Налоговая система РФ и стран с рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются одним из рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. Так же государство широко использует налоговую политику в качестве регулятора воздействия на изменения рынка. В целом, государство имеет налоговую систему, т.е. взаимосвязанную совокупность действующих существенных условий налогообложения, упорядоченную структуру взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов и налоговых органов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Налоговая система РФ, ее сущность и принципы………………………6
1.1. Понятие и функции налогов…………………………………………………....6
1.2 Субъекты и объекты налогообложения………………………………………..8
1.3 Виды налогов РФ………………………………………………………………..9
1.4 Недостатки налоговой системы России………………………………………12
Глава 2. Налоговые системы стран с рыночной экономикой…………………..14
2.1 Налоговая система США………………………………………………………14
2.2 Налоговая система Франции………………………………………………….17
2.3 Налоговая система Германии…………………………………………………21
Глава 3. Сравнение отдельных налогов и налоговых систем России, и стран с рыночной экономикой……………………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………….33
Список источников…………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ И СТРАН С РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ.docx

— 66.30 Кб (Скачать файл)

Что касается подоходного налога, то во Франции  на него возложены функции стимулирования вкладов населения в сбережения, недвижимость, покупку акций. Все  это создает сложную систему  расчета налога и применения многочисленных льгот и вычетов. Так, из 25 млн. плательщиков фактически платят налог только 15 млн. (52%). Потенциальными плательщиками  являются все физические лица страны, а так же предприятия и кооперативы, не являющиеся акционерными обществами. 

Налог, в  принципе, единый, высчитывается по единой прогрессивной шкале, но вместе с тем он принимает во внимание экономические, социальные, семейные условия  и возраст каждого плательщика. Ставки прогрессии - от 0 до 56,8% в зависимости  от доходов. Ежегодно шкала уточняется, позволяя учесть инфляционные процессы. Подоходный налог должны уплачивать все проживающие во Франции с  доходов, полученных в стране и заграницей с учетом соглашений. 

Принципиальная  особенность - обложению подлежит доход  не физического лица, а семьи. Если плательщик холост, для налога это  семья из одного человека. Налог  уплачивается, начиная с 18 летнего  возраста. 

Обложение осуществляется по совокупному доходу, заявленному в декларации, которая  составляется самим плательщиком один раз в год по доходам за предыдущий год.

Подоходный  налог в Германии прогрессивен. Его  минимальная ставка - 19%, максимальная - 53%. 

Максимальная  ставка налога применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тысяч марок.

В Германии этот налог взимается с физических лиц. По существу, он включает в себя два вида налогов: налог на заработную плату и налог с капитала. Подоходный налог является основным налогом  Германии. На него приходится свыше 40% подоходной части государственного бюджета. Раньше ставка составляла 50%.

Федеральный подоходный налог (income tax) в США довольно "социалистичен", то есть прогрессивен и является самой крупной статьей дохода бюджета США. К примеру, одинокий бездетный гражданин США, живущий в США и не имеющий налого-вычитаемых расходов, будет платить его в следующем размере (цифры примерные):

при годовом  доходе до $6,500: $0

при годовом  доходе от $6,500 до $31,000: 15% * (доход - $6,500)

при годовом  доходе от $31,000 до $66,000: $3,700 + 28% * (доход - $31,000)

и т.д., со следующими ставками 31%, 36%, и 41,6%.

Ставки, впрочем, меняются каждые несколько  лет (как-никак, новый президент, новый  Конгресс каждые 4 года ... была и 80% ставка в свое время), а точки перелома - каждый год (с учетом инфляции).

Подоходным  налогом по вышеупомянутым ставкам  облагается большинство типов дохода: трудовые доходы, дивиденды, проценты по банковским вкладам и долговым облигациям, и т.д.

Подоходные  налоги штатов, районов и городов (state, county, and city income taxes) отличаются друг от друга, как и законы в разных местах. Ставки бывают как фиксированные, так и прогрессивные от 0 до 7% и выше.

В России подоходный налог официально называется Налог на доходы физических лиц. Основная налоговая ставка — 13 %. Некоторые виды доходов облагаются по другим ставкам: 35 %.

Сегодня в России живет около 100 000 человек, чье имущество оценивается в  сумму от 1 миллиона евро до десятков миллиардов евро. Среди богатых людей  много чиновников, представителей власти, в том числе бывших, а также  бизнесменов и предпринимателей.

