Налоговая система франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Налоги – один из древнейших финансовых институтов. Их появление связано с возникновением и становлением государственности. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В истории развития общества ещё ни одно государство не могло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Содержание работы

План
I. Теоретико – методологические особенности развития налоговой системы страны. 4
1.2 Общая характеристика НС. 10
1.3 Налоговая система Франции. 15
II. Развитие налоговой системы страны в условиях мирового взаимодействия 24
2.1. Международные налоговые соглашения Франции 25
2.2 Сравнительная характеристика налоговой системы Франции с российской налоговой системой. 30
2.3. Современные тенденции развития Франции в кризисный и посткризисный периоды. 32
Заключение 35
Список использованной литературы. 37

Файлы: 1 файл

курсовая Налоговая система Франции. Ирина Песковатскова.docx

— 102.35 Кб (Скачать файл)

План

I. Теоретико – методологические особенности развития налоговой системы страны. 4

1.2 Общая характеристика  НС. 10

1.3 Налоговая система Франции. 15

II. Развитие налоговой системы страны в      условиях мирового взаимодействия 24

2.1. Международные  налоговые соглашения Франции 25

2.2 Сравнительная  характеристика налоговой системы  Франции с российской налоговой  системой. 30

2.3. Современные  тенденции развития Франции в  кризисный и посткризисный периоды. 32

Заключение 35

Список использованной литературы. 37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Налоги – один из древнейших финансовых институтов. Их появление связано с возникновением и становлением  государственности. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.  В истории развития общества ещё ни одно государство не могло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Налоговые системы всех стран  представлены совокупностью налогов,  сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – физических и юридических лиц. С помощью налогов государство воздействует на рыночную экономику. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно – правовой формы предприятия.

В настоящее время изучение процесса налогообложения в разных странах весьма своевременно, так как правильный (оптимальный) выбор инструментов налоговой системы является залогом успешного решения проблем, стоящих перед страной.

Особый интерес вызывает налоговая система Франции. Франция  по праву считается одной  из наиболее развитых индустриально-аграрных стран  мира. По размеру ВВП Франция стабильно  занимает 4 место в мире. Экономика  Франции сумела противостоять двум последним мировым финансовым кризисам и теперь является «экономическим локомотивом» всей Европы.

Актуальность выбранной темы подтверждается  тем, что французская налоговая система обладает достаточно высоким потенциалом для развития. Более того, налоговая система Франции это точное отражение ее государственного устройства и основана она не столько на использовании механизмов экономического регулирования, сколько на централизованном перераспределении фискальных ресурсов.  Поэтому изучение налоговой системы данной страны очень важно и столь необходимо для России.

Целью данной курсовой работы является изучение французской налоговой системы, ее особенностей и основных черт, направлений развития на современном этапе, а также сравнительный анализ французской налоговой системы с российской.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

- изучить историю развития научных представлений о налогообложении, рассмотреть общие и частные теории налогов;

-  дать общую характеристику налоговой системы;

- провести целостный анализ всей налоговой системы Франции, выделить её особенности,  изучить основные международные соглашения Франции;

- провести сравнительную характеристику Франции и России

-определить современные тенденции развития Франции

Структура курсовой работы состоит из двух глав. Первая глава посвящена сущности налоговых систем, их функциям и  принципам, а также конкретно налоговой системе Франции. Во второй главе говорится об особенностях налоговой системы Франции, её месте в мировом налогообложении.

Большую помощь в написании  курсовой работы оказали такие учебные пособия, как «Налоговые системы зарубежных стран» Н.Н. Тютюрюкова, «Налоговые системы зарубежных стран» Е.Б. Шуваловой, В.В. Климовицкого, А.М. Пузина, «Налоги в странах с развитой рыночной экономикой»  Д.Г. Черника и т.д.

 

I. Теоретико – методологические особенности развития налоговой системы страны.

1.1 История развития научных представлений о налогообложении. Общие и частные теории налогов.

Проблемы налогообложения  постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных  деятелей самых разных эпох. Так, Ш. Монтескье полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую им оставляют.  Ф. Аквинский определял налоги как дозволенную форму грабежа. Один из основоположников теории налогообложения А. Смит говорил о том, что налоги это признак не рабства, а свободы.

В. Пушкарева в развитии налогообложения выделяет три периода, каждый из которых характеризуется  теми или иными признаками и особенностями1.

1. Первый период развития налогообложения включает в себя хозяйственные системы древнего мира и средних веков.  Этот период отличается неразвитостью и случайным характером налогов. Именно на данном этапе налоги и механизмы их взимания возникают в зачаточном состоянии. По мнению В. Пушкаревой, необходимостью в содержании государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения2.

2. В конце XVII — начале XVIII в.в. наступает второй период развития налогообложения.3 В этот период налоги уже выступают как главный источник доходной части бюджета.  Кроме того, начинают формироваться первые налоговые системы, включающих в себя и прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

3. Третий период развития налогообложения начинает свою историю в XIX в. От предыдущих периодов он отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит и становление научно-теоретических воззрений на природу, методики и  проблемы налогообложения. Как отмечает В. Пушкарева, венцом финансовой науки явились и были полностью обоснованны  научными принципами налогообложения налоговые реформы, проведенные после Первой  мировой войны. Именно тогда и была заложена конструкция современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.4

Одновременно с развитием  государственного налогообложения  начинают формироваться научные  теории налогообложения. Вообще под  налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической  и социально-политической жизни  общества. Иными словами, налоговые  теории представляют собой различные  модели построения налоговых систем государства в зависимости от признания за налогами того или иного  назначения.

Всё многообразие налоговых  теорий сформировалось в две большие  группы: общие налоговые теории и  частные налоговые теории.

Общие теории налогов.

