Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:05, курсовая работа
Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и проблем ее функционирования.
Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:
- определить принципы построения и структуру налоговой системы;
- охарактеризовать механизм управления налоговой системой РФ;
- проанализировать особенности современной налоговой системы РФ;
- дать характеристику и анализ поступлений основных налогов в бюджет Российской Федерации;
- перечислить проблемы и ограничения развития современной налоговой системы;
Введение_____________________________________________________ 3
Глава 1. Налоговая система как инструмент регулирования социально-
экономических процессов
1.1 Принципы построения налоговой системы ______________________5
1.2 Структура налоговой системы РФ_____________________________ 8
1.3 Механизм управления налоговой системой РФ__________________10
Глава 2. Оценка современной налоговой системы России
2.1 Особенности современной налоговой системы РФ_______________14
2.2 Характеристика и анализ поступления основных налогов в бюджет
Российской Федерации _____________________________________ 15
2.3 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы
Глава 3. Пути реформирования налоговой системы
3.1 Направления совершенствования налоговой системы РФ_________23
3.2 Предложения российских экономистов________________________ 26
Заключение__________________________________________________ 31
Список используемой литературы_______________________________ 34
Приложение А________________________________________________ 38
Приложение Б________________________________________________ 39
Приложение В________________________________________________ 40
Приложение Г________________________________________________ 41
Решение проблемы стимулирующего
влияния системы
Эффективное налогообложение, возможно, обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны. [1]
Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному налогу. Эффективность налогообложения заключается в следующем:
- для государства - в увеличении доходов бюджета за счет налоговых поступлений и развитии налогооблагаемой базы;
- для хозяйствующих
субъектов - в получении максимально
возможных доходов (прибыли)
- для населения - в получении достаточных доходов для существования при уплате установленных налогов, за счет которых государство предоставляет необходимые социальные услуги. [3]
Доходы федерального бюджета за январь-март 2009 года, по предварительным данным Минфина России, составили 1 729,9 млрд. рублей или 21,1 % ВВП, что на 0,7 п.п. ВВП ниже величины за аналогичный период 2008 года.
Общий объем налоговых и других платежей, администрируемых ФНС России, составил 734,2 млрд. рублей в 2009 году или 8,9% ВВП, что полностью соответствует показателю доходов, администрируемых ФНС России, в процентах ВВП в 2008 году. Доходы, администрируемые ФТС России, поступили по итогам января-марта 2009 года в объеме 655,0 млрд. рублей или 8,0% ВВП (11,3% ВВП в 2008 году). Доходы, администрируемые другими администраторами, за отчетный период 2009 года составили 340,7 млрд. рублей, или 4,1 % ВВП (1,6% ВВП).
Поступление доходов в январе-марте составило 25,8% от объема доходов федерального бюджета, учтенного при разработке поправок в закон о федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов. К наиболее существенным факторам, оказавшим негативное влияние на доходы федерального бюджета, прежде всего, относится падение мировых цен на энергоносители на фоне снижения физобъемов добычи и экспорта нефти и газа. Цена нефти марки Urals в январе-марте 2009 года снизилась более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 43,0 доллара за баррель. Наряду с этим произошло существенное снижение импорта. Налоговые реформы, связанные со снижением налоговой нагрузки, в частности, сокращение федеральной ставки налога на прибыль, вступившие в силу в 2009 году также способствовали сокращению доходов федерального бюджета в первом квартале 2009 года. [2]
С учетом исполнения бюджета
по доходам и расходам дефицит
федерального бюджета в январе-марте
2009 года составил -50,5 млрд. рублей или -0,6%
ВВП (в аналогичном периоде
В январе-марте 2009 значительный объем поступлений, согласно предварительным данным Минфина России, обеспечили «другие федеральные органы» - 340,7 млрд. рублей, что составляет 19,7% от общего объема доходов, поступивших за этот период. Основную их часть составляет процентный доход за пользование денежными средствами, размещенными на счетах в иностранной валюте, открытых в Центральном Банке Российской Федерации для учета средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в сумме 205,1 и 66,0 млрд. рублей соответственно. Без учета указанных средств, поступление доходов по прочим администраторам в январе-марте 2009 года составили 69,6 млрд. рублей, что ниже доходов за январь-февраль 2008 года на 44,7 млрд. рублей.
