Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 22:31, курсовая работа
Налоги – один из древнейших финансовых институтов. Их появление связано с возникновением и становлением государственности. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В истории развития общества ещё ни одно государство не могло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.
План
I. Теоретико – методологические особенности развития налоговой системы страны. 4
1.2 Общая характеристика НС. 10
1.3 Налоговая система Франции. 15
II. Развитие налоговой системы страны в условиях мирового взаимодействия 24
2.1. Международные налоговые соглашения Франции 25
2.2 Сравнительная характеристика налоговой системы Франции с российской налоговой системой. 30
2.3. Современные тенденции развития Франции в кризисный и посткризисный периоды. 32
Заключение 35
Список использованной литературы. 37
4. Одна из основных
проблем налогообложения нашла
свое отражение в теории
Эволюционное происхождение налоговой системы нашло свое отражение в определении: «Взаимно связанная совокупность налогов, сложившаяся в данном государстве под влиянием всех социально-политических, экономических и финансовых влияний, носит название налоговой системы. Каждая страна, каждая эпоха имеют свою налоговую систему».14
И действительно, считается, что налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. В современном аспекте налоговую систему можно представить как налоговый механизм, включающий совокупность средств и методов организационно-правового характера, которые направлены на выполнение действий налогового законодательства. Посредством налогового механизма государство обеспечивает устойчивость и целевую направленность функционирования налоговой системы, осуществляется налоговая политика.
Налоговые системы разных странах отличаются друг от друга: по структуре, набору взимаемых налогов, способам их взимания, налоговой базе, налоговым льготам, ставкам и т. д. Во многом это связано либо с традициями, накладывающими отпечаток на количественные и качественные характеристики, а также с конкретными социально - экономическими и политическими ситуациями, либо с теми задачами, которые решает налоговая система в тот или иной период времени. Тем не менее, налоговые системы имеют и ряд общих черт, связывающих их между собой, которые характерны для всех стран.
К таковым относятся, например, принципы построения налоговой системы. Часть из них известна еще со времен Д. Рикардо и А. Смита, по мере развития государства и общества сформировались и другие принципы.15
Из всего многообразия
принципов можно выделить три
главных, которым должны удовлетворять
любые современные формы
1. Определенность в понимании А. Смита означала тот факт, что каждый налог должен быть заранее и гласно объявлен в отношении:
а) лиц, которые должны платить этот налог;
б) лица или учреждения, которому или в которое этот налог должен быть внесен;
в) срока, в течение которого или до которого этот налог должен быть уплачен;
г) твердой определенности той суммы, которую налогоплательщик должен заплатить в качестве этого налога.
2. Эффективность означает минимизацию для налогоплательщика всех дополнительных затрат времени, труда и денежных средств, в связи с выполнением им обязанности уплаты налога.16
3. Под справедливостью налога А. Смит понимал строгую равномерность распределения налогового бремени между всеми его плательщиками. Заслуга А. Смита состоит в том, что он предложил считать налоговой справедливостью соразмерность взимаемого с каждого гражданина налога размеру его дохода (имущества). Иными словами, он ввел за правило пропорциональность налогообложения.17
Помимо этих, ставших уже классическими норм, современная практика налогообложения выработала еще ряд не менее важных принципов (запретов). К ним относятся:
1) запрет на введение налога без закона (государственная власть не в праве вводить налоги без ведома и против воли народа);
2) запрет двойного взимания налога;
3) запрет налогообложения факторов производства;
4) запрет необоснованной налоговой дискриминации.
Таким образом, существуют семь (включая первые принципы А. Смита) основополагающих принципов налогообложения, характерных для всех ведущих развитых странах мира, которые соблюдаются уже на протяжении многих десятилетий. То есть, для обеспечения стабильного развития государства каждая страна должна учитывать и строго соблюдать все вышеперечисленные базовые принципы налогообложения. На них должна основываться и строиться налоговая политика страны, налоговые законы не должны приниматься и проводиться в нарушение этих принципов, суды должны разрешать налоговые споры в духе этих налоговых принципов, даже если они и не выражены прямо в форме конкретной нормы закона или иного правового документа.18
Существуют два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.19 В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога.
В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.
В мировой практике выделяют четыре базисных модели системы налогов:20
Англосаксонская модель, она, прежде всего, ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля же косвенных налогов является незначительной. Примерами стран, использующих такую модель налоговой системы, могут быть Великобритания, США, Канада.
Евроконтинентальная модель отличается высокой долей отчислений на социальное страхование, а также значительной долей косвенных налогов: поступления от прямых налогов в несколько раз меньше, чем поступления от косвенных. Яркими представителями данной модели являются Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды.
Латиноамериканская модель рассчитана на сбор налогов в условиях инфляции в экономике. Особенностью является преобладание косвенного налогообложения. Механизм взимания и контроля косвенных налогов имеет упрощенный вид, т.к. косвенные налоги не требуют развитого аппарата налоговых служб и изощренной системы расчетов. Поэтому, как правило, в менее развитых странах доля косвенных налогов выше, чем в преуспевающих странах, что также определяет незначительный уровень прямых налогов. Данную налоговую систему используют такие страны как: Чили, Боливия, Перу.
