Налоговая система РФ и стран с рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются одним из рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. Так же государство широко использует налоговую политику в качестве регулятора воздействия на изменения рынка. В целом, государство имеет налоговую систему, т.е. взаимосвязанную совокупность действующих существенных условий налогообложения, упорядоченную структуру взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов и налоговых органов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Налоговая система РФ, ее сущность и принципы………………………6
1.1. Понятие и функции налогов…………………………………………………....6
1.2 Субъекты и объекты налогообложения………………………………………..8
1.3 Виды налогов РФ………………………………………………………………..9
1.4 Недостатки налоговой системы России………………………………………12
Глава 2. Налоговые системы стран с рыночной экономикой…………………..14
2.1 Налоговая система США………………………………………………………14
2.2 Налоговая система Франции………………………………………………….17
2.3 Налоговая система Германии…………………………………………………21
Глава 3. Сравнение отдельных налогов и налоговых систем России, и стран с рыночной экономикой……………………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………….33
Список источников…………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ И СТРАН С РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ.docx

— 66.30 Кб (Скачать файл)

Налогообложение опирается на государственную систему  бухучета, которая является обязательной.

Налог на добавленную стоимость.

Существует 4 вида ставок НДС:

1. 18,6% - нормальная  ставка на все виды товаров  и услуг; 

2. 33,33 - предельная  ставка на предметы роскоши,  машины, алкоголь, табак; 

3. 7% - сокращенная  ставка на товары культурного  обихода (книги); 

4. 5,5% - на  товары и услуги первой необходимости.

Сейчас  наблюдается тенденция к снижению ставок и переходу к двум ставкам - 18,6% и 5,5%.

Законами  Франции предусмотрено два вида освобождения от НДС: 

1. Окончательное: компенсация НДС по экспорту и в результате различных ставок при покупке и продаже. От уплаты НДС освобождается три вида деятельности: медицина и медицинское обслуживание;  образование; деятельность общественного и благотворительного характера. Так же освобождаются все виды страхования, лотереи, казино.

2. Существует  список видов деятельности, где  предусмотрено право выбирать  между НДС и подоходным налогом: сдача в аренду помещений для любого вида экономической деятельности; финансы и банковское дело; литературная, спортивная, артистическая деятельность, муниципальное хозяйство.    Льготы по НДС имеют предприятия, делающие инвестиции. Они заключаются в вычете из НДС сумм, направляемых на инвестиции. В целом, французский НДС представляет собой более гибкую структуру, нежели российский. Это проявляется в широкой системе скидок и льгот.

Важная  особенность французского НДС - это  возможность его уменьшения на сумму, направленную на инвестиции. Но при  всей своей гибкости французский  НДС обеспечивает 45% всех налоговых  поступлений, что говорит о его  эффективности.

Подоходный  налог.

На подоходный налог возложены функции стимулирования вкладов населения в сбережения, недвижимость, покупку акций. Все  это создает сложную систему  расчета налога и применения многочисленных льгот и вычетов. Так, из 25 млн. плательщиков фактически платят налог только 15 млн. (52%). Потенциальными плательщиками  являются все физические лица страны, а так же предприятия и кооперативы, не являющиеся акционерными обществами. Налог, в принципе, единый, высчитывается  по единой прогрессивной шкале, но вместе с тем он принимает во внимание экономические, социальные, семейные условия  и возраст каждого плательщика. Ставки прогрессии - от 0 до 56,8% в зависимости  от доходов. Ежегодно шкала уточняется, позволяя учесть инфляционные процессы. Подоходный налог должны уплачивать все проживающие во Франции с  доходов, полученных в стране и заграницей с учетом соглашений. Принципиальная особенность - обложению подлежит доход  не физического лица, а семьи. Если плательщик холост, для налога это  семья из одного человека. Налог  уплачивается, начиная с 18 летнего  возраста. 

Обложение осуществляется по совокупному доходу, заявленному в декларации, которая  составляется самим плательщиком один раз в год по доходам за предыдущий год.

Налог на акционерные общества.

Доля  налога на прибыль Акционерных Обществ в общей сумме налоговых поступлений составляет 10% и имеет тенденцию к снижению. Это связано с постоянным снижением ставки. Данный налог применяется только к АО.

Среди главных  черт французской налоговой системы  следовало бы выделить такие, как:

-  социальная  направленность,

-  преобладание  косвенных налогов,

-  особая  роль подоходного налога,

-  учет  территориальных аспектов,

-  гибкость  системы в сочетании со строгостью,

-  широкая  система льгот и скидок, -  открытость  для международных налоговых  соглашений.