При формировании проекта бюджета учитывалось налоговое законодательство, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. [3]
Налоговый механизм является
наиболее действенным и эффективным
рычагом государственного регулирования.
От того, насколько эффективной будет
налоговая система государства,
зависит и эффективность
Глава 3. Пути реформирования налоговой системы
3.1 Направления
совершенствования налоговой
Анализ налоговой системы РФ, проведенный во второй главе показал, что налоговая система нашей страны нуждается в дальнейшем совершенствовании. Выделим основные направления совершенствования налоговой системы РФ:
● по мере снижения обязательств государства в сфере оптимизации расходов на нужды государства и общества добиваться снижения уровня налоговых изъятий за счет уменьшения числа налогов и снижения налоговых ставок - сокращение числа налогов и налоговых ставок вполне может привести к тому, что многие налогоплательщики "выйдут из тени", перестанут скрывать свои налоги. Сокращение налогов благоприятно скажется и на финансовом состоянии предприятий, и на их инвестиционной деятельности - часть денежных средств, которые будут оставаться в результате уменьшения налоговых ставок, будет направляться на развитие хозяйствующих субъектов.
● сделать налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщикам, находящимся не только в разных экономических условиях, но и с учетом единого экономического пространства для всех субъектов налога и единого механизма регулирования налогообложения.
● налоговая система должна обеспечить снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для субъектов налога. Действительно, система налогового администрирования является одним из слабых мест современной налоговой системы России. Большое количество налогов, сложные методики их исчисления, необходимость предоставления ежеквартальных налоговых деклараций делают налоговую систему неэкономичной и малоэффективной как для предприятий и граждан, так и для государства.
Для достижения указанной цели необходимо законодательно и практически решить следующие проблемы:
- законодательно ликвидировать
многочисленные налоговые
- законодательно и организационно обеспечить полноту и эффективность сбора платежей со всех категорий субъектов налога;
- ликвидировать в налоговом
законодательстве все условия,
способствующие легитимным
- законодательно и организационно упростить налоговую систему за счет уменьшения числа налогов и сборов, заменив их единым налогом на доход, сокращения и ликвидации всевозможных внебюджетных и бюджетных фондов, сокращения органов, ответственных за собираемость налоговых платежей.
Реализация указанных мероприятий будет способствовать созданию рациональной (оптимальной), эффективной, справедливой, стабильной и предсказуемой налоговой системы, что позволит:
- выровнять условия
налогообложения для всех
- добиться отмены налогов
и сборов, взимаемых без учета
результатов реальной
- привести налоговую
базу по взимаемым налогам
в соответствие с
- провести комплекс
мер организационного
- снизить общее налоговое бремя посредством более равномерного распределения налоговой нагрузки между категориями налогоплательщиков, снижения нагрузки на фонд оплаты труда, снижения налоговых ставок на НДС, акцизы и другие виды налогов;
- упростить налоговую систему за счет сокращения общего числа видов налогов и сборов, унификации порядка уплаты налоговых платежей, замены ряда видов налогов единым налогом на доход субъекта налога.
Говоря о снижении ставок конкретных налогов, следует отметить, что такое снижение не должно быть резким, оно должно быть продуманным и не должно вести к разбалансированности бюджета.
