Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:38, курсовая работа
Актуальность исследования заключается в том, что в современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
Введение
1. Теоретические основы налоговой политики государства
1.1 Понятие и сущность налогов и налоговой политики государства
1.2 Инструменты налоговой политики
2. Анализ развития налоговой политики РФ
2.1 Проблемы современной налоговой системы Российской Федерации
2.2 Основные направления совершенствования налоговой системы РФ
Заключение
Список использованной литературы
-применение льгот не должно наносить существенного ущерба государственным экономическим интересам;
-порядок действия налоговых льгот определяется законом и не подлежит существенным корректировкам на местном уровне.
Другим важным инструментом государственного налогового регулирования экономики являются налоговые санкции. Их роль двойственна, так как, во-первых, они обеспечивают исполнение налогового законодательства (санкции применяются за ненадлежащее выполнение обязательств перед бюджетом или внебюджетными фондами), а во-вторых, они ориентируют хозяйствующие субъекты на использование в своей деятельности более эффективных форм хозяйствования. Вместе с тем нельзя не отметить, что действенность санкций зависит от эффективной работы контролирующих и карающих органов.
Таким образом, рассматривая
основные инструменты налогового регулирования,
мы можем сказать, что по своему характеру
налоговое регулирование
Конкретный налоговый режим, применяемый при формировании того или иного налога, зависит как от положений налоговых законов, так и от различных нормативных актов и пояснений, которые часто носят рекомендательный или разъяснительный характер. Этот механизм различается в зависимости от организационно-правовой формы деятельности хозяйствующего субъекта (например, открытое акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью), статуса плательщика - юридическое или физическое лицо. Налоговому производству присущи особенности, которые обусловлены полнотой прав и обязанностей сторон, участвующих в налоговых процессах, отраженных в положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
Российская система
Российская экономика
развивается в сложных, противоречивых
условиях, испытывая на себе действие
ряда позитивных и негативных факторов.
Это находит отражение в
Налоговую политику в Российской
Федерации осуществляют Президент
РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство
РФ и органы исполнительной власти,
наделенные соответствующей компетенцией.
Органом непосредственно
Когда говорят о неблагоприятном
инвестиционном климате в России,
то чаще всего упоминают чрезмерность
налогового бремени. На самом деле оно
существенное, но немногим тяжелее, чем
в большинстве европейских
Применение российского режима налогообложения, известного иностранным инвесторам своей неурегулированностью и постоянной изменчивостью, является одним из факторов, сдерживающим иностранные фирмы от прямых инвестиций в Россию, связанных с реальным осуществлением деятельности в России или заставляет использовать схемы, позволяющие оптимизировать затраты, связанные с налогами в России.
Функция налога - это проявление
его социально-экономической
В современных условиях налоги выполняют две основные функции [23]:
фискальная функция, которая
заключается в обеспечении
регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).
В большинстве государств
ведущей является фискальная функция.
Но в течение последних
Фискальная политика - совокупность
финансовых мероприятий государства
по регулированию
Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей, основными являются:
устойчивый рост национального дохода,
умеренные темпы инфляции,
полная занятость,
сглаживание циклических колебаний экономики.
Инструментарий фискальной
политики включает: манипуляцию различными
видами налогов и налоговых ставок,
кроме того, трансфертные платежи
и другие виды государственных расходов.
Важнейшим комплексным
Различные инструменты по-разному
воздействуют на экономику. Государственные
закупки, образуют один из компонентов
совокупных расходов, а, следовательно,
и спроса. Как и частные расходы,
государственные закупки
Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.
Фискальная политика как способ финансового регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов - налогообложения и государственных расходов.
Регулирующая функция
направлена на регулирование посредством
налоговых механизмов воспроизводственного
процесса, темпов накопления капитала,
уровня платежеспособного спроса населения.