1. Одной из самых первых  среди общих налоговых теорий  является теория обмена, которая  основывается на возмездном характере  налогообложения. Суть теории  заключалась в том, что через  налог граждане покупают у  государства услуги по охране  от нападения извне, поддержанию  порядка и т.д. Однако данная теория была применима только в условиях средних веков, когда за пошлины и сборы покупалась военная и юридическая защита, так, как будто бы между королем и подданными действительно заключался договор. В таких условиях теория обмена являлась формальным отражением существующих отношений5.

2. Разновидностью теории обмена является атомистическая теория, которая появилась в эпоху просвещения. Её представителями в свое время выступали французские просветители Себастьен де Вобан (1633—1707 гг.) и Шарль Монтескье (1689—1755 гг.) Данная теория признает, что налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги. Никто не может отказаться от налогов, также как и от пользования услугами, предоставляемыми государством.6

3. В первой половине XIX в. швейцарский экономист Ж. Симонд де Сисмонди (1773—1842 гг.) в своей работе «Новые начала политэкономии» (1819 год) сформулировал теорию налога как теорию наслаждения. Согласно этой теории налоги есть цена, которую уплачивает  гражданин за получаемые им от общества наслаждения.

4. Ещё одной из общих теорий является теория налога как страховой премии. Её представителями выступили французский государственный деятель Адольф Тьер (1797—1877 гг.) и английский экономист Джон Мак-Куллох (1789—1864 гг.). По их мнению, налоги — это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска.

5. Классическая теория  налогов (теория налогового нейтралитета). Её представителями были английский  экономист Адам Смит (1723—1790 гг.), Давида Рикардо (1772—1823 гг.) и его последователи. Сторонники этой теории рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, страховой платеж, плата за услуги и др.) налогам не отводилась.7

6. Противоположностью классицизма  выступила кейнсианская теория, которая была основана на разработках  английских экономистов Джона  Кейнса (1883—1946 гг.) и его последователей. Суть теории заключалась в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономикой и выступают одной из слагаемых её успешного развития. По мнению Дж. Кейнса, изложенному им в его книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 год), экономический рост зависит от денежных сбережений только в условиях полной занятости. Однако полной занятости практически невозможно достичь. В этих условиях большие сбережения мешают экономическому росту, поскольку они не вкладываются в производство и представляют собой пассивный источник дохода. Для того чтобы устранить негативные последствия, излишние сбережения должны изыматься с помощью налогов8.

7. В 50-х годах возникает ещё одна налоговая теория - теория монетаризма. Она была выдвинута профессором экономики Чикагского университета Милтоном Фридменом и основана на количественной теории денег. По мнению её автора, регулирование экономикой может осуществляться через денежное обращение, которое зависит от количества денег и банковских процентных ставок. При этом налогам не отводится такая важная роль, как в кенсианских экономических концепциях. В данном случае налоги наряду с иными механизмами воздействуют на денежное обращение. В частности, через налоги изымаются излишнее количество денег.9

8. Теория экономики предложения  была сформулированная в начале 80-х годах американскими учеными М. Бернсом, Г. Стайном и А. Лэффером. Центральная мысль этой теории состоит в том, что высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит и к уменьшению налоговых платежей, в связи с этим предлагается снизить ставки налогообложения и предоставить корпорациям всевозможные льготы. Таким образом, снижение налогового бремени, по мнению авторов теории, приводит к бурному экономическому росту.10

Частные налоговые  теории.

1. Среди частных теорий одной из наиболее ранних является теория соотношения прямого и косвенного обложения. В ранние периоды развития европейской цивилизации установление прямого или косвенного налогообложения зависело от политического развития общества. В городах раннего средневековья, где вследствие более равномерного распределения собственности ещё сохранялись демократические устои, налоговые системы строились, в основном, на прямом налогообложении. Косвенные налоги считались более обременительными и негативно влияющими на состояние народа, поскольку они увеличивают стоимость товара. Когда же аристократия набрала силы, чтобы сломить сопротивление народных масс, установился приоритет косвенного налогообложения, и, как правило, на предметы первой необходимости (например, налог на соль). Таким образом, согласно первой позиции косвенные налоги является вредными, поскольку они ухудшают положение народа. 11

Вторая позиция, появившаяся  в конце средних веков, напротив, обосновывала необходимость установления косвенного обложения. Посредством  косвенных налогов предлагалось установить равномерное налогообложение. Дворянство через различные льготы и откупы не было обременено прямыми  налогами. Поэтому сторонники идеи косвенного налогообложения стремились заставить платить привилегированные  классы путем установления налога на их расходы. Тем самым косвенные  налоги рассматривались в качестве средства по установлению равенства в обложении. 12

2. Ещё одной из частных теорий является теория единого налога. Практический аспект данной теории был связан с преобразованиями в налоговой системе. Различные сторонники данной теории представляли единый налог в качестве панацеи от всех бед. Утверждалось, что после установления этого налога бедность будет ликвидирована, повысится заработная плата, перепроизводство будет невозможно, во всех отраслях промышленности произойдет рост производства и т.д.13

3. Большое влияние на  теоретические аспекты налогообложения  оказало и социально-политическая  природа налогов. Особенно это  проявилось в соотношении теорий  пропорционального и прогрессивного налогообложения. Согласно идеи пропорционального налогообложения налоговые ставки должны быть установлены в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от его величины. В соответствии с прогрессивным обложением налоговые ставки и бремя обложения налогом увеличиваются по мере роста дохода плательщика налогов. Сторонниками прогрессивной теории всегда выступали ведущие сторонники социалистического переустройства общества, а Карл Маркс и Фридрих Энгельс в своем Коммунистическом Манифесте даже связывали её с уничтожением частной собственности и построением социализма.

Информация о работе Налоговая система франции