Налоговая система: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 20:19, дипломная работа

Описание работы

Поэтому в настоящее время все большую актуальность приобретает тема: «Налоговая система: проблемы и перспективы развития», которая включает в себя: анализ действующей системы налогообложения, знание теоретических основ сущности налогов как финансово-экономической категории, функций налогов и принципов налогообложения, элементов налогообложения, классификации налогов, анализ проблем и перспектив развития налоговой системы.

Содержание работы

Содержание 2
Введение 3
I. Состав и структура налоговой системы РФ 6
1.1. Налоговая система государства 6
1.2.Сущность налогов как финансово-экономической категории 9
1.3. Функции налогов 11
1.4. Налоговая политика. Виды и состояние 14
II. Характеристика налоговой системы РФ 21
2.1. Характеристика основных налогов входящих в налоговую систему РФ. 21
2.2.Налогообложение малого бизнеса 44
2.3. Правовое обеспечение функционирования налогового механизма. Роль и значение налоговых органов в развитии налоговой системы РФ 47
2.4. Порядок привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах 62
III. Проблемы и перспективы развития налоговой системы 71
3.1. Налоговое реформирование 71
3.2. Рационализация налоговой системы 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
Список использованной литературы 90
ПРИЛОЖЕНИЯ 92

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 598.00 Кб (Скачать файл)

Основные  параметры федерального бюджета  на 2004— 2006 гг. (в% от ВВП), в том числе непроцентные расходы, приведенные в табл. 5, свидетельствуют, что в последние годы налоги постепенно утрачивают свои функции как фискальную, так и регулирующую.

 

II. Характеристика налоговой системы РФ

2.1. Характеристика  основных налогов входящих в  налоговую систему РФ.

Налог на добавленную стоимость

 

Налог на добавленную  стоимость является одним из основных источников налоговых поступлений. Его доля в структуре налоговых поступлений в бюджетную систему возросла с 16,9% — в 1999 г. до 18% — в 2003 г. Большая часть налоговых поступлений федерального бюджета в 2003 г. обеспечена поступлениями НДС (43,5% от общего объема налоговых доходов).

Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость регулируется гл. 21 НК РФ.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с ТмК РФ.

Не признаются налогоплательщиками НДС организации и индивидуальные предприниматели (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ и ТмК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ):

Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе.

Организации и индивидуальные предприниматели  имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности 1 млн. руб. Указанные правила не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также не применяются в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ.

Лица, использующие право на освобождение, должны представить в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение, соответствующее письменное уведомление и документы, которые подтверждают право на такое освобождение.

Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено в соответствии с положениями НК РФ.

Объектом налогообложения  признаются следующие операции:

реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров /результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав; передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе;

— передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

—выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

  • ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Не признаются объектом налогообложения:

  • операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ;

организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению); —передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным

  • передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
  • выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления;
  • передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным _учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

В  случаях, предусмотренных  гл. 21 НК РФ, когда сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая  ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной в размере 10 или 18% к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

В остальных случаях налогообложение  производится по налоговой ставке 18%.

Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы предоставляются соответствующие документы.

Акцизы

Акцизы являются одними из основных источников налоговых поступлений. Их доля в структуре налоговых поступлений в бюджетную систему возросла с 3,3% — в 1999 г. до 5,4% — в 2003 г. Значительная часть налоговых поступлений федерального бюджета в 2003 г. обеспечена поступлениями акцизов (12,4% от общего объема налоговых доходов). Порядок исчисления и уплаты акцизов регулируется гл. 22 "Акцизы" НК РФ, а в отношении акцизов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, применяется ТмК РФ.

Налогоплательщиками акциза признаются организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с ТмК РФ, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с гл. 22 НК РФ.

