Налоговая политика зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования заключается в том, что в современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы налоговой политики государства
1.1 Понятие и сущность налогов и налоговой политики государства
1.2 Инструменты налоговой политики
2. Анализ развития налоговой политики РФ
2.1 Проблемы современной налоговой системы Российской Федерации
2.2 Основные направления совершенствования налоговой системы РФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 53.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Теоретические основы  налоговой политики государства

1.1 Понятие и сущность  налогов и налоговой политики  государства

1.2 Инструменты налоговой  политики

2. Анализ развития налоговой политики РФ

2.1 Проблемы современной налоговой системы Российской Федерации

2.2 Основные направления совершенствования налоговой системы РФ

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что в современном  цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Кроме  этой сугубо фискальной функции, налоговый  механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Налоги представляют собой  обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и  с граждан по ставке, установленной  в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. В современном  цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый  механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Проблемы налогообложения  постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох. Один из основоположников теории налогообложения А. Смит говорил  о том, что налоги для того, кто  их выплачивает, - признак не рабства, а свободы. Ф. Аквинский определял  налоги как дозволенную форму  грабежа. Ш. Монтескье с полным основанием полагал, что ничто не требует  столько мудрости и ума, как определение  той части, которую у подданных  забирают, и той, которую оставляют  им.

Налоги олицетворяют собой  ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием  денежных доходов государства (бюджета  и внебюджетных фондов), необходимых  ему для выполнения соответствующих  функций - социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной  науки и др. Как составная часть  производственных отношений налоги (через финансовые отношения) относятся  к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо  обусловлены потребностями поступательного  развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует  соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе  страны.

Цель работы: рассмотреть  особенности налоговой политики государства.

Задачи работы:

-рассмотреть основы возникновения и развития налогов;

-определить роль налогов в бюджете государства;

-изучить сущность и инструменты налоговой политики;

-проанализировать налоговую политику РФ;

-обозначить направления совершенствования налоговой политики государства.

Объект работы: налоговая  политика.

Предмет работы: налоговая  система Российской Федерации.

1. Теоретические основы  налоговой политики государства

1.1 Понятие и сущность  налогов и налоговой политики  государства

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные  и местные бюджеты. Являются одной  из форм финансовых отношений, обеспечивающих распределение и перераспределение  национального дохода в соответствии с экономическими и социальными  задачами. Налоги делятся на прямые, которыми облагаются доходы и имущество (подоходный налог, налог на добавленную  стоимость и т.д.), и косвенные  налоги на товары и услуги, устанавливаемые  в виде надбавки к цене или тарифу (акциз) [8].

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой  системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов  государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние  научно-технического прогресса.

В экономической литературе можно встретить и другую классификацию  налогов: налоги натуральные и денежные. Первые использовались во времена натурального хозяйства, когда денежной массы  было недостаточно. С распространением денежного хозяйства, увеличением государственных расходов натуральные сборы стали заменяться денежными.

Деление налогов на обыкновенные и чрезвычайные было вызвано необходимостью решения постоянных и текущих  задач. За счет чрезвычайных налогов  решались вопросы, возникающие при  случайных обстоятельствах (военные  действия). Обыкновенные налоги являли собой регулирование постоянных потребностей.

Налоги бывают либо прямые, либо косвенные. Исторически считалось, что прямой налог - это налог, взимаемый  непосредственно с лиц, в отношении  которых изъятие средств является обязательным или желательным. Косвенные  налоги взимаются с какого-либо лица исходя из предположения, что оно  сумеет возместить себе соответствующие  затраты за счет других лиц. Различие между прямыми и косвенными налогами красной нитью проходит через  финансовую науку и учение о налогах. Если прямые налоги в конечном счете всегда ориентируются на личную работоспособность, которая и является источником дохода, то косвенные налоги остаются индифферентными, т.е. они ориентируются на вещи, а не на физические лица. Прямые налоги как бы зависают на имеющихся в наличии товарах, на изготовлении или обмене товаров и предоставлении услуг, а также на вступлениях в договорные отношения и т.п.; косвенные взимаются почти всегда с производителей, торговцев, купцов и тех, кто занимается перевозкой грузов, но в итоге они уплачиваются покупателями и потребителями.

Разграничение прямых и косвенных  налогов в финансовой науке - не решенный окончательно вопрос. Финансовая система  во время нэпа имела много специфических  особенностей, но, тем не менее, она  отталкивалась от налоговой системы  дореволюционной России как исходного  пункта и воспроизводила ряд ее черт. Однако складывающаяся система налогообложения  характеризовалась отсутствием  данных для определения финансового  положения различных категорий  налогоплательщиков, что предопределило упрощенные способы обложения.

Налоги - императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента [10].

Налоговые поступления представляют собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи субъектов  хозяйствования и населения, поступающие

в бюджеты в установленных  законом размерах и в определенные сроки. Их доля в центральных бюджетах развитых стран составляет SO - 90 %.

