Налоговая система РФ и ее функционирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и проблем ее функционирования.
Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:
- определить принципы построения и структуру налоговой системы;
- охарактеризовать механизм управления налоговой системой РФ;
- проанализировать особенности современной налоговой системы РФ;
- дать характеристику и анализ поступлений основных налогов в бюджет Российской Федерации;
- перечислить проблемы и ограничения развития современной налоговой системы;

Содержание работы

Введение_____________________________________________________ 3
Глава 1. Налоговая система как инструмент регулирования социально-
экономических процессов
1.1 Принципы построения налоговой системы ______________________5
1.2 Структура налоговой системы РФ_____________________________ 8
1.3 Механизм управления налоговой системой РФ__________________10
Глава 2. Оценка современной налоговой системы России
2.1 Особенности современной налоговой системы РФ_______________14
2.2 Характеристика и анализ поступления основных налогов в бюджет
Российской Федерации _____________________________________ 15
2.3 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы
Глава 3. Пути реформирования налоговой системы
3.1 Направления совершенствования налоговой системы РФ_________23
3.2 Предложения российских экономистов________________________ 26
Заключение__________________________________________________ 31
Список используемой литературы_______________________________ 34
Приложение А________________________________________________ 38
Приложение Б________________________________________________ 39
Приложение В________________________________________________ 40
Приложение Г________________________________________________ 41

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.doc

— 406.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1 – Поступление налога на прибыль организаций

 

Январь-август

2009г.

Справочно

январь-август 2008г.

Консолидирован-ный бюджет

в том числе

Консолидирован-ный бюджет

в том числе

млрд. рублей

в % к итогу

федеральный бюджет

Консолидированные

бюджеты субъектов

Российской Федерации

млрд. рублей

в % к итогу

федеральный бюджет

Консолидированные

бюджеты субъектов

Российской Федерации

Всего

833,6

100

134,2

699,4

1827,0 

100

544,5

1282,5

из него:

 зачисляемый в бюджеты бюджетной  системы Российской Федерации  по соответствующим ставкам

784,3

94,1

85,6

698,7

1766,9

96,7

487,9

1279,0

с доходов, полученных в виде дивидендов

40,5

4,9

40,5

-

50,3

2,8

50,3

-

С доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам

7,9

0,9

7,9

-

5,5

0,3

5,5

-


 

В январе-августе 2009г. в  консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты  субъектов Российской Федерации) поступило 1052,7 млрд.рублей налога на доходы физических лиц, что на 0,6% меньше, чем за соответствующий период предыдущего года. В августе 2009г. поступление налога на доходы физических лиц составило 120,9 млрд.рублей, что на 37,1% меньше, чем в предыдущем месяце (приложение 2).

В январе-августе 2009г. в  консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов  по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 212,5 млрд.рублей, что  на 3,4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Основную часть поступлений (84,9%) обеспечили акцизы на автомобильный бензин, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), табачную продукцию, дизельное топливо. При этом доля поступлений по акцизам на табачную продукцию и автомобильный бензин увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года соответственно на 4,1 и 0,7 процентного пункта, на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) и акцизам на дизельное топливо - снизилась соответственно на 2,5 и 1,1 процентного пункта. В августе 2009г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 29,9 млрд.рублей, что на 4,3% больше по сравнению с предыдущим месяцем (приложение 3).

 В январе-августе 2009г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 613,6 млрд.рублей, снизившись по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 49,6%. Доля поступлений налога на добычу нефти составила 87,7% и снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 4,7 процентного пункта. Доля налога на добычу газа горючего природного увеличилась на 2,7 процентного пункта, составив 7,9%. В августе 2009г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 99,8 млрд.рублей, что на 1,5% меньше по сравнению с предыдущим месяцем (таблица 2).

 

 

 

 

 

Таблица 2 - Поступление налога на добычу полезных ископаемых

 

Январь-август

2009г.

Справочно

январь-август 2008г.

консолидированный

бюджет

в том числе

консолидированный

бюджет

в том числе

федеральный бюджет

Консолидированные

Бюджеты субъектов Российской Федерации

федеральный бюджет

консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

Всего

613,6

571,2

42,4

1217,9

1146,4

71,5

из него:

 нефть

538,3

511,3

26,9

1125,9

1069,6

56,3

газ горючий природный

48,5

48,5

-

63,0

63,0

-

газовый конденсат

4,1

3,9

0,2

6,0

5,7

0,3

прочие полезные ископаемые

22,7

7,3

15,3

23,0

8,1

14,9


 

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения, в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 сентября 2009г. составила 644,1 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2009г. она увеличилась на 15,2%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - на 19,6%, по акцизам в целом - на 15,8%, налогу на прибыль организаций - на 9,4%. Уменьшилась задолженность по налогу на добычу полезных ископаемых - на 16,1%.

