Налоговая система РФ и стран с рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются одним из рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. Так же государство широко использует налоговую политику в качестве регулятора воздействия на изменения рынка. В целом, государство имеет налоговую систему, т.е. взаимосвязанную совокупность действующих существенных условий налогообложения, упорядоченную структуру взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов и налоговых органов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Налоговая система РФ, ее сущность и принципы………………………6
1.1. Понятие и функции налогов…………………………………………………....6
1.2 Субъекты и объекты налогообложения………………………………………..8
1.3 Виды налогов РФ………………………………………………………………..9
1.4 Недостатки налоговой системы России………………………………………12
Глава 2. Налоговые системы стран с рыночной экономикой…………………..14
2.1 Налоговая система США………………………………………………………14
2.2 Налоговая система Франции………………………………………………….17
2.3 Налоговая система Германии…………………………………………………21
Глава 3. Сравнение отдельных налогов и налоговых систем России, и стран с рыночной экономикой……………………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………….33
Список источников…………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ И СТРАН С РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ.docx

— 66.30 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Налоговая система РФ, ее сущность и принципы………………………6

1.1. Понятие и функции налогов…………………………………………………....6

1.2 Субъекты  и объекты налогообложения………………………………………..8

1.3 Виды налогов РФ………………………………………………………………..9

1.4 Недостатки налоговой системы России………………………………………12

Глава 2. Налоговые системы стран с рыночной экономикой…………………..14

2.1 Налоговая система США………………………………………………………14

2.2 Налоговая система Франции………………………………………………….17

2.3 Налоговая система Германии…………………………………………………21

Глава 3. Сравнение отдельных налогов и налоговых систем России, и стран с рыночной экономикой……………………………………………………………..25

Заключение………………………………………………………………………….33

Список источников…………………………………………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Налоги  являются одним из рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. Так же государство  широко использует налоговую политику в качестве регулятора воздействия  на изменения рынка. В целом, государство  имеет налоговую систему, т.е. взаимосвязанную  совокупность действующих существенных условий налогообложения, упорядоченную  структуру взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов  налогообложения, сбора и использования  налогов и налоговых органов.

Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоги являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. 

Развитие  и изменение форм государственного устройства всегда связано с преобразованием  налоговой системы.

В современных  странах налоги – основная форма  доходов государства. Налоговые  поступления являются фундаментом  любого государства, а налоговая  политика – одним из основных элементов  государственного воздействия на экономику.

На долю налогов приходится до 90% всех поступлений  в бюджеты промышленно развитых стран, поэтому, от «качества» налоговой  системы зависят не только текущие  финансовые возможности государства, но и инвестиционный потенциал, ёмкость  потребительского рынка и рост экономики  в целом.

Актуальность  работы в изучении структуры налоговой  системы РФ с целью повышения  надлежащей дисциплины налогоплательщиков, а так же выявление общих и  различных черт налоговых систем России и ряда стран с рыночной экономикой для повышения дисциплины законодателей.

Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги  всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства.

Государство только в том случае может реально  использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к  налогу. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка  и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом  в целом, так и каждым его членом.

Знание  налогового законодательства, налоговая  грамотность стали необходимым  условием обеспечения успешного  продвижения экономических реформ.

Налоговые отношения продолжают регулироваться не только главами НК РФ, но и более чем 20 федеральными законами, а также десятком постановлений федерального правительства, многочисленными инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, ЦБ РФ, Министерства РФ по налогам и сборам. Кроме того, в каждом субъекте Федерации продолжает существовать большое число законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов.

Целью данной работы является изучение налоговой  системы России и ряда стран с  рыночной экономикой.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Выявить  понятие и сущность налога  и налоговой системы;

2) Рассмотреть  существующие виды налоговых  систем;

3) Изучить  особенности налоговой системы  Российской Федерации, выявить  недостатки, рассмотреть основные  пути развития, проанализировать  ее реформы;

4) Изучить  налоговые системы ряда стран  с рыночной экономикой;

5) Сравнить  отдельные налоги и налоговые  системы России и ряда экономически  развитых стран.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды отечественных  и зарубежных авторов, источники  энциклопедического характера по вопросам экономики, СМИ. Объектом данной работы являются налоги и налоговые системы  России, и ряда стран с рыночной экономикой, предметом – общие  и отличительные черты налоговых  систем РФ и ряда экономически развитых стран.

