Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:38, курсовая работа
Актуальность исследования заключается в том, что в современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
Введение
1. Теоретические основы налоговой политики государства
1.1 Понятие и сущность налогов и налоговой политики государства
1.2 Инструменты налоговой политики
2. Анализ развития налоговой политики РФ
2.1 Проблемы современной налоговой системы Российской Федерации
2.2 Основные направления совершенствования налоговой системы РФ
Заключение
Список использованной литературы
Показатели, характеризующие налоговую активность экономических субъектов Российской Федерации за 2008-2010 гг., свидетельствуют о том, что увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 588,7 млн руб., или на 8 %, и снижение средней величины задолженности по налогам и сборам на 99,2 млн руб., или на 15 %, характеризует рост налоговой активности на 27 %. Если в 2007 г. в Российской Федерации задолженность по налогам в бюджеты всех уровней погашалась каждые 33 дня, то в 2008 г. - каждые 26 дней.
Снижение аналогичных
показателей в 2009 г. по сравнению
с 2008 г. отражают общемировую тенденцию
негативного влияния
В 2010 г. анализируемые показатели
достигли уровня 2007 г., но с более
медленным ростом налоговой активности.
Так, при росте налоговых
Налоговую активность экономических субъектов в Российской Федерации можно проанализировать в разрезе основных налогов, которые поступают в консолидированный бюджет государства (рисунок 1).
Рисунок 1 - Динамика налоговой активности экономических субъектов по видам налогов в 2007-2010 гг.
Для 2009 г. по сравнению с 2008 г. характерно общее снижение налоговой активности: по налогу на прибыль - на 29 %, по НДС - на 32 %, по платежам за пользование природными ресурсами - всего на 2 %, что свидетельствует о том, что кризисные явления в меньшей степени повлияли на экономическую и налоговую активность предприятий, занимающихся производством и добычей полезных ископаемых, осуществляющих уплату сбора за пользование природными ресурсами. Однако значительно (на треть) снизилась платежеспособность и предпринимательская активность остальных налогоплательщиков, уплачивающих налог на прибыль и НДС [7].
Показатели налоговой активности при уплате федеральных налогов в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом отражают динамику роста по налогу на прибыль и НДС в размере 9 %, и резкий всплеск налоговой активности по платежам за пользование природными ресурсами - на 76 %, что объясняется значительным увеличением объемов продаж нефти и газа.
Налоговая активность экономических субъектов показывает, что существуют значительные расхождения между уровнями налоговой активности при уплате федеральных, региональных, местных налогов и налогов, уплачиваемых в связи с использованием специальных налоговых режимов. Несмотря на экономические катаклизмы в стране самый высокий уровень налоговой активности наблюдается при применении специальных налоговых режимов, которые представлены самой понятной и доступной системой налоговой отчетности, упрощенной системой бухгалтерского и налогового учета, с одной стороны, и самым многочисленным классом малых предприятий и индивидуальных предпринимателей - с другой. Это в очередной раз подчеркивает факт высокого уровня налоговой безопасности и более высокой выживаемости малого бизнеса при воздействии внешних и внутренних угроз современной экономической среды.
Самый низкий уровень налоговой активности в течение анализируемого периода наблюдается при уплате налога на прибыль, который в 2 раза меньше аналогичных показателей по НДС.
В условиях существенной доли
конъюнктурной составляющей налоговых
доходов краткосрочные (в пределах
нескольких лет) колебания налоговой
нагрузки (например, доли налоговых
доходов в ВВП) не могут являться
характеристикой изменений в
налоговой системе, оказывающих
влияние на общую величину налоговой
нагрузки в стране. Оптимальным способом
сопоставления налоговой
При этом по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые от обложения налогами и пошлинами добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов.
