Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 20:19, дипломная работа
Поэтому в настоящее время все большую актуальность приобретает тема: «Налоговая система: проблемы и перспективы развития», которая включает в себя: анализ действующей системы налогообложения, знание теоретических основ сущности налогов как финансово-экономической категории, функций налогов и принципов налогообложения, элементов налогообложения, классификации налогов, анализ проблем и перспектив развития налоговой системы.
Содержание 2
Введение 3
I. Состав и структура налоговой системы РФ 6
1.1. Налоговая система государства 6
1.2.Сущность налогов как финансово-экономической категории 9
1.3. Функции налогов 11
1.4. Налоговая политика. Виды и состояние 14
II. Характеристика налоговой системы РФ 21
2.1. Характеристика основных налогов входящих в налоговую систему РФ. 21
2.2.Налогообложение малого бизнеса 44
2.3. Правовое обеспечение функционирования налогового механизма. Роль и значение налоговых органов в развитии налоговой системы РФ 47
2.4. Порядок привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах 62
III. Проблемы и перспективы развития налоговой системы 71
3.1. Налоговое реформирование 71
3.2. Рационализация налоговой системы 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
Список использованной литературы 90
ПРИЛОЖЕНИЯ 92
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский Государственный Университет Сервиса»
Кафедра Финансов и налогообложения
«_________________» 2005 г.
НА ТЕМУ: «НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ».
Выполнила студентка 4 курса
заочного отделения специальность 060400«Финансы и кредит»
(по сокращенной форме обучения)
(подпись)
Научный руководитель
к.э.н., доцент
Егорова Е.Н.____________
Москва 2005г.
Тема – «Налоговая система России: проблемы и перспективы развития» - сложна, интересна и в то же время важна, потому что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
Взимание налогов
- древнейшая функция и одно из основных
условий существования
Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
Однако, как показывает
опыт развития благополучных стран,
успех национальной реформы, прежде
всего, зависит от надёжности государственных
гарантий свободы, обоснованности и
стабильности правоотношений. Отсутствие
или неэффективность таких
Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не могут эффективно функционировать без соответствующего правового законодательства. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.
Другая особенность
экономической реформы в России
заключается в повышении роли
хозяйствующих субъектов и
Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая, меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения.
Поэтому в настоящее время все большую актуальность приобретает тема: «Налоговая система: проблемы и перспективы развития», которая включает в себя: анализ действующей системы налогообложения, знание теоретических основ сущности налогов как финансово-экономической категории, функций налогов и принципов налогообложения, элементов налогообложения, классификации налогов, анализ проблем и перспектив развития налоговой системы.
Важное место нужно уделить вопросу формирования и реализации налоговой политики, ведь именно от нее зависит сбалансированность налоговой системы, а значит и выполнение главных функций налогов: фискальной, социальной, контрольной и распределительной.
В настоящее время в налоговом законодательстве существует еще множество пробелов, которые следует заполнить, но как отмечает Д.Черник его формирование будет продолжаться еще не менее 2-3 лет.
Кроме того в ряде стран существует прецедентное право. То есть, если есть в законодательстве некое противоречие или пробел, граждане вправе обратиться в суд за объяснениями. Суд решает дело, и это решение после опубликования становится инструкцией. Она будет применяться во всех аналогичных случаях.
Д.Черник считает панацеей создание профессиональной общественной системы консультирования. Именно налоговое консультирование должно помочь бухгалтерам в сдаче отчетов и возможности не вникать во все нюансы изменения налогового законодательства с одной стороны, и разгрузит налоговых инспекторов с другой.
I. Состав и структура налоговой системы РФ
Классификация налогов и сборов
Налоговой системой является совокупность налогов в той или иной стране, форм методов их построения и организации взимания.
Редакция ст.12 Налогового кодекса
Российской Федерации,
Федеральными налогами и
Региональными налогами
Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами указанных субъектов РФ.
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются Налоговым кодексом РФ. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы не предусмотренные НК РФ.