Лица, совершающие операции с нефтепродуктами, обязаны получить свидетельства о регистрации, которые в порядке, установленным гл. 22 НК РФ, выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим следующие виды деятельности:

  • производство нефтепродуктов — свидетельство на производство;
  • оптовую реализацию нефтепродуктов — свидетельство на оптовую реализацию;
  • оптово-розничную реализацию нефтепродуктов — свидетельство на оптово-розничную реализацию;
  • розничную реализацию нефтепродуктов — свидетельство на розничную реализацию.

Подакцизными  товарами признаются:

  • спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
  • спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%. Не рассматриваются как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция: лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства; лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным 
    рецептам и требованиям лечебных организаций; препараты ветеринарного назначения; парфюмерно-косметическая продукция; подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий; товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;
  • алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов);
  • пиво;
  • табачная продукция;

автомобили  легковые и мотоциклы с мощностью  двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с);

— автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин.

Объектом  налогообложения признаются следующие операции:

  • реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров;

-оприходование  организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья.

Подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным налоговым ставкам, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. В аналогичном порядке налоговая база определяется также в случае, если в составе партии ввозимых на таможенную территорию РФ подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ранее вывезенные с таможенной территории РФ для переработки вне таможенной территории РФ. В аналогичном порядке определяется налоговая база при ввозе на таможенную территорию РФ подакцизных товаров в качестве продуктов переработки вне таможенной территории РФ.

Налоговым периодом признается календарный день.

Налоговые ставки:

1.Налогообложение подакцизных  товаров осуществляется с 1 января 2005 г. по следующим налоговым ставкам: см. таблица  6.

2.Налогообложение  алкогольной продукции, ввозимой  на таможенную территорию РФ, осуществляется по соответствующим налоговым ставкам.

При реализации налогоплательщиками — производителями алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9% включительно, вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, налогообложение осуществляется по налоговым ставкам, указанным в табл. 6.

При реализации налогоплательщиками — производителями алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9%, за исключением реализации указанной продукции на акцизные склады других организаций и акцизные склады, являющиеся структурными подразделениями налогоплательщиков — производителей алкогольной продукции, налогообложение осуществляется по соответствующим налоговым ставкам, указанным в табл. 6.

При реализации налогоплательщиками — производителями алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% на акцизные склады, за исключением акцизов.

 Ярким примером отставания в применении ставок акцизов являются акцизы на алкогольную продукцию.

При стабильно  высоком уровне потребления алкогольной продукции в России главными причинами низкого уровня доходов от акцизов на алкогольную продукцию на душу населения являются низкие ставки акцизов и низкий уровень собираемости акцизов следствие большого количества нелегальной алкогольной продукции.

 Сложившаяся  ситуация в значительной степени связана с весьма сложным и неэффективным порядком взимания акцизов на алкогольную продукцию, ежегодным увеличением ставок акцизов, приводящим к росту цен, что при низкой покупательной способности населения не позволяет сократить оборот нелегальной алкогольной продукции.

  НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

 Несмотря на последние  изменения в порядке исчисления налога на прибыль, приведшие к снижению налоговой базы, этот налог продолжает занимать ведущую роль в налоговой системе России. В структуре налоговых поступлений в бюджетную систему его доля в 2003 г. составила 14,8% (1999 г. — 16,6%). Значительная часть налоговых поступлений федерального бюджета в 2003 г. также обеспечена поступлениями налога на прибыль организаций (8,4%), 2004г. (8,7%).

Порядок исчисления и  уплаты налога на прибыль организаций регулируется гл. 25 "Налог на прибыль организаций"

НКРФ.

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации; иностранные  организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Не являются налогоплательщиками организации:

— переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с гл. 26 НК РФ;

  • перешедшие на упрощенную систему налогообложения в соответствии с гл. 26 НК РФ;
  • переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с гл. 26 НК РФ (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

  Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, в которую включается:

  • для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемые в соответствии с гл. 25 НК РФ;
  • для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, определяемых в соответствии с гл. 25 НК РФ;
  • для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в РФ, определяемые в соответствии со ст. 309 НК РФ.

Информация о работе Налоговая система: проблемы и перспективы развития