Таблица 1 - Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2005 - 2010 гг. (% ВВП)
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Доходы всего
39,7%
39,5%
39,9%
38,8%
35,1%
35,3%
Налоговые доходы и платежи
36,5%
36,1%
36,2%
36,2%
31,0%
31,7%
в том числе
Налог на прибыль организаций
6,2%
6,2%
6,5%
6,1%
3,3%
4,0%
Налог на доходы физических лиц
3,3%
3,5%
3,8%
4,0%
4,3%
4,0%
Налог на добавленную стоимость
6,8%
5,6%
6,8%
5,2%
5,3%
5,6%
Акцизы
1,2%
1,0%
0,9%
0,8%
0,9%
1,1%
Таможенные пошлины
7,5%
8,3%
7,0%
8,4%
6,5%
6,4%
Налог на добычу полезных ископаемых
4,2%
4,3%
3,6%
4,1%
2,7%
3,2%
Единый социальный налог и страховые взносы
5,5%
5,4%
5,6%
5,5%
5,9%
5,2%
Прочие налоги и сборы*
1,9%
1,9%
2,0%
1,9%
2,2%
2,2%
* налоги на совокупный
доход, налоги на имущество,
платежи за пользование
Таблица 2 - Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2005 - 2010 гг. (% ВВП) *
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Налоговые доходы и платежи
36,5%
36,1%
36,2%
36,2%
31,0%
31,7%
Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти и нефтепродуктов
9,2%
10,0%
8,1%
9,7%
6,0%
8,3%
из них:
НДПИ на нефть
3,7%
3,9%
3,2%
3,8%
2,1%
2,8%
Акцизы на нефтепродукты
0,6%
0,5%
0,4%
0,3%
0,3%
0,4%
Вывозные таможенные пошлины на нефть
4,0%
4,5%
3,5%
4,3%
2,7%
3,8%
Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты
0,9%
1,2%
1,0%
1,3%
0,9%
1,4%
Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти и нефтепродуктов
27,2%
26,2%
28,1%
26,5%
25,0%
23,4%
*Источник: расчеты Минфина России
Корпоративные налоговые режимы весьма сложны и значительно отличаются друг от друга в разных юрисдикциях и в рамках различных видов капитала. Поэтому для проведения такого анализа невозможно просто провести сравнительный анализ уровней налогообложения, необходимо учесть, например, ставки амортизационных расходов для целей налогообложения, наличие специальных правил и режимов налогообложения, другие формы налогов на капитал - налоги на имущество, налоги с оборота, налоги на передачу капитала и пр., а также наличие налоговых каникул, налоговых льгот и т.п.
В результате, после учета
всех вышеперечисленных факторов может
оказаться, что налоговая нагрузка
для инвестора с точки зрения
принятия им инвестиционных решений
при сравнительно высокой доле уплачиваемых
налогоплательщиком налогов в выручке
или добавленной стоимости
С учетом приведенных обстоятельств
рассмотрение уровня и динамики налоговых
доходов бюджетной системы
Взимание налогов и сборов может оказывать различные эффекты на поведение экономических агентов, создавать различные стимулы как для организаций, так и для физических лиц. Однако основной задачей налогообложения является обеспечение доходов бюджетной системы. При этом с учетом необходимости обеспечения сбалансированности федерального бюджета в среднесрочной перспективе следует предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы.
В рамках проводимой налоговой
политики основными источниками
повышения доходного потенциала
взимаемых налогов может стать
как повышение налоговых
При этом необходимым условием развития российской экономики является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация производства. Также ключевым условием для модернизации является развитие некоммерческого сектора, предоставляющего, в том числе услуги социального характера. Стимулирующая роль налоговой системы по перечисленным направлениям сохранится.
2. Анализ развития налоговой политики РФ
2.1 Проблемы современной налоговой системы Российской Федерации
Задачи любой налоговой
системы меняются с учетом предъявляемых
к ней политических, экономических
и социальных требований. Из простого
инструмента мобилизации
Можно выделить три направления налоговой политики государства [10]:
политика максимизации налогов, характеризующаяся принципом "взять все, что можно";
политика установления разумных
налогов, способствующая развитию предпринимательства
путем обеспечения
политика, предусматривающая
достаточно высокий уровень
В странах с развитой экономикой
преобладают два последних
Исторический опыт стран
рыночной демократии подтверждает, что
даже такой противоречивый процесс,
как согласование налоговых интересов
разных собственников, можно осуществлять
на демократической основе. Но для
создания эластичной налоговой системы
требуются постепенные и
На Руси и позже в
Российской империи податная (налоговая)
политика не основывалась на принципах
экономической теории. Никогда за
всю историю налогообложения
в нашей стране величина обобществляемых
через налоги средств не соизмерялась
с экономико-финансовыми
В Российской Федерации сохранены традиции и методология формирования бюджета государства по принципу "главенство директивы центра". Это, естественно, проецируется и на налоговую политику государства. Более того, в настоящее время само понятие "государство" стало отождествляться с понятием "государственно-властный аппарат". Во всех учебниках по основам налогообложения до сих пор утверждается, что налоги в пользу государства должны обеспечивать потребности верховной власти, а социальное содержание налогов крайне ограничено.
К основным проблемам отечественной
налоговой системы можно
1. Нестабильность налоговой политики;
2. Чрезмерное налоговое
бремя, возложенное на
3. Уклонение от уплаты налогов юридическими лицами, вызванное в том числе отменой инвестиционной льготы;
4. Чрезмерное распространение
налоговых льгот, что приводит
к огромным потерям бюджета
(правда, в последние годы многие
из них были отменены). Опыт
развитых стран
5. Отсутствие стимулов
для развития реального
6. Эффект инфляционного
налогообложения. В условиях
7. Чрезмерный объем начислений на заработную плату;
8. Единая ставка налога
на доходы физических лиц. Во
всем мире лица с более