Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:05, курсовая работа
Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и проблем ее функционирования.
Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:
- определить принципы построения и структуру налоговой системы;
- охарактеризовать механизм управления налоговой системой РФ;
- проанализировать особенности современной налоговой системы РФ;
- дать характеристику и анализ поступлений основных налогов в бюджет Российской Федерации;
- перечислить проблемы и ограничения развития современной налоговой системы;
Введение_____________________________________________________ 3
Глава 1. Налоговая система как инструмент регулирования социально-
экономических процессов
1.1 Принципы построения налоговой системы ______________________5
1.2 Структура налоговой системы РФ_____________________________ 8
1.3 Механизм управления налоговой системой РФ__________________10
Глава 2. Оценка современной налоговой системы России
2.1 Особенности современной налоговой системы РФ_______________14
2.2 Характеристика и анализ поступления основных налогов в бюджет
Российской Федерации _____________________________________ 15
2.3 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы
Глава 3. Пути реформирования налоговой системы
3.1 Направления совершенствования налоговой системы РФ_________23
3.2 Предложения российских экономистов________________________ 26
Заключение__________________________________________________ 31
Список используемой литературы_______________________________ 34
Приложение А________________________________________________ 38
Приложение Б________________________________________________ 39
Приложение В________________________________________________ 40
Приложение Г________________________________________________ 41
Таблица 1 – Поступление налога на прибыль организаций
Январь-август 2009г. |
Справочно январь-август 2008г. | |||||||
Консолидирован-ный бюджет |
в том числе |
Консолидирован-ный бюджет |
в том числе | |||||
млрд. рублей |
в % к итогу |
федеральный бюджет |
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
млрд. рублей |
в % к итогу |
федеральный бюджет |
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | |
Всего |
833,6 |
100 |
134,2 |
699,4 |
1827,0 |
100 |
544,5 |
1282,5 |
из него: зачисляемый в бюджеты |
784,3 |
94,1 |
85,6 |
698,7 |
1766,9 |
96,7 |
487,9 |
1279,0 |
с доходов, полученных в виде дивидендов |
40,5 |
4,9 |
40,5 |
- |
50,3 |
2,8 |
50,3 |
- |
С доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам |
7,9 |
0,9 |
7,9 |
- |
5,5 |
0,3 |
5,5 |
- |
В январе-августе 2009г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 1052,7 млрд.рублей налога на доходы физических лиц, что на 0,6% меньше, чем за соответствующий период предыдущего года. В августе 2009г. поступление налога на доходы физических лиц составило 120,9 млрд.рублей, что на 37,1% меньше, чем в предыдущем месяце (приложение 2).
В январе-августе 2009г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 212,5 млрд.рублей, что на 3,4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Основную часть поступлений (84,9%) обеспечили акцизы на автомобильный бензин, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), табачную продукцию, дизельное топливо. При этом доля поступлений по акцизам на табачную продукцию и автомобильный бензин увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года соответственно на 4,1 и 0,7 процентного пункта, на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) и акцизам на дизельное топливо - снизилась соответственно на 2,5 и 1,1 процентного пункта. В августе 2009г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 29,9 млрд.рублей, что на 4,3% больше по сравнению с предыдущим месяцем (приложение 3).
В январе-августе 2009г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 613,6 млрд.рублей, снизившись по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 49,6%. Доля поступлений налога на добычу нефти составила 87,7% и снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 4,7 процентного пункта. Доля налога на добычу газа горючего природного увеличилась на 2,7 процентного пункта, составив 7,9%. В августе 2009г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 99,8 млрд.рублей, что на 1,5% меньше по сравнению с предыдущим месяцем (таблица 2).
Таблица 2 - Поступление налога на добычу полезных ископаемых
Январь-август 2009г. |
Справочно январь-август 2008г. | |||||
консолидированный бюджет |
в том числе |
консолидированный бюджет |
в том числе | |||
федеральный бюджет |
Консолидированные Бюджеты субъектов Российской Федерации |
федеральный бюджет |
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | |||
Всего |
613,6 |
571,2 |
42,4 |
1217,9 |
1146,4 |
71,5 |
из него: нефть |
538,3 |
511,3 |
26,9 |
1125,9 |
1069,6 |
56,3 |
газ горючий природный |
48,5 |
48,5 |
- |
63,0 |
63,0 |
- |
газовый конденсат |
4,1 |
3,9 |
0,2 |
6,0 |
5,7 |
0,3 |
прочие полезные ископаемые |
22,7 |
7,3 |
15,3 |
23,0 |
8,1 |
14,9 |
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения, в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 сентября 2009г. составила 644,1 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2009г. она увеличилась на 15,2%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - на 19,6%, по акцизам в целом - на 15,8%, налогу на прибыль организаций - на 9,4%. Уменьшилась задолженность по налогу на добычу полезных ископаемых - на 16,1%.