Смешанная модель сочетает все черты других моделей и применяется во многих странах, в частности, Россия и ряде Азиатских стран. Государства выбирают такую модель налоговой системы для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов и, таким образом, избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов.21
В построении налоговых систем большое значение приобретает структура налогов, которая под воздействием ряда экономических, социальных и политических факторов подвержена постоянным изменениям. В целом, на сегодняшний день налоговые системы различных стран основываются на трех самых значительных налогах — налогом на прибыль, социальном страховании и на налоге на добавленную стоимость. Другие налоги, в том числе налог на прибыль организаций, налог на имущество, на наследство и дарение, имеют второстепенное значение.
Ни одна налоговая система
не может эффективно развиваться
без определенной доли контроля со
стороны налоговых органов. Ввиду
того, что эффективность
Помимо контрольной функции налоговые органы проводят разъяснительные работы гражданам относительно законодательства в сфере налогообложения и порядка действий налоговой системы. Так, например, во многих странах широко используются разные формы разъяснительной работы, растет количество приемных и консультационных пунктов в налоговых центрах и других службах налоговых органов, печатаются всевозможные брошюры, справочники.
Налоговая система Франции представляет собой очень своеобразную совокупность налогов и сборов.23 Она формировалась многие десятилетия, отражая исторические и культурные особенности страны. В настоящее время система обладает стабильностью в отношении перечня взимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки же налогов ежегодно пересматриваются с учетом экономической ситуации и направлении экономико-социальной политики государства. Среди главных черт французской налоговой системы следовало бы выделить такие, как социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного налога, учет территориальных аспектов, гибкость системы в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок, открытость для международных налоговых соглашений.24
Франция относится к экономически развитым странам с унитарной формой государственного устройства. И, как в большинстве унитарных государств, имеет двухуровневую систему государственного устройства: центральные органы государства и местные органы. Налогообложение во Франции является для государства источником формирования доходов центрального бюджета. Налоги и сборы формируют около 90% бюджета государства.25
Налоговой системы Франции строится на следующих принципах:26
- системность, обеспеченная ценностью налоговой системы на базе жесткой централизации управления налогами со стороны парламента, соответственно, широкой законодательной основе налогов, взаимоувязанностью налогов между собой, исключающей двойное налогообложение;
- гибкость налоговой системы, обеспеченная возможностью ежегодно уточнять ставки налогов и осуществлять налоговую политику с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры на основе ежегодно принимаемых парламентом законов при голосовании по вопросам государственного бюджета;
- социальная направленность налоговой системы, связанная со стимулированием социального и экономического развития страны с учетом таких факторов, как темпы развития, финансовое положение отраслей экономики, уровень инфляции и безработицы, выравнивание экономического развития регионов.
Налоговая система Франции
предусматривает следующие
Существует строгое деление на местные налоги и налоги, идущие в центральный бюджет.
К налогам, идущим в центральный бюджет, относятся: НДС, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, пошлины на нефтепродукты, акцизы (кроме обычных продуктов, к акцизам относят: спички, минеральная вода, услуги авиатранспорта), налог на собственность, таможенные пошлины, налог на прибыль от ценных бумаг и другие.
Основные местные налоги: туристский сбор, налог на семью, налог на профессию, налог на уборку территории, налог на использование коммуникаций, налог на продажу зданий. В целом, местные налоги составляют 30% общего налогового бремени, они же наполняют 40% местных бюджетов.28 Преобладают два вида местных налогов: налог на предприятие и налоги на семью. Налог на предприятия вносится в виде налога на профессии, а налоги на семью состоят из следующих налогов: налог на жилье, земельный налог на здания и постройки, налог на землю.
Налог на добавленную стоимость.
Ведущим звеном бюджетной
системы Франции выступает
В современных условиях, когда мы говорим
об НДС, речь идет об общем налоге на потребление,
который затрагивает все товары и услуги,
потребленные или использованные на территории
страны. Операции, связанные с внешним
рынком (экспорт), от налога на добавленную
стоимость освобождены. Лица, совершившие
операции, относящиеся к экспортным, и
уплатившие НДС, могут воспользоваться
правом на возмещение. Что касается импортных
операций, то они подлежат налогообложению
согласно внутреннему праву.29
Налог на добавленную стоимость зависит
от характера совершаемой сделки и не
принимает в расчет финансовое состояние
налогоплательщика. Ставка налога
не связана с ценой товара. Объектом налогообложения
служит продажная цена товара и услуги.
Основная ставка налога — 18,6%. Повышенная
ставка (22%) вменяется к некоторым видам
изделий (автомобили, табачные изделия,
парфюмерия, ценные меха). Пониженная ставка
(5,5%) действует для большинства продовольственных
товаров и продукции сельского хозяйства,
для книг и медикаментов. Такая же пониженная
ставка относится к отдельным видам услуг:
туристические и гостиничные услуги, грузовые
пассажирские перевозки, зрелищные мероприятия,
обеды для работников предприятий.30