Налоговым кодексом Российской
Федерации устанавливаются
Одна из главных тем дискуссий теоретиков и практиков налогообложения, сколько должно быть налогов? Налогоплательщики постоянно требуют сокращения налогового бремени, в том числе за счет сокращения количества налогов и сборов, что не всегда может позволить себе государство, которое должно решать задачу обеспечения доходными источниками постоянно растущих бюджетных расходов.
Как отмечает Ланг Й. «Многоналоговая система обладает преимуществом, заключающимся в оптимизации качеств налоговой системы благодаря сочетанию различных объектов налогообложения. Справедливость подоходного налога дополняется незаметностью косвенных налогов. Налоговые поступления можно таким образом разбить на отдельные виды налогов, что не один из них не будет производить давящего впечатления. Опора на многообразие объектов налогообложения является, кроме того, самым лучшим залогом равномерного распределения налогового бремени по причине полного охвата граждан».
На 1 января 2004 г. в Российской Федерации действовало 23 налога и сбора (без учета специальных режимов налогообложения) (см. табл. 2, тогда как при введении налоговой системы на 1 января 1992 г. количество налогов и сборов составляло 42. Для сравнения, в ФРГ, также являющейся федеративным государством, взимается 39 налогов.
Наиболее часто используются следующие классификации налогов и сборов.
Классификация основных налогов по экономическим категориям: налоги на потребление (НДС, акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины), налоги на труд (налог на доходы физических лиц, социальные налоги), налоги на капитал (налог на прибыль, налоги на имущество, налог на добычу полезных ископаемых).
В зависимости от методов взимания налоги классифицируются на прямые и косвенные.
Прямые налоги обращены
непосредственно к налогоплател
Косвенные налоги включаются в цену товара и тем самым оплачиваются за счет покупателя. При косвенном налогообложении юридический и фактический налогоплательщики не совпадают.
Деление налогов на прямые и косвенные связано с теорией переложения налогов, обосновывающей особенности распределения налогового бремени и предполагающей, что косвенные налоги полностью перекладываются на потребителя через цену товара (работы, услуги), а бремя прямых налогов лежит цену.
Однако было замечено, что полностью перелагаемые или неперелагаемые налоги не существуют. Косвенные налоги не полностью переносятся на потребителя в связи с изменением цен на факторы производства, неэластичностью спроса, уклонениями от уплаты налогов и другими причинами. В то же время прямые налоги могут частично перекладываться как на потребителей товаров налогоплательщика, так и на продавцов сырья и материалов.
Существует разный поход к классификации налогов, и, следует отметить, они достаточно условны. Для примера можно привести классификацию налогов, применяемую Федеральным министерством финансов ФРГ (см. табл. 3), применительно к которой дается классификация российских налогов и сборов.
Налоги являются одним из важнейших признаков государства. В любом обществе они служат материальной основой исполнения общих дел по защите от внешнего врага и поддержанию порядка внутри государства, реализации программ социально-экономического, культурного и политического развития, содержанию управленческого аппарата и др.
Налоги как общественная категория отражают историко-экономические условия жизни людей и государства.
Налоги как
экономическая категория
В налогах отражаются отношения собственности, та сфера производственных отношений, где сталкиваются и так или иначе разрешаются различные экономические интересы: государственные, коллективные и индивидуальные. Формирование концепции рациональной налоговой системы позволяет найти точку взаимного сочетания этих интересов, сгладить антагонизм между ними.
Существуют различные определения понятия налогов, закрепленные в налоговом праве разных стран. Так, согласно Положению о взимании налогов, сборов и пошлин Германии (1977), "налоги — это денежные выплаты, не являющиеся ответной услугой за какую-либо особую услугу, к которым правовое общество обязывает всех лиц, располагающих таким фактическим обстоятельством, с которым закон связывает финансовые обязательства. Получение доходов может быть побочной целью".
В соответствии со ст. 8 Iч. НК РФ «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»
«Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
При этом согласно п. 5 ст. 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством налоги и сборы признаются таковыми, если они установлены в соответствии с НК РФ, а платежи, уплачиваемые в соответствии с нормами, не относящимися к налоговому законодательству, не являются налогами и сборами.
Информация о работе Налоговая система: проблемы и перспективы развития