Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 22:06, курсовая работа
Целью данной работы является нахождение возможных путей совершенствования налоговой политики в Республике Беларусь. Для решения поставленной цели предусматривается решить следующие задачи: раскрыть само понятия налоговой политики, показать на примере зарубежных стран практику проведения налоговой политики, выявить существующие недостатки в данном вопросе в Республике Беларусь, отразить различные взгляды на реформы в области налогового законодательства.
Это предполагается сделать на основе изучения, как теоретических разработок, так и существующей практики. При этом автор попытается рассмотреть взгляды, которые значительно различаются, а в чём-то и противоположны, для того, чтобы более полно увидеть проблемные моменты.
Введение…………………………………………………………………3
Понятие налоговой политики и её теоретические основы…………..5
Мировой опыт в осуществлении налоговой политики………………15
2.1.Германия…………………………………………………………….15
2.2.США…………………………………………………………………18
Налоговая политика в Республике Беларусь на современном этапе и возможные направления её совершенствования..……………………24
Заключение………………………………………………..……………33
Приложения…………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………………37
Данные табл.П.1.2 отражают взаимосвязь уровня налоговой нагрузки и недоимок по платежам в бюджет. Так, из данных таблицы видно, что наиболее высокий номинальный уровень налоговой нагрузки был установлен в 1993г. – 65%. Это повлекло за собой недоимку по платежам в бюджет и внебюджетные фонды в размере 15,4%, что свидетельствует о том, что налоговая нагрузка отражала потребности государства в централизованных финансовых ресурсах, но не отражала реального финансового состояния предприятий, была установлена без учёта потребностей развития реального сектора экономики. Анализ данных свидетельствует о том, что высокий уровень налогов, не соизмеримый с реальными финансовыми возможностями предприятий, приводит, прежде всего, к росту задолженности по платежам в бюджет, что, в свою очередь, имеет ряд негативных последствий – как для предприятий, так и для экономики в целом. Иными словами, в переходный период фискальные интересы государства вступили в противоречие с целями поддержания долгосрочного экономического роста, т.е. превалировала фискальная составляющая макроэкономической политики. Сопоставление темпов роста ВВП с темпами роста налогов и сборов в бюджет свидетельствует о снижении эластичности налоговой системы (табл.П.2.3). Если в 1999г. на каждый процент прироста ВВП приходилось 2,6% прироста налоговых поступлений, то в 2000г. этот показатель снизился до 1,7%, а в 2001г. – до 0,98%, что свидетельствует о неэффективности налоговой политики.
Важнейшей характеристикой
налоговой системы на микроуровне
является налоговая нагрузка на предприятия,
характеризующая степень
Согласно данным социологических опросов 200 руководителей белорусских предприятий, более половины из них среди причин, сдерживающих развитие их предприятий, называют проводимую в республике налоговую политику. Кроме того, 86% руководителей указывают на недостаток оборотных средств, что также во многом является следствием проводимой налоговой политики. Налоговая система не претерпела существенных изменений в Налоговом кодексе, который повторил основные законодательные акты по налогообложению[10].
Всё вышеизложенное свидетельствует о том, что налоговая система оказывает угнетающее воздействие на реальный сектор экономики.
Весь комплекс предлагаемых подходов к реформированию налоговых систем в переходных экономиках можно разделить на два основных направлениях:
- системное и кардинальное изменение состава и структуры налоговой системы;
- изменение отдельных ставок, сужение или расширение налоговой базы, изменение сроков уплаты, переориентация налоговых льгот.
По мнению О.Л.Шулейко в настоящее время белорусская налоговая система развивается по второму направлению, в соответствии с общей экономической стратегией развития республики. Однако, как показывает опыт других стран с переходной экономикой, наиболее эффективным является первое направление – системное и кардинальное изменение налоговой системы, проводимое в комплексе структурных экономических преобразований.