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 сентября 2009г. составила 426,0 млрд.рублей и увеличилась по сравнению с 1 января 2009г. на 4,5% см. по методологии соответствующих лет, без единого социального налога (рис. 2).
Рисунок 2 - Динамика задолженности по налоговым платежам
В январе-августе 2009г. поступление налогов и взносов на социальные нужды, администрируемых Федеральной налоговой службой, составило 1377,0 млрд.рублей (с учетом погашения задолженности в государственные внебюджетные фонды) и возросло по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 1,6% (таблица 3).
Таблица 3 - Поступление единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
Январь-август 2009г. |
Справочно январь-август 2008г. | |||
млрд. рублей |
удельный вес в общей сумме поступлений, % |
млрд. рублей |
удельный вес в общей сумме поступлений, % | |
Всего |
1377,0 |
100 |
1355,0 |
100 |
из них: единый социальный налог |
540,8 |
39,3 |
534,7 |
39,5 |
в том числе зачисляемый в: федеральный бюджет |
337,6 |
24,5 |
329,5 |
24,3 |
Фонд социального страхования Российской Федерации |
38,8 |
2,8 |
44,6 |
3,3 |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
59,8 |
4,3 |
58,1 |
4,3 |
территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
104,6 |
7,6 |
102,5 |
7,6 |
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование |
835,3 |
60,7 |
818,9 |
60,4 |
В августе 2009г. поступление налогов и взносов на социальные нужды, администрируемых Федеральной налоговой службой, составило 158,9 миллиардов рублей и сократилось по сравнению с предыдущим месяцем на 16,1%
Недоимка по налоговым платежам на 1 сентября 2009г. составила 291,7 млрд.рублей (45,3% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2009г. она увеличилась на 30,5%, в том числе по налогу на добавленную стоимость на 35,1%, налогу на прибыль организаций - на 26,1%, акцизам в целом - на 23,8%, недоимка по налогу на добычу полезных ископаемых уменьшилась на 17,3% (приложение 4).
Урегулированная задолженность на 1 сентября 2009г. составила 344,1 млрд.рублей, из нее задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства - 141,2 млрд.рублей, задолженность, взыскиваемая судебными приставами - 104,0 млрд.рублей.
Задолженность по единому социальному налогу на 1 сентября 2009г. по сравнению с 1 января 2009г. увеличилась на 14,9% (таблица 4).
Таблица 4 - Структура задолженности по единому социальному налогу
Задолженность |
Из нее | |||||
млрд. рублей |
в % к итогу |
недоимка |
урегулированная задолженность | |||
млрд. рублей |
в % к итогу |
млрд. рублей |
в % к итогу | |||
Всего |
81,8 |
100 |
33,0 |
100 |
47,3 |
100 |
в том числе: единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет |
65,2 |
79,7 |
25,3 |
76,7 |
38,6 |
81,7 |
Фонд социального страхования Российской Федерации |
3,3 |
4,1 |
1,9 |
5,7 |
1,4 |
3,0 |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
3,0 |
3,7 |
1,6 |
4,9 |
1,4 |
2,9 |
территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
10,3 |
12,5 |
4,2 |
12,7 |
5,8 |
12,3 |
1) Без учета задолженности по
уплате пеней и налоговых |
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 сентября 2009г. составила 41,1 млрд.рублей и увеличилась по сравнению с 1 января 2009г. на 1,3%.
Задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование и платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 сентября 2009г. по сравнению с 1 января 2009г. увеличилась на 48,7% (таблица 5).
Таблица 5 - Структура задолженности по взносам на обязательное пенсионное страхование и платежам в государственные внебюджетные фонды
Задолженность |
Из нее | |||||
млрд. рублей |
в % к итогу |
недоимка |
урегулированная задолженность | |||
млрд. рублей |
в % к итогу |
млрд. рублей |
в % к итогу | |||
Всего |
127,9 |
100 |
68,6 |
100 |
36,5 |
100 |
в том числе: задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды |
28,8 |
22,5 |
7,6 |
11,1 |
20,1 |
55,2 |
в том числе: Пенсионный фонд Российской Федерации |
24,7 |
19,3 |
6,6 |
9,6 |
17,2 |
47,2 |
Фонд социального страхования Российской Федерации |
1,6 |
1,3 |
0,4 |
0,6 |
1,1 |
3,1 |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,1 |
0,2 |
территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
2,3 |
1,8 |
0,6 |
0,8 |
1,7 |
4,6 |
задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации |
99,2 |
77,5 |
60,9 |
88,9 |
16,4 |
44,8 |
1) Без учета задолженности по
уплате пеней и налоговых |
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 сентября 2009г. составила 114,0 млрд.рублей и сократилась по сравнению с 1 января 2009г. на 0,9%.
2.3 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы
Говоря о проблемах современной налоговой системы РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования - налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и малоэффективной. Большое количество налогов, сложные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических процедур приводят к значительному увеличению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования.
Информация о работе Налоговая система РФ и ее функционирование