Налоговая система: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 20:19, дипломная работа

Описание работы

Поэтому в настоящее время все большую актуальность приобретает тема: «Налоговая система: проблемы и перспективы развития», которая включает в себя: анализ действующей системы налогообложения, знание теоретических основ сущности налогов как финансово-экономической категории, функций налогов и принципов налогообложения, элементов налогообложения, классификации налогов, анализ проблем и перспектив развития налоговой системы.

Содержание работы

Содержание 2
Введение 3
I. Состав и структура налоговой системы РФ 6
1.1. Налоговая система государства 6
1.2.Сущность налогов как финансово-экономической категории 9
1.3. Функции налогов 11
1.4. Налоговая политика. Виды и состояние 14
II. Характеристика налоговой системы РФ 21
2.1. Характеристика основных налогов входящих в налоговую систему РФ. 21
2.2.Налогообложение малого бизнеса 44
2.3. Правовое обеспечение функционирования налогового механизма. Роль и значение налоговых органов в развитии налоговой системы РФ 47
2.4. Порядок привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах 62
III. Проблемы и перспективы развития налоговой системы 71
3.1. Налоговое реформирование 71
3.2. Рационализация налоговой системы 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
Список использованной литературы 90
ПРИЛОЖЕНИЯ 92

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 598.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Доходы

       К доходам в целях гл. 25 НК  РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее — доходы от реализации) и внереализационные доходы. При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

В составе  доходов не учитываются доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ, в частности:

1) имущество,  имущественные права, работы или  услуги, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров(работ, услуг) налогоплательщиком, определяющими доходы и расходы по методу начисления;

2)  имущество, имущественные права, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;

  1.    доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 НК РФ;
  2.    в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета от сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;
  3.    в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.
  4.    другие внереализационные доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

Расходы

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами  понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными  расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы в  зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Расходы, связанные  с производством и реализацией, подразделяются на:

  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда;
  • суммы начисленной амортизации;
  • прочие расходы.

Налоговым периодом по налогу признается календарный год.

Отчетными периодами  по налогу признаются первый квартал

 полугодие  и девять месяцев календарного  года.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Налоговые ставки

С 1 января 2005 г. установлены следующие налоговые ставки

1. Общая налоговая  ставка установлена в размере  24%, которая применятся за исключением случаев, указанных ниже в п. 2—5 и 7.

При этом:

  • сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5%, зачисляется в федеральный бюджет;
  • сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%.

2.Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:

  1. 20% — со всех доходов, за исключением указанных в подп. 2 настоящего пункта и пунктах 3 и 4;
  2. 10% — от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок.

3. К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:

  1. 9% — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами — налоговыми резидентами Российской федерации;
  2. 15% — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а так же по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.

4. К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки:

  1. 15% — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (за исключением ценных бумаг, указанных в подп. 2 и 3 настоящего пункта), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 г.;

9% — по  доходам в виде процентов по  муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 г., а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 02007 г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.; 3) 0% — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 г., эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга РФ.

5. Прибыль, полученная Центральным банком РФ от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", облагается налогом по налоговой ставке 0%.

Прибыль, полученная Центральным банком РФ от осуществления деятельности, не связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", облагается налогом по налоговой ставке, предусмотренной п. 1, т. е. по ставке в размере 24%.

6. Сумма налога, исчисленная по налоговым ставкам указанным в п. 2—4, подлежит зачислению в федеральный бюджет.

7. Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, установлена в следующих порядке и размере:



в 2004—2005 гг. — 0%;

  • в 2006—2008 гг. – 6%;
  • в2009—2011гг.—12%;
  • в 2012—2014 гг. – 18%;

Начиная с 2015 г. -  в  соответствии с п.1 ст. 284 НК РФ.

  ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

В общей сумме  налоговых поступлений в бюджетную  систему поступления единого социального налога (далее — ЕСН) составили в 2003 г. 24,4%. Этот налог является основным источником финансирования государственного пенсионного и социального обеспечения (страхования) и медицинской помощи.

Налогоплательщиками признаются:

  • лица, производящие выплаты физическим лицам; организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
  • индивидуальные предприниматели (в том числе члены крестьянского (фермерского) хозяйства), адвокаты.

Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким из категорий налогоплательщиков, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.

Не являются налогоплательщиками ЕСН организации  и индивидуальные предприниматели:

  • перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с гл. 26 НК РФ;
  • перешедшие на упрощенную систему налогообложения в соответствии с гл. 2б НК РФ;

— переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с гл. 26 НК РФ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом)

 

От уплаты ЕСН освобождены:

 

  1. организации любых организационно-правовых форм — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, II или III группы;
  2. следующие категории налогоплательщиков — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 тыс. руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо:

 

  • общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;

— учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственным собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

Указанные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов;

3) налогоплательщики — индивидуальные предприниматели, адвокаты, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 тыс. руб. в течение налогового периода;

4) федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, другие федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят военную службу военнослужащие, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области внутренних дел, миграции, исполнения наказаний, фельдъегерской связи, таможенного дела, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственная противопожарная служба Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, военные суды, Судебный департамент при Верховном суде РФ, Военная коллегия Верховного суда РФ в части сумм денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудниками уголовно-исполнительной системы, таможенной системы РФ и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством РФ.

Не включаются в налоговую базу для исчисления налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, суммы денежного содержания прокуроров и следователей, а также судей федеральных судов и мировых судей субъектов Российской Федерации;

5) индивидуальные предприниматели  и адвокаты (подп. 2 п. 1 ст. 235 НК РФ) не исчисляют и не уплачивают налог в части суммы налога, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ.

Информация о работе Налоговая система: проблемы и перспективы развития