Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:38, курсовая работа
Актуальность исследования заключается в том, что в современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
Введение
1. Теоретические основы налоговой политики государства
1.1 Понятие и сущность налогов и налоговой политики государства
1.2 Инструменты налоговой политики
2. Анализ развития налоговой политики РФ
2.1 Проблемы современной налоговой системы Российской Федерации
2.2 Основные направления совершенствования налоговой системы РФ
Заключение
Список использованной литературы
К числу других пороков проводимой сейчас в России налоговой политики относятся [27]:
ярко выраженная регрессивность налогообложения (только низкооплачиваемые наемные работники платят подоходные и социальные налоги в полном объеме);
перенос основного налогового бремени на производственные отрасли;
тенденция к расширению доли прямых налогов;
исключение из налогообложения экономических выгод, извлекаемых не в форме рублевых денежных доходов (например, в порядке прямого присвоения имущества, в виде наличных инвалютных доходов и т.д.).
Государство всегда сталкивается с необходимостью решать две взаимоисключающие задачи: с одной стороны, значительно увеличить поступление налогов в бюджеты всех уровней; с другой стороны, резко уменьшить бремя на налогоплательщиков. Но при проведении реформы в налоговой сфере ощутимых позитивных сдвигов пока добиться не удалось. Эффективность вновь введенных форм налогов оказалась намного ниже, чем предполагалось [33]:
не происходит ожидаемого прироста поступлений налога на прибыль;
переход на "плоскую" шкалу налога на доходы физических лиц не привел к выводу из "тени" значительных объемов заработной платы;
введение инвестиционной
составляющей в составе сборов по
пенсионному страхованию
Большой резерв для налогообложения сосредоточен в теневой экономике. Но капиталам, укрытым от налогообложения, и при желании владельцев крайне сложно вернуться в легальную производственную сферу: крупные инвестиции могут привлечь внимание налоговых органов к источнику средств. Поэтому капиталы, единожды попавшие в теневой оборот, так в нем и остаются или вывозятся за границу.
2.2 Основные направления совершенствования налоговой системы РФ
Наша система налогообложения сложна, запутана и противоречива. В целом российская налоговая система не выдерживает критики. Зато наличие резервов совершенствования - наше конкурентное преимущество перед развитыми странами.
Прежде всего, необходимо оптимизировать налогообложение доходов физических лиц. Практически во всех странах, добившихся успехов в экономике, действует прогрессивная шкала подоходного налога. Не удивляют и давно известны высокие максимальные ставки налога в развитых странах (от 35% до 65%). Но и в странах БРИК (кроме России) также действует прогрессивная шкала с высокими ставками: в Китае - до 45%, в Бразилии - до 27,5%, в Индии - до 30%. По этим ставкам облагаются месячные доходы, превышающие в переводе на рубли по курсу: в Китае - 22 624 руб., в Индии - 27 083 руб., в Бразилии - 61 825 руб. При этом в Индии необлагаемый налогом месячный доход - до 8125 руб., в Бразилии - до 24 750 руб., а в России - 400 руб., что примерно в 45 раз ниже среднего по Европе. Равномерность распределения доходов, обеспечиваемое прогрессивной шкалой, - одно из обязательных условий экономического развития любой страны. Исследования Мирового банка показывают, что высокое неравенство доходов губительно для экономического роста. А долговременное сохранение такого состояния приводит к существенному обнищанию и деградации большинства населения. Российский опыт это подтверждает.
С 2011-го Минфин запланировал повысить социальные взносы с 26% до 34% от фонда оплаты труда, т.е. на 30%. Велика опасность, что эта мера нанесет удар по планам развития несырьевой экономики и ничего не даст бюджету. В значительной мере запланированный эффект можно было бы достигнуть отменой предельной величины годового дохода (415 тыс. рублей), выше которого социальные взносы не взимаются. Эффект этой меры может быть достаточно велик. Например, сумма социальных взносов с вознаграждений 172 членам правлений и советов директоров 16 российских банков, получающих в среднем по 3,2 млн рублей в месяц, в 5,3 раза меньше суммы взносов, взимаемых с такого же фонда (6,6 млрд руб.) оплаты труда 16 тыс. человек с окладами 34 583 рубля в месяц (415 тыс. руб. в год) [3].
Другим существенным резервом
могло бы стать повышение
В коренном совершенствовании нуждается НДС. Во-первых, необходимо упростить методику расчета НДС хотя бы для российских предприятий, не имеющих льгот по НДС: при расчете НДС за налоговую базу следует принимать не реализацию продукции, как это предписано сегодня Налоговым кодексом, а входящую в нее добавленную стоимость, которая включает в себя фонд оплаты труда, прибыль, амортизацию и налоги и легко может быть определена по данным бухгалтерского учета.