Регулирующий эффект прямых налогов
проявляется в дифференциации налоговых
ставок, льготах. Посредством налогового
регулирования государство
Регулирующие возможности налоговой системы зависят не только от совокупности их видов, но и от рационально найденного уровня ставок обложения. Мировая практика выработала оптимальные соотношения между ставками различных налогов: максимальный уровень подоходного налога - 40 - 50 %, корпорационного - 35-45%; средняя ставка НДС - 12-18% и т.д. Хотя имеется существенная дифференциация между странами. Так, американцы считают, что при таких ставках налогов, как в Швеции, Дании, в их стране никто бы не стал работать в легальной экономике [12].
Говоря о влиянии налоговой политики на общеэкономические показатели, следует учитывать один важный экономический аспект. Речь идет о так называемом "эффекте запаздывания". Это явление выражается в том, что требуется определенное время ("лаг") для того, чтобы вмешательство финансовой политики смогло вызвать ожидаемое изменение в экономике.
Задача государственных
регулирующих органов не просто обложить
налогами те или иные источники средств.
Важно создать тонко
1) необлагаемый минимум объекта налога;
2) изъятие из обложения
определенных элементов
3) освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков, например, ветеранов войны;
4) понижение налоговых ставок;
5) вычет из налоговой базы (налоговый вычет);
6) налоговый кредит (отсрочка
уплаты налогов без начисления
процента, т.е. фактически
7) полный или частичный возврат налогов (например, возврат НДС экспортеру)
Надо иметь в виду, что регулирующая функция налогов заключена не просто в том, чтобы максимально освободить прибыли и доходы от налогов, создать общие и селективные экономические стимулы. Важно обеспечить прямую зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых экономическому субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями.
Социальную и одновременно
регулирующую направленность имеют
и налоговые льготы в виде скидок
с личных доходов и прибылей, направленных
на покупку или строительство
жилья, загородных домов, дач и т.п.
Социальная направленность этих льгот
очевидна, хотя воспользоваться ими
часто могут только относительно
высокооплачиваемые слои населения. Но
и регулирующая функция здесь
налицо. Она связана с
Использование физическими
и юридическими лицами своих прав
для минимизации налоговых
выбор оптимальной организационно - правовой формы юридического лица с точки зрения налогообложения;
Выбор места для регистрации фирмы.
Тщательное исследование
и использование налоговых
Оптимальное использование прибыли и свободного капитала в соответствии с целями государственного регулирования экономики для обеспечения дополнительных налоговых льгот и даже возврата части уплаченных налогов [5].
Механизм налогового регулирования
опирается на законодательную базу
и включает в себя ряд элементов,
позволяющих направлять предпринимательскую
инициативу предприятий в нужное
русло, обеспечивая тем самым
стабильность и рост поступлений
доходов в государственный
2.2 Анализ налоговых поступлений в бюджет РФ в 2008-2011 гг.
Налоговая активность экономических субъектов обеспечивает непрерывность перераспределения финансовых ресурсов государства и способствует увеличению благосостояния общества, уменьшая зависимость государства от внешних заемных источников, от продажи своих природных ресурсов. Задача анализа и оценки налоговой активности экономических субъектов состоит в выявлении размеров и оценке динамики задолженности по налогам и сборам в бюджет. Для оценки налоговой активности предлагается использовать следующие показатели.
Коэффициент налоговой активности,
который показывает оборачиваемость
налоговой задолженности в
КНА= НД / НЗ,
где КНА - коэффициент налоговой активности; НД - налоговые доходы, поступившие за отчетный период; НЗ - средняя величина налоговой задолженности (задолженность по налогам и сборам).
При этом
НЗ= НЗН + НЗК / 2,
где НЗН и НЗК - задолженность по налогам и сборам на начало и конец отчетного периода [29].
Неразрывно с коэффициентом
налоговой активности связан показатель
длительности (периода) оборачиваемости
налоговой задолженности, который
отражает частоту погашения
С увеличением коэффициента
эффективность экономического поведения
налогоплательщиков улучшается, налоговая
активность субъектов повышается, что
проявляется в сокращении задолженности
по налогам и ускорении периода
ее погашения. Уменьшение коэффициента
свидетельствует о росте