Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:05, курсовая работа
Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и проблем ее функционирования.
Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:
- определить принципы построения и структуру налоговой системы;
- охарактеризовать механизм управления налоговой системой РФ;
- проанализировать особенности современной налоговой системы РФ;
- дать характеристику и анализ поступлений основных налогов в бюджет Российской Федерации;
- перечислить проблемы и ограничения развития современной налоговой системы;
Введение_____________________________________________________ 3
Глава 1. Налоговая система как инструмент регулирования социально-
экономических процессов
1.1 Принципы построения налоговой системы ______________________5
1.2 Структура налоговой системы РФ_____________________________ 8
1.3 Механизм управления налоговой системой РФ__________________10
Глава 2. Оценка современной налоговой системы России
2.1 Особенности современной налоговой системы РФ_______________14
2.2 Характеристика и анализ поступления основных налогов в бюджет
Российской Федерации _____________________________________ 15
2.3 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы
Глава 3. Пути реформирования налоговой системы
3.1 Направления совершенствования налоговой системы РФ_________23
3.2 Предложения российских экономистов________________________ 26
Заключение__________________________________________________ 31
Список используемой литературы_______________________________ 34
Приложение А________________________________________________ 38
Приложение Б________________________________________________ 39
Приложение В________________________________________________ 40
Приложение Г________________________________________________ 41
В феврале 2008 года Министерство Финансов РФ представило проект "Основных направлений налоговой политики на 2008-2010 года".
В Налоговый кодекс планируется внести ряд поправок, которые введут так называемый институт предварительного уведомления о трансфертных сделках.
Плюс к этому Минфин
предполагает усовершенствовать
На 2010 год запланировано
внедрение концепции
Документ может быть дополнен еще рядом предложений. Так, Минобразования уже заявило о желании расширить перечень льгот для предприятий, занятых в инновационной сфере. Минэкономразвития предлагает ускорить процесс создания института регистрации налогоплательщиков НДС. Наконец, консультационный совет по иностранным инвестициям намерен добиваться улучшения процедур налогового администрирования.
3.2 Предложения российских экономистов
Сейчас вносится немало предложений по частичному устранению тех или иных недостатков в рассматриваемых видах налогов, но они, как представляется, радикальных улучшений не дадут. Конкурентоспособность российской экономики на мировом рынке остается и сейчас крайне низкой, а в условиях глобализации не видно и шансов на ее усилие. Поэтому, как считает В.А. Кашин [5], в налоговой политике остается только один путь - заменить действующие налоги-тормоза на новые налоги-акселераторы развития. Рассмотрим их более подробно.
Первый из предлагаемых налогов - это всеобщий прогрессивный налог на расходы, предложенный еще 50 лет назад британским экономистом Николасом Калдором вместо подоходного налога. Этот налог пока нигде не применяется.
По сравнению с действующим налогом на доходы физических лиц налог на расходы устраняет сразу несколько недостатков, свойственных первому налогу.
Во-первых, новым налогом автоматически обеспечивается стимулирование частных накоплений (источника инвестиций и главного условия экономического роста) - налог же на доходы физических лиц, одинаково облагает и потребление, и накопление.
Во-вторых, налог на расходы
социально более справедлив, поскольку
относительный уровень
В третьих, в современных условиях значительно легче контролировать расходы граждан, чем их доходы, что дает возможность экономить на издержках по налоговому контролю. При этом, если установить достаточно высокий необлагаемый минимум (порядка 7 т.р. на человека в месяц) и умеренную градацию налоговых ставок (например, в 15%, 25% и 40%), то контролировать фактически придется только "избыточное" потребление (расходы на приобретение транспортных средств, недвижимости, антиквариата и пр.), объекты которого либо подлежат обязательной регистрации, либо добровольно страхуются гражданами.
Второй налог из трех предлагаемых - это налог на выводимые из предприятия доходы. Он должен заменить собой налог на прибыль организаций, который сегодня прогрессирующе теряет свое фискальное значение. Новый налог легко администрируется - обложению подлежат все выводимые из делового оборота предприятия доходы и капиталы - дивиденды, возврат капитала акционерам, кредиты управляющим и пайщикам и т.д. - все, что не касается затрат на материалы, на зарплату работникам (но исключая доходов, маскируемых под зарплату) и на уплату кредитов. Фактически такой налог существует практически во всех странах - в виде "налога у источника". Остается только распространить режим этого налога на все выводимые из предприятия доходы (на уровне, 25%).