Во-вторых, следует отменить или существенно снизить ставку возмещения НДС при экспорте сырья.
Необходимо снизить налоги
на производителей ширпотреба и на
малые обрабатывающие и инновационные
предприятия, которые сегодня
Заключение
Налоговая система возникла
и развивалась вместе с государством.
На самых ранних ступенях государственной
организации начальной формой налогообложения
можно считать
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, так же важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Сбор налогов и других платежей необходимо организовывать таким образом, чтобы "каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в какой сумме он должен платить" (ст.3 НК РФ, часть первая). Только в этом случае налоговые платежи обеспечат необходимую долю валовой национальной продукции (ВНП), предназначенную для распределения. Однако взимание части доходов (прибыли) у организаций и физических лиц не должно превышать "налогового предела", чтобы не вызвать обострения социально-экономических противоречий в стране.
Рассмотрев и проанализировав
современное состояние
- налоговая система является
основной составляющей общей
системы экономических
- эффективность
- эффективность налогообложения
определяется соотношением
- существующая в России
система налогообложения
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была так же адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
Список использованной литературы
1. Бюджетное послание Федеральному Собранию РФ от 29 июня 2010г. "О бюджетной политике в 2011 - 2013 гг. "
2. Бюджетной Послание
Президента РФ Федеральному
3. Доклад Минфина России
"Основные направления
4. Апель А.Л. Основы налогового права / 3-е изд., доп., перераб. - СПб.: Питер, 2008. - 512 c
5. Астапов К.Л. Федеральный
бюджет на 2010 год как инструмент
ускоренного повышения
6. Баранова Л.Г., Врублевская
О.В., Косарева Т.Е., Юринова Л.А.
Бюджетный процесс в
7. В России введут новые налоги // http://www. puti-uspeha.ru/
8. Гаджиев Г.А., Пепеляев
С.Г. Предприниматель - налогоплательщик
- государство. Правовые позиции
Конституционного Суда
9. Кашин, И. Мерзляков. Налоговая политика и оздоровление экономики России // Аудитор. - 2009. - №9. - с.24.
10. Карасёва М.В. Бюджетное и налоговое право России (политический аспект). - М.: Юрист, 2008. - 328 с.
11. Кузнецов Н.Г., Корсун Т.И., Науменко А.М. Налоговое право России: учебное пособие / Под ред. проф., д. э. н. Кузнецова Н.Г. - М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2009. - 374 с.
12. Князев В. Совершенствование
налоговой системы и
13. Кудрин А.Л. Федеральный бюджет - 2010: новые экономические тенденции // Финансы. - 2010. - №1. - с.3-8.
14. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. - М.: Учебно-консультационный центр "Юр ИнфоР", 2007. - 360 с.
15. Леонова Е.Д. Формирование
налоговой культуры как
16. Литвинцева Т.В. Социальное проблемное поле налоговой системы Российской Федерации // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - №15. - С.60-67.
17. Минаков А.В. Основы
управления бюджетно-налоговой
18. Мишустин М.В. Налогообложение - современный взгляд. - М.: Международная конференция, 2010.
19. Налоговое право: учебное пособие / Под ред. С.Г. Тепеляева. - М.: ИДФБК-ПРЕСС, 2008. - 438 с.
20. Налоги, налогообложение
и налоговое законодательство.
21. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н. прф. Ю.А. Крохина. - М.: Издательство НОРМА, 2006. - 186 с.
22. Налоговое право. Учебник
для вузов. Под ред. Ю.А.
23. Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. - М., 2007.
24. Основы налоговой системы: Учебник / Под ред. А.П. Починка, Д.Г. Черника. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
25. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. Учебник для вузов.6-е изд., доп. и перераб. - М.: МЦФЭР, 2008. - 250 с.
26. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение. Учебник для вузов - М.: МЦФЭР, 2009. - 442 с.
27. Петров Ю. Инновационный подход к развитию российской налоговой системы // Российский экономический журнал. - 2011. - №6. - С.14-21.
28. Селезнев А. Качество
сбалансированности
29. Тимофеева И.Ю. Основы
налоговой безопасности
30. Черник Д.Г., Починок
А.П., Морозов В.П. Основы налоговой
системы: Учебник для вузов. - 3-е
издание переработанное и
31. Черник Д.Г. К вопросу о налоговой реформе // Российский налоговый курьер. - 2009. - №4.
32. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. пособие / Под ред. Сенчакова В.К., Архипова А.И. - М.: Проспект, 2008. - 720 с.
33. Шаталов С.Д. Развитие российской налоговой системы // Финансы. - 2011. - №2. - C.3-8.
34. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 604 с.