Величина  подоходного налога в России плоская  и одна для всех - 13 процентов и  не зависит от величины доходов, кроме  того, в России нет налога на имущество  и предметы роскоши.

Богатые люди сами себе посредством лоббирования своих интересов установили именно такую величину налога.

Для сравнения  в США и в Германии приняты  прогрессивные шкалы начисления подоходного налога.

Значение  нижнего порога этой шкалы сравнимо с Российским показателем, а значение верхнего порога, предназначенного для  начисления подоходного налога богатым  людям, превышает 40%.

В Государственную  Думу внесен законопроект «О внесении изменений в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Изменения предусматривают введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, которая может заменить плоскую шкалу налогообложения, введенную в 2001 году.

Законопроект  предполагает, что граждане, зарабатывающие менее 60 тысяч рублей в год, получат  снижение подоходного налога до 5% (с нынешних 13%). Для доходов граждан от 60 до 600 тысяч рублей в год ставка налога повысится на 2 процентных пункта и составит 15%.

Основной  же удар по кошельку придется на долю тех  граждан, что зарабатывают в среднем  за месяц от 50 тысяч рублей и выше. Так, на доход от 600 тысяч до 3 млн. рублей в год налог составит 25%, для доходов граждан от 3 до 12 млн. в год - 35%, и для рублевых миллионеров, зарабатывающих от 12 млн. рублей в год – 45%.

Главная особенность налоговой системы Франции то, что обязательные отчисления в государственные и общественные кассы складываются из двух крупных, примерно равных по объему, категорий: налоги (прямые, косвенные и местные), составляющие около 51 процента обязательных выплат, а также взносы в социальную кассу, объем которых составляет почти 49 процентов обязательных отчислений.

Таким образом, французской налоговой системе  свойственно:

-  социальная  направленность,

-  преобладание  косвенных налогов, 

-  особая  роль подоходного налога,

-  учет  территориальных аспектов,

-  гибкость  системы в сочетании со строгостью,

-  широкая  система льгот и скидок,

-  открытость  для международных налоговых  соглашений.

Отличительная черта налоговой системы Франции  – высокая доля взносов в фонды  социального назначения (ФСН).

Рассматривая  налоговую систему Франции в  сравнении с российской, можно говорить о ее большей эффективности. Многие ее достоинства почти зеркально проецируются в область проблем российской налоговой системы: слабый территориальный аспект, низкая собираемость, слабо выраженные социальные функции, противоречивость многих налогов. Но здесь следует учитывать период времени, в течение которого развивались системы. Российская налоговая система только формируется. Ее преимущества в том, что в собственном развитии она может использовать опыт многих стран мира. И французский опыт также был бы полезен. Среди черт, которые можно позаимствовать у французской налоговой системы в первую очередь социальную направленность и территориальный аспект.

Рассматривая  налоги Франции в международном  аспекте, можно отметить значительное количество международных налоговых  соглашений. 

При всей самобытности своей системы страна стремится к сближению с налоговыми системами других стран мира. Это  является положительной тенденцией в контексте мировой налоговой  гармонизации.

В Германии считают, что налоги должны быть по возможности минимальными. Там укоренились следующие принципы, на которых строится система налогообложения:

- затраты  на взимание налогов должны  быть минимально необходимыми;

- налоги  не должны препятствовать конкуренции; 

- налоги  должны быть нацелены на более  справедливое распределение доходов; 

- система  должна строиться из уважения  к частной жизни человека.

Налоговая система должна исключать двойное  налогообложение. Величина налогов  должна соответствовать размеру  государственных услуг, включая  защиту человека и все остальное, что гражданин может получить от государства.

Налоговые системы России и Германии имеют  много схожего. Налоговая система  федеративной Германии основана, как  и российская, на принципе множественности  налогов (их около 50 видов). В России также около 80 % бюджетных доходов  обеспечивают налоги. В России, как  и в Германии, налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные, которые в свою очередь поступают  в разных пропорциях в различные  бюджеты. Многие виды налогов Германии перекликаются с налогами России. Однако в Германии насчитывается  больше видов налогов, и большинство  из них имеют свою специфику, приобретенную  в ходе исторического процесса.

Необходимо  отметить некоторые основные положительные  моменты, характерные для системы  сбора налогов в США, влияющие на поступление налогов в государственную  казну, которые могут быть учтены при становлении эффективного налогового контроля в России.