Предлагаемый налог, лишен известных налогу на прибыль недостатков:
- нет необходимости
вмешательства в бухгалтерский
учет предприятия и
- нет потребности применять значительное число льгот по этому налогу;
- нет необходимости
применять особый налоговый
И наконец, третий налог - уже давно и хорошо известный налог с оборота, которым должна облагаться выручка любых предприятий всех видов собственности - по ставкам до 5% (с возможной градацией: 3% - федеральный налог, до 2% - надбавка, устанавливаемая местными органами власти). Этот налог легко администрируется, просто и эффективно собирается. База у этого налога, шире чем налога с продаж (любые обороты, а не только в торговой сети), он избавлен от возвратов и необходимости сочетать разные налоговые режимы: он не требует применения какой-то особенной налоговой отчетности. важно также отметить, что взимание этого налога осуществляется в упрощенном порядке - путем удержания банком суммы налога при совершении платежей, и в большинстве случаев налогоплательщики могут быть избавлены от предоставления сводных деклараций по этому налогу.
Общие обоснования для перехода к указанной унифицированной системе сбора налогов давно и хорошо известны.
Во-первых, большинство
современных налогов собирается
в порядке авансовых платежей
и перерасчеты по ним относятся
к категории налоговых
Во-вторых, система казначейства приспособлена к реализации именно бюджетных расходов, а не сбора бюджетных доходов.
А самое главное, - предлагаемая
система сбора налогов
Заключение
В курсовой работе исследовалась тема «Налоговая система РФ и ее функционирование». Исходя из проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
Налоги одна из древнейших финансовых категорий. Экономическое содержание налогов состоит в том, что они представляют собой часть производственных отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая используется государством для осуществления своих функций и задач.
Цель налоговой системы: создание условий для эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ, создание предпосылок для решения социальных проблем; создание условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и т.д. Роль системы налогообложения - проявляется при перераспределении совокупного дохода общества (корпоративных и индивидуальных доходов) через функции системы налогообложения.
Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. Адамом Смитом. Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения.
Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах: принцип всеобщности налогообложения и принцип равенства прав налогоплательщиков; принцип недискриминации; принцип недопустимости создания препятствий реализации гражданами своих конституционных прав; принцип единства экономического пространства; принцип определённости правил налогообложения; принцип истолкования всех неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика.
Согласно Налоговому кодексу РФ (ст. 13-15) налоги и сборы в России подразделяются на федеральные, региональные, местные и специальные налоговые режимы.
Говоря о проблемах современной налоговой системы РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования - налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и малоэффективной, что приводит к значительному увеличению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования.
Одним из важнейших направлений налоговой политики является поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны отвечает потребностям в бюджетных доходах для предоставления важнейших государственных услуг.
Одним из наиболее значимых предложений по изменению налогового законодательства является отмена единого социального налога (ЕСН).
В среднесрочной перспективе будет проведено дальнейшее реформирование налоговой системы России, направленное на модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.
Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.
Список используемой литературы:
Приложение А Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по видам
Январь-август 2009г. |
В % к январю-августу 2008г. | |||||
консолидированный бюджет |
В том числе |
консолидированный бюджет |
В том числе | |||
федеральный бюджет |
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
федеральный бюджет |
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | |||
Всего |
4052,7 |
1572,5 |
2480,1 |
71,6 |
59,4 |
82,4 |
Налог на прибыль организаций |
833,6 |
134,2 |
699,4 |
45,6 |
24,6 |
54,5 |
Налог на доходы физических лиц |
1052,7 |
- |
1052,7 |
99,4 |
- |
99,4 |
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
773,4 |
773,4 |
- |
94,3 |
94,3 |
- |
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
212,5 |
52,0 |
160,5
|
103,4 |
64,4 |
128,7 |
налоги на имущество |
408,2 |
- |
408,2 |
116,1 |
- |
116,1 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
630,1 |
586,3 |
43,8 |
50,8 |
50,2 |
60,3 |
из них налог на добычу полезных ископаемых |
613,6 |
571,2 |
42,4 |
50,4 |
49,8 |
59,4 |
поступления в счет погашения задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
1,6 |
0,7 |
0,8 |
55,3 |
127,4 |
36,8 |
Информация о работе Налоговая система РФ и ее функционирование