 

 

Глава 1. Налоговая система РФ, ее сущность и принципы

 

1.1. Понятие и функции налогов

 

Налогом мы называем взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

В современной  литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях подчеркивается, что  налог – платеж обязательный. Другими  словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

Налоги  взимаются в денежной форме и  являются платежами безвозмездными, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства  по отношению к лицу, вносящему  эти платежи.

Налоги  – один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения  платежеспособности различных уровней  государственной власти. Однако налоговые  платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные  и региональные) бюджеты или бюджеты  органов местного самоуправления, они  могут выступать средством образования  различного рода внебюджетных фондов.

В экономическом  смысле, налоги представляют собой  способ перераспределения новой  стоимости – национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической  формой производственных отношений. При  перераспределении национального  дохода налоги обеспечивают государственную  часть новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного  отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

Основная  функция налогов – фискальная состоит в том, чтобы обеспечивать государство денежными средствами. Посредством фискальной функции  реализуется главное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налогов  средства расходуются государством на содержание административно-управленческого  аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д.

Регулирующая  функция налогов находит свое проявление в дифференциации условий  налогообложения. Государство всегда влияет на поведение экономических  субъектов – физических и юридических  лиц. 

Другая  функция налогов - стимулирующая. С  помощью налогов, льгот и санкций  государство стимyлирyет технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.

Следующая функция налогов - распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью  налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и  предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфрастрyктyры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли и др.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Указанное разграничение функций налоговой  системы носит условный характер, так как все они переплетаются  и осуществляются одновременно. Налогам  присуща одновременно стабильность и подвижность.

 

1.2 Субъекты  и объекты налогообложения

 

Субъект налогообложения - это лицо, на котором  лежит юридическая обязанность  уплатить налог за счет собственных  средств.

С понятием "субъект налогообложения" тесно  связано понятие "носитель налога" - лицо, которое несет тяжесть  налогообложения в итоге.

Налог уплачивается за счет собственных средств субъекта налогообложения. Однако от имени налогоплательщика налог может быть уплачен и иным лицом.

Важную  роль в налоговом праве играют экономические связи налогоплательщика  с государством, строящиеся на основе принципа постоянного местопребывания. Налогоплательщиков подразделяют на резидентов и нерезидентов. У резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории данного государства, так и вне его, у нерезидентов - только доходы, полученные из источников в данном государстве.

Для юридических  лиц существенное влияние на порядок  и размеры налогообложения имеют  организационно-правовая форма предприятия, форма собственности, численность  работающих на предприятии, а также  вид хозяйственной деятельности.

Объект  налогообложения, согласно статье 38 НК РФ, это реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или  иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).

Каждый  налог имеет самостоятельный  объект налогообложения.

Наличие объекта налогообложения является фактическим обстоятельством взимания налога, так как он позволяет владельцу получить определенный доход, прибыль и т.п.

Согласно  существующего налогового законодательства Российской Федерации к объектам налогообложения относят: материальные объекты - имущество физических и юридических лиц, доходы физических лиц, прибыль юридических лиц.

 Наряду  с материальными существуют нематериальные объекты, которые также подлежат налогообложению.

Нематериальные  объекты – это объекты, используемые в течение долгосрочного периода  в хозяйственной деятельности и приносящие доход.

 

1.3 Виды  налогов  РФ

 

В зависимости  от плательщиков все налоги можно  разделить на три группы:

- налоги, уплачиваемые физическими лицами;

- налоги, уплачиваемые юридическими лицами;

- налоги, уплачиваемые физическими и юридическими  лицами.

К налогам  и сборам, уплачиваемым только физическими  лицами, относятся: налоги на доходы физических лиц, налоги на имущество физических лиц, налоги на наследство и дарение, социальные налоги (взносы), взимаемые  непосредственно с доходов, полученных физическими лицами, а также отдельные  виды сборов.

К налогам  и сборам, уплачиваемым только юридическими лицами, относятся: налог на прибыль  организаций; налог на имущество  организаций; налоги, служащие источниками образования дорожных фондов; плата за пользование водными объектами; налог на имущество предприятий; лесной налог.

Наиболее  многочисленную группу составляют налоги и сборы, плательщиками которых  могут одновременно выступать как  физические, так и юридические  лица. В Российской Федерации к таким налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина; государственная пошлина; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; налог с продаж; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности; земельный налог; налог на отдельные виды транспортных средств; другие виды налогов и сборов.

Информация о работе Налоговая система РФ и стран с рыночной экономикой