К числу недостатков он причисляет то, что в системе косвенных налогов в республике преобладают самые неэффективные – кумулятивные налоги с оборота, которые взимаются на всех стадиях производства и распределения. Такие налоги считаются самыми неэффективными и нерыночными, так как они взимаются без учёта результатов деятельности предприятий. Поэтому первым шагом совершенствования налоговой системы, нацеленным на улучшение состояния реального сектора экономики, является отмена оборотных налогов. Компенсировать выпадающие бюджетные доходы, которые довольно велики, на переходном этапе можно, во-первых, за счёт включения в бюджет доходов, распределяемых в настоящее время не через бюджет, и, во-вторых, за счет активации неналоговых источников, главным образом за счёт приватизации. В области совершенствования налогообложения недвижимости предлагается, в первую очередь, более объективную оценку налогооблагаемой базы налога исходя из рыночной стоимости объектов, что будет стимулировать их наиболее рациональное использование. Кроме того, целесообразно исключить из налогообложения объекты, не попадающие под определение недвижимости – производственное оборудование, компьютеры и оргтехнику, транспортные средства и прочее[10].
Очень интересной и необычной видится реформа налоговой политики, предлагаемая доктором экономических наук, профессором А.В.Неверовым и кандидатом экономических наук И.П.Деревяго.
Они указывают, что Национальная стратегия устойчивого развития Беларуси, основными долгосрочными приоритетами ставит поддержание и повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности, стабильный экономический рост, улучшение качества среды обитания, а также переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инвестиционно-инновационный тип развития.
В то же время широко распространена
точка зрения, согласно которой перечисленные цели-
Авторы же считают такую позицию несостоятельной. По их мнению, более глубокий анализ показывает, что экономический рост и решение экологических проблем совсем не являются противоположными задачами.
Устойчивое развитие предполагает совместное достижение экологических и экономических целей, для чего важно обеспечить решение следующих основных задач:
- наращивание инвестиций,
проведение структурной
- рациональное использование природных ресурсов;
- повышение уровня
жизни населения, изменение
- создание соответствующей
эколого-культурной и
И для решения следующих задач необходимо соответствующая налоговая политика, от направленности и эффективности которой зависят вектор и темпы экономического развития.
Авторы отмечают следующие основные недостатки налоговой системы Беларуси, которые выделяются отечественными специалистами:
- несоответствие количества и состава налогов европейским стандартам;
- высокий уровень налогов в ВВП (по данным Международного валютного фонда, для современного состояния экономики Беларуси налоговая нагрузка не должна превышать 24%);
- несовершенные пропорции налоговой системы и налоговых ставок, системы и налоговых ставок, системы и порядок предоставления льгот;
- отсутствие налогового
стимулирования эффективного
И для устранения этих недостатков предлагается построить налоговую модель, которая концептуально будет выражаться в первую очередь через экологизацию налоговой системы, т.е. создание условий и стимулов для экологоориентированного экономического развития[11].
Концептуальным направлением экологизации налоговой политики Беларуси, по мнению авторов, станет увеличение роли налогов на потребление и использование ресурсов, постепенное снижение налогов, величина которых зависит от результатов экономической деятельности.
Что касаемо конкретных шагов, то предлагается использовать теорию ренты, которая ориентируется на определение эффекта от использования ресурсов. И согласно полученным расчётам ставка налога для земель сельскохозяйственного назначения может составить около 36 долл. США за 1 га для пашни и 7,2 долл. Для прочих угодий. Установленные на сегодняшний день нормативы значительно ниже. Так, в 2002г. для 1га средней по Беларуси продуктивности установлен норматив платы в пределах 2-2,5 долл. США. Предлагается также обложить налогом земли лесного фонда, ставка налога должна составить для лесов первой группы 12 долл. США за 1 га, второй – 14 долл. А лесной доход предполагается оставить в распоряжении лесхозов.
Намечается выравнивание нагрузки на окружающую среду по регионам путём более равномерного размещения промышленного производства и населения позволит снизить суммарные издержки на природоохранные мероприятия и улучшить экологическую обстановку в целом по стране[11].
