Налоговая система франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Налоги – один из древнейших финансовых институтов. Их появление связано с возникновением и становлением государственности. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В истории развития общества ещё ни одно государство не могло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Содержание работы

План
I. Теоретико – методологические особенности развития налоговой системы страны. 4
1.2 Общая характеристика НС. 10
1.3 Налоговая система Франции. 15
II. Развитие налоговой системы страны в условиях мирового взаимодействия 24
2.1. Международные налоговые соглашения Франции 25
2.2 Сравнительная характеристика налоговой системы Франции с российской налоговой системой. 30
2.3. Современные тенденции развития Франции в кризисный и посткризисный периоды. 32
Заключение 35
Список использованной литературы. 37

Файлы: 1 файл

курсовая Налоговая система Франции. Ирина Песковатскова.docx

— 102.35 Кб (Скачать файл)

В соответствии с вновь  принятой Конвенцией становится возможным  обмен информацией между налоговыми органами России и Франции. При этом такой обмен строиться на основе принципа взаимности: французские налоговые  органы никогда не дадут больше информации о российских гражданах, проживающих  во Франции, чем получат сведений о французских гражданах, проживающих  в России.42

В ноябре 2009г. было подписано  соглашение между Францией и Швейцарией об обмене налоговой информацией. Французские  власти получили право, при наличии  подозрений, запросить у Швейцарии  информацию о финансовой и налоговой  ситуации любого французского физического  или юридического лица. Данное соглашение было довольно выгодным для Франции, крайне заинтересованной в том, чтобы собрать все причитающиеся государству налоги, а, как известно, доход государственного бюджета страны более чем на 93 % состоит из налоговых поступлений.  Однако в  декабре 2009 г. Швейцария приостановила процесс ратификации соглашения об обмене налоговой информацией с Францией из-за скандала, разразившегося в связи с использованием Францией похищенных данных о счетах французов в швейцарском филиале банка HSBC.

Место Франции  в мировом налогообложении.

Налогообложение во Франции  имеет ряд особенностей, которые  тесно связаны с историческим развитием страны. Так, например, к  отличительным особенностям французского налогообложения можно отнести  стимулирование роста вложений в  науку, налоговый авуар, налогообложение  доходов от перепродажи имущества.

Налоговый авуар представляет собой компенсацию двойного налогообложения  держателей акций, которые облагаются подоходным налогом  как физические лица с доходов от дивидендов, также облагается налогом доход акционерных обществ. Размер налогового авуара равен половине стоимости распределяемых дивидендов.

Стимулирование роста  вложений в науку предусматривает налоговые кредиты в размере 50% от ежегодного прироста вложений на НИОКР. При снижении вложений налог возрастает на 50% от суммы уменьшения. Недостатком данной системы является риск потери доходов при уменьшении инвестиций в НИОКР по объективным причинам.43

Среди развитых стран Францию  отличает высокая доля налоговых  поступлений  в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды  социального назначения.  Согласно опубликованному в конце марта 2012 г. Французским агентством по привлечению иностранных инвестиций отчету, по итогам 2011 г. Франция заняла 3-е место среди европейских стран по объему прямых привлеченных инвестиций (ПИИ) из более чем 40 стран мира. В 2011 г. во Франции было реализовано 698 новых инвестиционных проектов, создано или сохранено 27, 958 рабочих мест.

В 2011 г. Франция с объемом привлеченных ПИИ в размере 40 млрд. долларов США  заняла 10-е место в мире по объему привлеченных ПИИ. Она остается среди основных получателей ПИИ в странах Европы, опережая Германию (32 млрд. долл. США) и Испанию (25 млрд. долл. США). Всего в 2011 г. Франция привлекла 10% от общего объема инвестиций в страны ЕС. Объем привлеченных во Францию ПИИ вырос за 2011 г. на 18%, в то время как потоки ПИИ в экономику Германии снизились на 30%, в США – на 8% и в экономику Бельгии – на 43%.