В каждой налоговой системе  помимо налогов существуют сборы. Налоги поступают только в бюджетный  фонд, а сборы формируют целевые  денежные фонды.

Основными налоговыми поступлениями  и сборами являются: подоходные налоги, налоги на прибыль и на увеличение рыночной стоимости капитала [20]. В эту группу налогов включаются налоги, взимаемые с чистого дохода отдельных лиц, с прибыли предприятий, организаций, банков и др., а также на прирост стоимости капитала, например, за счет операций с ценными бумагами и другими активами или продажи земли; отчисления работодателей и работников в государственные социальные фонды - пенсионный, социального страхования, медицинского страхования и др.

В условиях стабильно развивающейся  экономики величина доходов бюджета  зависит от роста валового внутреннего  продукта и налоговой нагрузки, определяемой установленными ставками налогообложения.

С ростом ВВП величина налогов  возрастает даже при неизменном уровне налогообложения. Опыт развития ряда стран  показывает, что более богатые  страны могут позволить себе также  увеличение налоговой нагрузки без  ущерба для стимулирования экономического развития.

Повышение налогообложения  имеет свой предел в виде допустимого  уровня налоговой нагрузки. Превышение приемлемого уровня налоговой нагрузки увеличивает в момент повышения  налогов доходы бюджета, но одновременно снижает заинтересованность в расширении деятельности и ведет к укрытию  доходов от налогообложения [12].

Повышение налогообложения  ведет с течением времени к  сокращению выпуска продукции, так  как уменьшает величину располагаемых  доходов и потребительских расходов. Снижение налогов увеличивает совокупные потребительские расходы и одновременно сбережения.

Система налоговых ставок и льгот должна быть построена  таким образом, чтобы стимулировать  воспроизводственные процессы - расширение и обновление производства, создание новых рабочих мест, способствовать планируемым структурным изменениям. Рост производства и доходов предприятий  и населения, в свою очередь, ведет  к увеличению поступлений в бюджет.

1.2 Инструменты налоговой  политики

Налоговая политика - комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение каких-либо целей. Налоговые льготы, объекты  и ставки налогов служат проявлением  налоговой политики. Это также  правовые нормы осуществления налоговой  техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и  цели налоговой политики обусловлены  социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств  через налоговую систему [13].

Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства  финансовыми ресурсами, созданию условий  для регулирования хозяйства  страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства  в уровнях доходов населения. Всю совокупность задач налоговой  политики можно условно разделить  на три основные группы:

1. Фискальная - мобилизация  денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами;

2. Экономическая; или регулирующая, - направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем;

3. Контролирующая - контроль за деятельностью субъектов экономики.

Одна из основных задач  государственной налоговой политики на современном этапе - создание благоприятных  условий для активной финансово-хозяйственной  деятельности субъектов экономики  и стимулирование экономического роста  посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов, т.е. оптимального соотношения  между средствами, остающимися в  распоряжении налогоплательщика, и  средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный  механизмы.

Условно выделяют три возможных  типа налоговой политики [25]:

Первый тип - высокий уровень  налогообложения, т.е. политика, характеризующаяся  максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно  возникновение ситуации, когда повышение  уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты  различных уровней.

Второй тип налоговой  политики - низкое налоговое бремя, когда государство максимально  учитывает не только собственные  фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку  обеспечивает наиболее благоприятный  налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем  в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том  числе экспортно-ориентированных, и  соответственно возрастает уровень  конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

Третий тип - налоговая  политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

На практике налоговая  политика осуществляется через налоговый  механизм, который представляет собой  совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. Государство придает этому механизму  юридическую форму посредством  налогового законодательства. Для поддержания  высокой эффективности государственной  налоговой политики необходимо поддерживать определенные пропорции между прямыми  и косвенными налогами с учетом специфики  конкретной страны. К проблеме ориентирования налоговой системы страны на прямые или косвенные налоги существуют два подхода. В основе первого  подхода лежит положение о  том, что те физические и юридические  лица, которые имеют более высокие  доходы, должны платить и более  высокие налоги по сравнению с  теми, кто не располагает ни высокими доходами, ни дорогостоящей собственностью (принцип платежеспособности).

Для достижения целей, стоящих  перед налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма государство  использует различные инструменты  и, в частности, такие как конкретные виды налогов и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции. Специфика института налоговых льгот определяется видами налогов, методиками расчета, целями их использования и странами их применения. Мировая практика выработала оптимальный комплекс принципов организации налогового регулирования. К ним, в частности, относятся следующие [21]:

-применение налоговых льгот не носит избирательного характера;

-инвестиционные льготы предоставляются исключительно плательщикам, обеспечивающим выполнение государственных инвестиционных программ и заданные объемы производства;

Информация о работе Налоговая политика зарубежных стран