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 сентября 2009г. составила 426,0 млрд.рублей и увеличилась по сравнению с 1 января 2009г. на 4,5% см. по методологии соответствующих лет, без единого социального налога (рис. 2).

 

Рисунок 2 - Динамика задолженности по налоговым платежам

 

В январе-августе 2009г. поступление  налогов и взносов на социальные нужды, администрируемых Федеральной  налоговой службой, составило 1377,0 млрд.рублей (с учетом погашения задолженности  в государственные внебюджетные фонды) и возросло по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 1,6% (таблица 3).

 

Таблица 3 - Поступление единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

 

Январь-август

2009г.

Справочно

январь-август 2008г.

млрд.

рублей

удельный вес

 в общей сумме 

 поступлений,

%

млрд.

рублей

удельный вес

 в общей сумме 

 поступлений,

%

Всего

1377,0

100

1355,0

100

из них:

единый социальный налог

540,8

39,3

534,7

39,5

в том числе зачисляемый в:

 федеральный бюджет

337,6

24,5

329,5

24,3

Фонд социального страхования  Российской Федерации

38,8

2,8

44,6

3,3

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

59,8

4,3

58,1

4,3

территориальные фонды обязательного  медицинского страхования

104,6

7,6

102,5

7,6

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

835,3

60,7

818,9

60,4


В августе 2009г. поступление  налогов и взносов на социальные нужды, администрируемых Федеральной налоговой службой, составило 158,9 миллиардов рублей и сократилось по сравнению с предыдущим месяцем на 16,1%

Недоимка по налоговым  платежам на 1 сентября 2009г. составила 291,7 млрд.рублей (45,3% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2009г. она увеличилась  на 30,5%, в том числе по налогу на добавленную стоимость на 35,1%, налогу на прибыль организаций - на 26,1%, акцизам в целом - на 23,8%, недоимка по налогу на добычу полезных ископаемых уменьшилась на 17,3% (приложение 4).

Урегулированная задолженность  на 1 сентября 2009г. составила 344,1 млрд.рублей, из нее задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства - 141,2 млрд.рублей, задолженность, взыскиваемая судебными приставами - 104,0 млрд.рублей.

Задолженность по единому  социальному налогу на 1 сентября 2009г. по сравнению с 1 января 2009г. увеличилась на 14,9% (таблица 4).

 

Таблица 4 - Структура задолженности по единому социальному налогу

 

Задолженность

Из нее

млрд.

рублей

в % к

итогу

недоимка

урегулированная

 задолженность

млрд.

рублей

в % к

итогу

млрд.

рублей

в % к

итогу

Всего

81,8

100

33,0

100

47,3

100

в том числе:

единый социальный налог, зачисляемый  в федеральный бюджет

65,2

79,7

25,3

76,7

38,6

81,7

Фонд социального страхования  Российской Федерации

3,3

4,1

1,9

5,7

1,4

3,0

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

3,0

3,7

1,6

4,9

1,4

2,9

территориальные фонды обязательного  медицинского страхования

10,3

12,5

4,2

12,7

5,8

12,3

1) Без учета задолженности по  уплате пеней и налоговых санкций.


 

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций  на 1 сентября 2009г. составила 41,1 млрд.рублей и увеличилась по сравнению с 1 января 2009г. на 1,3%.

Задолженность по взносам  на обязательное пенсионное страхование  и платежам в государственные  внебюджетные фонды на 1 сентября 2009г. по сравнению с 1 января 2009г. увеличилась на 48,7% (таблица 5).

 

Таблица 5 - Структура задолженности по взносам на обязательное пенсионное страхование и платежам в государственные внебюджетные фонды

 

Задолженность

Из нее

млрд.

рублей

в % к

итогу

недоимка

урегулированная

задолженность

млрд.

рублей

в % к

итогу

млрд.

рублей

в % к

итогу

Всего

127,9

100

68,6

100

36,5

100

в том числе:

задолженность по платежам в государственные  внебюджетные фонды

28,8

22,5

7,6

11,1

20,1

55,2

в том числе:

 Пенсионный фонд Российской  Федерации

24,7

19,3

6,6

9,6

17,2

47,2

Фонд социального страхования Российской Федерации

1,6

1,3

0,4

0,6

1,1

3,1

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

0,1

0,1

0,0

0,0

0,1

0,2

территориальные фонды обязательного  медицинского страхования

2,3

1,8

0,6

0,8

1,7

4,6

задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации

99,2

77,5

60,9

88,9

16,4

44,8

1) Без учета задолженности по  уплате пеней и налоговых санкций.


 

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций  на 1 сентября 2009г. составила 114,0 млрд.рублей и сократилась по сравнению с 1 января 2009г. на 0,9%.

 

2.3 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы

 

Говоря о проблемах  современной налоговой системы  РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования - налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и малоэффективной. Большое количество налогов, сложные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических процедур приводят к значительному увеличению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования.

Информация о работе Налоговая система РФ и ее функционирование