Хорошо  развитая и финансируемая автоматизация  системы сбора налогов, а также  распространение системы безналичных  расчетов.

Большое значение деловой и финансовой репутации  бизнесмена на Западе. Информация об уклонении  от уплаты налогов или о наличии  проблем с налоговыми органами может  пагубно сказаться на дальнейшем развитии бизнеса, “отпугнуть” деловых  партнеров.

Систематизация  опыта работы налоговых служб  и правоохранительных органов, их хорошая  техническая оснащенность, высокий  авторитет у граждан и субъектов  финансово-хозяйственной деятельности.

Горизонтальные  и вертикальные механизмы сотрудничества налоговых служб, отработанные в  США.

На Западе налоговое законодательство более  детализировано, отсутствуют основания  для разных толкований и интерпретации. Положительным моментом является также  и устоявшаяся налоговая система  государств.

Разумная  дифференциация санкций за налоговые  правонарушения и преступления. Практика ограничения виновных в некоторых  гражданских правах. Например, лишение  права участвовать в выборах, лишение водительских прав являются действенными мерами предупреждения налоговых  преступлений.

Относительно  стабильная экономическо-политическая ситуация.

Налоговые преступления рассматриваются в  тесной связи с легализацией денежных средств, полученных незаконным путем, проявлениями теневой экономики. Они  рассматриваются как тяжкие преступления против общества или государства.

Отлаженная  система возмещения причиненного государству  финансового вреда. Возложение взыскания  на личное имущество должника, возможность  конфискации имущества.

Опыт, в  частности США, привлечения к  уголовной ответственности юридических  лиц за налоговые преступления может  быть очень полезен для российского  налогового и уголовного законодательства, ведь уклонение от уплаты налогов  осуществляется зачастую не только в  личных интересах руководителя фирмы, но и в интересах предприятия, где присутствуют интересы всех учредителей.

Следует отметить, что, сколько бы ни велось споров о применении тех или иных мер по повышению эффективности  работы налоговых органов, изучение зарубежного опыта, безусловно, заслуживает  большого внимания в нашей стране, стоящей на пути реформирования своей  налоговой системы, превращения  ее в важнейший инструмент развития экономики и повышения уровня жизни населения.

 

 

Заключение

 

В широком  смысле под налогом понимается взимаемый  на основе государственного принуждения  и не носящий характер наказания  или компенсации обязательный безвозмездный  платеж.

В России действует трехуровневая система  налогообложения, включающая федеральные  налоги, налоги субъектов Российской Федерации, местные налоги.

Налоги  формируют бюджеты: федеральные, региональные, местные. Как правило, налоги взимаются  с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной  власти. Платежи так же выступают  средством образования различного рода фондов, таких как ПФ, ФСС, ТФОМС, ФФОМС 

В экономическом  смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости  – национального дохода, выступают  частью единого процесса воспроизводства  и специфической формой производственных отношений. При перераспределении  национального дохода налоги обеспечивают государственную часть новой  стоимости в денежной форме. Часть  национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет  одностороннюю направленность от налогоплательщика  к государству.

Россия  и страны с рыночной экономикой имеют  налоговую систему, т.е. взаимосвязанную  совокупность действующих существенных условий налогообложения или  так называемую упорядоченную структуру  взаимосвязанных налогов, взимаемых  в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов  и налоговых органов.

Налоговые системы стран с рыночной экономикой, помимо фискальной функции наполнения бюджета, успешно выполняют функции  регулирования экономического и  социального развития и внешнеэкономических  связей. Последнему способствуют таможенные пошлины, акцизы, НДС. Система налогов  является трех- или двухуровневой. При  этом общегосударственные налоги играют ведущую роль, а местные — вспомогательную роль, хотя их значение и соотношение в разных странах весьма различно. Например, в США общегосударственными обычно выступают прямые налоги, среди которых главными являются подоходный налог с физических лиц и налог на доходы корпораций. Местные органы управления имеют в виде основных собственных источников доходов поимущественное и поземельное обложение. Законодательство в области налогообложения, в том числе местных налогов, сохраняет в своих руках государство.

Налоги  обеспечивают государство денежными  ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны. Налоги могут выступать как эффективный  финансовый регулятор.

Информация о работе Налоговая система РФ и стран с рыночной экономикой