Также по мнению А.В.Неверовым и И.П.Деревяго, введение налога на материальные затраты особенно актуально для экономики республики и является одним из наиболее эффективных методов эколого-экономического регулирования. Если принять во внимание, что в белорусской экономике материальные затраты составляют около 68% в цене продукции, а прибыль около 20%, то замена налога на прибыль налогом на материальные затраты при значительном снижении ставки налога позволила бы получать аналогичные поступления в бюджет. Соответственно налог на материальные затраты поощрял бы не укрытие прибыли, а уменьшение материальных затрат, скрыть которые гораздо труднее.
Вместе с отменой налогов на прибыль авторы предлагают отмену подоходного налога с населения. В качестве аргумента они замечают, что фискальное значение у подоходного налога в нашей стране не велико (около 3% от ВВП). Данная недостача вполне могла компенсироваться отменой большого количества социальных льгот[11].
В целом же, сущность предлагаемых преобразований в налогообложении состоит в том, что размер налоговой нагрузки определялся в первую очередь не экономическими результатами деятельности, а находился в обратной зависимости от уровня эффективности использования ресурсов.
Это далеко не все варианты существующих взглядов на проведение налоговой политики на нынешнем этапе в Республике Беларусь, но, тем не менее, приведённые примеры достаточно ёмко характеризуют общие настроения в налоговой сфере.
Безусловно, корректировку налоговой политики проводить необходимо и
на мой взгляд, наиболее подходящий вариант предлагается О.Л.Шулейко. Он предлагает снизить налоговую нагрузку в целом, и на предприятиях реального сектора экономики в частности. Выпадающие бюджетные доходы за счёт включения в бюджет доходов, распределяемых в настоящее время не через бюджет, за счет активации неналоговых источников, главным образом за счёт приватизации. В области совершенствования налогообложения недвижимости давать более объективную оценку налогооблагаемой базы налога исходя из рыночной стоимости объектов, что будет стимулировать их наиболее рациональное использование и исключить из налогообложения объекты, не попадающие под определение недвижимости – производственное оборудование, компьютеры и оргтехнику, транспортные средства и прочее.
Кроме этого, необходимо учитывать и предложения других авторов. Например, Алла Шевчук, предлагает более детальный расчёт результатов проводимой налоговой политики и всяких нововведений, а А.В.Неверов и И.П.Деревяго предлагают использовать теорию ренты, которая ориентируется на определение эффекта от использования ресурсов. Есть конечно и весьма спорные моменты, например, замена налога на прибыль на налог на материальные затраты и некоторые другие.
Республика Беларусь сейчас находится на непростом этапе развития. Большинство аналитиков сходятся на мысли, что экономическая ситуация находится в стадии относительной стабилизации. И этот момент может использоваться властями для ускоренного движения в направлении строительства современного демократического общества. Но для этого необходимо использовать имеющиеся в распоряжении инструменты регулирования экономики. И очень важным инструментом является налоговая политика. Она является сложной экономической категорией и, несмотря на достаточно большое внимание со стороны учёных, остаётся проблемной темой в экономической науке. Но всё же учёными была разработана широкая научная база, на основе которой в каждом отдельно взятом государстве может быть разработана своя особенная, эффективная налоговая политика. И мы можем это наблюдать на примере зарубежных стран и особенно развитых. На основе приведённых в работе Германии и США мы ещё раз убеждаемся, что в мире существует различная практика проведения налоговой политики, как либерального характера, так и консервативного. В Германии, например, мы можем наблюдать более консервативный подход, когда на протяжении достаточно продолжительного периода не происходит резких перемен в налоговой системе. США же в полной мере используют данный инструмент для оперативного регулирования экономики. При этом в каждой из стран есть моменты в налоговой политике ярко особенные. И нашей стране, безусловно, необходимо учитывать зарубежный опыт, в том числе и негативный.
По мнению западных экономистов, основные проблемы в налоговой сфере для развитых стран состоят в следующем:
-- современные налоговые
системы слишком сложны для
понимания налогоплательщиков
-- личное подоходное обложение характеризуется несправедливым распределением налогового бремени: нередко одинаковый уровень доходов сопровождается неодинаковым уровнем обложения;