По итогам 2011 года дефицит государственного бюджета Франции составил 5,2% от ВВП против предусмотренных в законе о бюджете 6% и в последних поправках к бюджету 5,7%. Таким образом, задача, стаявшая перед французским правительством о сокращении дефицита госбюджета в 2011 г. была перевыполнена.  Дефицит госбюджета Франции составил 103,1 млрд. евро против 136,5 млрд. в 2010 году.44

Во Франции налогообложение  находится в компетенции парламента (Национальной ассамблеи), который ежегодно при голосовании государственного бюджета утверждает законодательные  акты о налогах, а также декреты  и предписания, принимаемые в  развитие указанных законов.

Основными законодательными актами в области налогообложения  во Франции являются:

  • Налоговый кодекс 1948 года;
  • Кодекс фискальных процедур 1982 года.

Организацией налогообложения  во Франции занимается налоговая  служба, функционирующая в составе  Министерства экономики, финансов и  бюджета. Его возглавляет Главное  налоговое управление.45

Французская налоговая система  имеет свою, отличную от других, организацию проведения налоговых проверок. Так,  в Налоговом кодексе Франции процедуры налогового контроля в отношении предприятий и физических лиц четко разделены и прописаны в «Книге налоговых процедур», которая представляет собой процессуальный Налоговый кодекс.  Налогоплательщик имеет право вносить свой протест. Многие процедуры требуют разрешения суда. Ревизионный период, или глубина проверки, на крупных предприятиях составляет три года, но этот срок может быть увеличен при необходимости до пяти лет. Ревизионный период для малых предприятий, как правило, составляет один год.  На всех предприятиях может проводиться также точечная (тематическая) проверка, когда проверяется либо один налог или конкретный вопрос, например, применение налоговых льгот.

Специальные правила установлены  в отношении проверок физических лиц. Срок проверки составляет не более  года. Налогоплательщика обязаны  уведомить о предстоящей проверке. Ему дается время на подготовку, он может обратиться за помощью к  специалистам.

Во Франции, также как  и в ряде других западных стран, например, в Германии, достаточно высоки социальные налоги и сборы, которые существенно  повышают общий уровень налогового бремени в стране. Налоговые поступления  финансируют деятельность социально  ориентированного правительства, а  уровень налогов для наиболее обеспеченных французов и частных  компаний должен удовлетворять требованиям  социальной справедливости, перераспределяя  доходы в пользу малообеспеченных граждан. Для реализации цели социальной справедливости во Франции с 1982 . было введено налогообложение  крупных состояний – своеобразный налог  на право быть богатым.  Высокие ставки данного налога означают, по существу, его конфискационный  характер.

Система социальных налогов  и сборов была создана во Франции  в 1945 г. В своем нынешнем виде данная система объединяет четыре основных вида обязательных социальных платежей – общие социальные взносы, взносы для возмещения социального долга, социальный налог и социальный взнос  с прибыли предприятий.

Несмотря на приверженность принципам социальной рыночной экономики, предполагающей высокий уровень  государственных расходов (соответственно, высокий уровень налогов для их финансирования), налоговая система Франции является  вполне конкурентноспособной. Сместив основную тяжесть налогового бремени на косвенные налоги, правительство Французской Республики содействовало созданию на территории страны налогового климата, благоприятного как для физических, так и для юридических лиц. При этом в наиболее выгодных условиях оказываются налогоплательщики – юридические лица, ведущие внешнеэкономическую деятельность за пределами Франции в низконалоговых юрисдикциях, а также физические лица, создавшие семью и воспитавшие как минимум троих детей. Высокие ставки индивидуальных подоходных налогов во Франции являются по существу лишь номинальными, большинство налогоплательщиков вообще освобождается на законных основаниях от уплаты налогов, а налог на прибыль компаний, ведущих активность на территории Франции, является вполне умеренным.

2.2 Сравнительная характеристика налоговой системы Франции с российской налоговой системой.

Рассматривая налоговую систему  Франции в сравнении с российской, можно отметить некоторые схожие черты, так, к примеру, ряд  проблем российской налоговой системы  почти зеркально отображен в налоговой системе Франции:

  • слабый территориальный аспект;
  • низкая собираемость;
  • слабо выраженные социальные функции;
  • противоречивость многих налогов.

