал, что «если налоговая политика преднамеренно используется в качестве орудия для достижения более справедливого распределение доходов, то её влияние на увеличение склонности к потреблению будет, конечно, ещё больше »1.
Позднее экономическое учение Кейнса развили его последователи в рамках неокейнсианского направления. Согласно их воззрениям налоговая политика призвана обеспечить устойчивый экономический рост, способствовать устранению диспропорций воспроизводства, прежде всего за счёт регулирования налоговых ставок.
Представили классической школы во главе с А.Смитом считали основополагающими принципами налогообложения всеобщность, равномерность, удешевление издержек взимания налогов, взимание их в наибо-
_______________
Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: Издательство иностранной литературы, 1948, с.88
лее удобное время для налогоплательщиков.
Начиная же с 80-х годов, в связи со снижением доли государственного сектора в экономике развитых стран и уменьшением экономической роли государства (сокращением его прямого вмешательства в экономику в основном через снижение государственных расходов) налоговая политика наряду с выполнением регулирующих функций стала средством обеспечения бездефицитности бюджета. В условиях развитой экономики эта цель достигается посредством не усиления налогового бремени, ложащегося на производителей и физических лиц, а расширения налоговой базы и сокращения государственных расходов на фоне широкомасштабного и целенаправленного снижения налогов.
Следует также иметь в виду, что установление высокого уровня налогового изъятия с целью решения, прежде всего фискальных задач и наполнения бюджета не может являться основой налоговой стратегии на сколько-нибудь продолжительный период. Использование принципа формирования налогов от доходной части бюджета с целью достижения его бездефицитности неизбежно ведет к установлению завышенных норм налогообложения. При этом игнорируется объективная зависимость между величиной налоговой ставки и ростом поступлений в бюджет. Совокупный
уровень налогообложения не должен выходить за допустимые пределы, иначе он будет носить угнетающий и запретительный характер. Чрезмерный налоговый пресс провоцирует резкое сокращение базы налогообложения, поскольку препятствует созданию новых предпринимательских структур и обрекает на массовые банкротства уже существующие. В результате продолжается спад производства, а значит, резко сокращаются поступления в бюджет, что ставит под сомнение осуществимость антиинфляционной стратегии: иного выхода, кроме дополнительной эмиссии денег, в этих условиях не предвидится. Таким образом, оптимальный уровень налогового изъятия предполагает такое совокупное бремя на юридических и физических лиц, при котором налоги не оказывают угнетающего воздействия на предпринимательскую и инвестиционную деятельность, а также на жизненный уровень населения, одновременно обеспечивая в необходимом объеме поступления в бюджет. Бюджетные ограничения должны быть, с одной стороны достаточно жесткими и универсальными, чтобы не допустить поддержки (посредством излишней дифференциации) неконкурентно способных предприятий и отраслей, закрепляющей существующую нерациональную структуру производства. С другой стороны, необходимо использовать налоговые методы в качестве рычага, влияющего на экономическое поведение хозяйственных субъектов и стимулирующего их производственную и инвестиционную деятельность.