● необходимо обеспечить стабильность налоговой системы и налогового законодательства - действительно, в настоящее время, в течение календарного года принимается множество поправок в налоговом законодательстве. За ними должны следить как работники налоговых служб, так и работники бухгалтерий хозяйствующих субъектов. Это приводит к значительному увеличению трудоемкости ведения налогового учета на предприятиях, к налоговым ошибкам и так далее. Кроме того, неопределенная ситуация с налогами не только на долгосрочную, но и на среднесрочную перспективу сильно затрудняют организациям среднесрочное и стратегическое планирование, поскольку предсказать налоговую составляющую нашей экономики на длительный срок возможным не представляется. Нестабильность налогового законодательства приводит и к тому, что в силу непредсказуемости отечественной налоговой системы, к нам боятся ехать зарубежные инвесторы. В связи с этим представляется целесообразным принимать законодательные акты, касающиеся налогообложения на длительный срок.
● упростить методики исчисления налогов. Например, в состав расходов при исчислении налога на прибыль традиционно включаются все расходы, связанные с бизнесом. У нас же предприятия имеют возможность включать далеко не все расходы - например, командировочные, представительские и другие расходы включаются только в пределах норм. Это сильно усложняет ведение как налогового учета хозяйствующим субъектом, так и проверку налоговым расчетов налоговым инспектором и делает систему налогового администрирования громоздкой и неэкономичной.
● необходимо также пересмотреть нормы амортизационных отчислений - дело в том, что в настоящее время за счет амортизации покрывается только часть расходов на восстановление основных средств, что приводит к их чрезмерному физическому износу. Целесообразно внедрение прогрессивных норм амортизации, позволяющих полностью амортизировать основные средства уже в первые годы их эксплуатации.
● в настоящее время налоговое законодательство при исчислении конкретных налогов практически не принимает во внимание фактор инфляции - необходимо совершенствовать методики расчета налогов.
● одним из важных направлений совершенствования налоговой системы является совершенствование налогового документооборота - необходимо интенсивное и расширенное внедрение электронных процессов с целью упрощения процедур регулирования, с целью сокращения документооборота, а также сокращения срока рассмотрения решений - определенные шаги в этом направлении делаются, в частности, у налогоплательщиков появилась возможность сдавать налоговую отчетность по электронной почте.
● введение инвестиционных льгот по налогу на прибыль - с принятием главы 25 НК РФ была отменена льгота, которая исключала из налогообложения доходы, направляемые на инвестиции хозяйствующих субъектов. 25 глава НК РФ требует, чтобы все средства, которые пошли на развитие, модернизацию, закупку оборудования и социальные вопросы, включались в сумму, подлежащую налогообложению. Во всех же цивилизованных странах мира эти расходы, наоборот, исключаются из обложения налогом. Как показывает практика, после введения 25 Главы НК РФ собственные инвестиций предприятий снизились примерно на 26 %, что, естественно, неблагоприятно сказывается на развитии хозяйствующих субъектов, поскольку именно инвестиции традиционно являются главным источником развития предприятий.
Налоговое законодательство должно строиться таким образом, чтобы стимулировать развитие народного хозяйства, предоставлять хозяйствующим субъектам через экономию на налогах дополнительные средства на инвестиции, на развитие. Это одна из основных функций государственного регулирования. При том, что в стране провозглашается политика привлечения иностранных инвестиций, инвестиционная активность отечественных предпринимателей по каким-то причинам через систему налогового законодательства не стимулируется. Поэтому возврат к налоговым льготам по налогу на прибыль представляется, по моему мнению, необходимым шагом.
● налоговой системе РФ нужна целостная концепция. В частности, на уровне законодательной власти должны четко сформулировать цель экономического развития страны, а уже затем для ее реализации определять необходимый набор инструментов, одним из которых являются налоги.
● необходимо пересмотреть пропорции соотношения налоговых доходов федерального и региональных бюджетов. Пока что, большая часть налогов поступает в федеральный бюджет, что сильно ограничивает финансовую базу региональных и местных бюджетов и ставит их в зависимость от федерального бюджета.
Информация о работе Налоговая система РФ и ее функционирование