Помимо общих черт имеются и принципиальные отличия французской налоговой системы от российской.  Они заключается в следующем:

  • Отсутствие налогов, базой которых является выручка от реализации продукции (отчислений в дорожные фонды, на содержание жилых домов и т.п.);
  • Налогообложение доходов корпораций, полученных только из источников внутри страны;
  • Применение системы приписываний дивидендов и льготы участия, почти исключающей их двойное налогообложение;
  • Налогообложение доходов домашнего хозяйства, а не отдельного физического лица («вырожденное» домашнее хозяйство может  состоять из одного гражданина, не состоящего в браке и не имеющего иждивенцев);
  • Применение регрессивной  шкалы при начислении социальных взносов;
  • Налогообложение чистого нехозяйственного имущества физических лиц (в отличие от недвижимого в России) по прогрессивной шкале;
  • Отсутствие системы удержания индивидуального подоходного налога из доходов от занятости;
  • Единая для всех корпораций система внесения предварительных платежей подоходного налога 4 раза в год исходя из дохода в прошлом году.

Количественные различия между французской и  российской налоговой системами заключается  в том, что во Франции:

  • Эффективная ставка налога на доходы корпораций выше на 13,6 пункта, чем в России ставка налога на прибыль предприятий;
  • Ставка НДС выше на 1,6 пункта;
  • Суммарная ставка социальных налогов, вносимых нанимателями и работниками с учетом социальных надбавок, на 19,9 пункта выше, причем для нанимателей (0,6 пункта), а для работников – очень большое (21,5 пункта);
  • Значительно выше максимальная ставка индивидуального подоходного налога (на 35 пунктов) и одновременно многократно (в 30 раз) выше размер необлагаемого  индивидуального дохода от занятости;
  • Выше ставки налога на личное имущество и ставки налога на дарение и наследство, но одновременно многократно выше границы стоимости имущества, с которой начинается налогообложение.

В целом можно заключить, что французская налоговая система  по сравнению с российской более  мягка по отношению к корпорациям  и более жестка в отношении  физических лиц и семей,  имеющих  высокие душевые доходы. Применение значительных вычетов из базы индивидуального  подоходного налога, налогов на имущество, на наследство и дарение приводит к снижению этих налогов вплоть до нуля для бедных слоев населения.46

2.3. Современные тенденции развития Франции в кризисный и посткризисный периоды.

Мировой финансовый кризис оказал пагубное влияние не только на развитие французской экономики, но и на другие страны Евросоюза. Французскому руководству пришлось приложить немало усилий по устранению последствий кризиса и разработке стратегии развития и недопущения повторения кризисных явлений в будущем. Прежде всего, французское правительство пересмотрело режим "жёсткой экономии" и признало его неэффективным для сокращения дефицита бюджета. Государство пришло к выводу, что в данной ситуации повышение налогов будет нецелесообразным.  Поэтому для борьбы с кризисом французское правительство пошло по иному пути, оно сократило число чиновников и депутатов местных органов власти. Кроме этого, президент посчитал необходимым ввести в стране налог на выброс углекислого газа предприятиями, и воспользоваться общенациональным займом, средства от которого должны будут пойти на борьбу с кризисом.47

Правительство Франции разработало  тенденции, которые, по их мнению, будут способствовать скорейшему выходу страны из кризиса. К таковым тенденциям относятся, прежде всего, усиление концентрации капитала (обусловленная необходимостью повышения рентабельности кредитно-финансовых институтов Франции и расширением их экспансии на международных рынках), интернационализация деятельности французских кредитно-финансовых институтов и процесс гармонизации в рамках ЕС.

Для создания условий гармонизации налогового регулирования, Франция  должна будет провести ряд существенных изменений в национальной налоговой системе. Прежде всего, планы гармонизации потребуют от Франции предварительного снижения уровня налоговых ставок и приведения их к стандартам, сравнимым с налоговыми ставками стран ЕС, это должно определять условия отсутствия нездоровой конкуренции систем в условиях близкого сотрудничества. Также, Франции предстоит ввести правила оценки амортизации актива стоимости деловой репутации при слиянии с компаниями, создать  правила тонкой капитализации и правила оценки деловых убытков, которые будут максимально приближенны к условиям аналогичных оценок в налоговом праве ряда стран ЕС.48

С точки зрения ряда международных  налоговых экспертов, расширение гармонизации налоговых систем Франции и налоговых систем стран ЕС необратимо приведет как к улучшению форм сотрудничества налоговых органов стран, так и к усилению координации налоговой политики других государств Европы.49

Информация о работе Налоговая система франции