Отличительная черта налоговой системы Франции  – высокая доля взносов в фонды  социального назначения (ФСН).

 

2.3 Налоговая система Германии

 

В Германии, наиболее крупные налоговые источники формируют сразу три или два бюджета. Подоходный налог с физических лиц является основным источником государственных доходов. Он распределяется следующим образом: 42,5% поступлений направляется в федеральный бюджет, 42,5% - в бюджет соответствующей земли и 15% - в местный бюджет. Налог на корпорации делится в пропорции 50% на 50% между федеральным и земельным бюджетами. Налог с продаж также распределяется по всем трем бюджетам, но соотношения часто изменяются. Налог с продаж служит регулирующим источником доходов. За счет него происходит выравнивание финансового положения земель. Германия одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. 

Принципиальным  отличием налоговой системы Германии от французской является наличие налога с продаж вместо НДС. В государственных доходах он составляет примерно 28% - второе место после подоходного налога и служит регулирующим источником. Его общая ставка - 15%. Налог на доходы корпораций взимается с балансовой прибыли компании. Ставка налога на нераспределенную прибыль - 50%, а на прибыль, распределенную по дивидендам - 36%. Проценты по ссудам не облагаются налогом, а дивиденды выплачиваются из прибыли за минусом налога. Подоходный налог в Германии прогрессивен. Его минимальная ставка - 19%, максимальная - 53%. Максимальная ставка налога применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тысяч марок. Социальные отчисления от фонда заработной платы составляют 6,8%. Сумма отчислений, как и в США, делится в равной пропорции между предпринимателем и работником. Местные налоги носят не столько фискальный характер, сколько с их помощью регулируется деловая активность в регионах. 

Налоговая система Германии характеризуется  наличием многочисленных видов (около 60) прямых и косвенных налогов. Доля налогов в валовом национальном продукте Германии составляет примерно 23%. 

Согласно  Основному закону существующие в  стране налоги подразделяются на: федеральные, земельные и общинные. Общая сумма налоговых поступлений делится примерно на следующие части: федерация – 48%, земли – 34%, общины – 13%. Имеются также ряд других налогов, которые поступают одновременно в определенном соотношении в бюджеты федерации и земель. Налоговая система федерации, земель общин имеет соответствующую правовую базу. Налоговая система распространяется на все филиалы иностранных компаний и на фирмы с участием иностранного капитала. Среди всех существующих в стране налогов можно выделить группу основных, прямых и косвенных. К ним относятся следующие:

1. Подоходный  налог. Этот налог взимается  с физических лиц. По существу, он включает в себя два вида  налогов: налог на заработную  плату и налог с капитала. Подоходный  налог является основным налогом  Германии. На него приходится  свыше 40% подоходной части государственного  бюджета. Предельная ставка подоходного налога – 53%.

2. Налог  на корпорации или корпоративный  налог взимается с прибыли  юридических лиц. Для нераспространенной  прибыли федеральная ставка корпоративного налога составляет 45%, а на распределенную в различных формах прибыль – 30%.

3. Промысловым  налогом облагаются не результаты  деятельности физических и юридических  лиц, а капитал и доход предприятия  как субъекта хозяйства, функционирующего  на данной территории. Им облагаются  все предприятия в данной местности,  за исключением сельскохозяйственных и ремесленных. Федеральная ставка этого налога определяется муниципальными органами.

4. Поимущественный  налог. Этим налогом облагается  так называемая стоимость имущества,  то есть суммарная оценка всех  элементов недвижимости и движимого  имущества, с которого извлекается  прибыль. Ставка этого налога  находится в диапазоне от 0.6% до 1%. От взимания поимущественного  налога освобождаются владельцы  участий в компаниях, если их  доля не превышает 10%. 5. Налог  с продаж, налог с оборота. Этим  налогом облагается конечный  потребитель в частной и государственной  сфере потребления товаров и  услуг. Фиксированная ставка этого  налога – 14%. На ограниченный  ряд товаров (например, на книги)  действует льготная ставка в  размере 7%.

6. Поземельным  налогом облагаются земельные  участки предприятий, лесное хозяйство,  сельскохозяйственные угодий. Диапазон  ставок налога – 0,6 – 3,1%.

Налогоплательщики Германии представляют финансовым органам  декларации, как правило, раз в  год, после окончания финансового  года. На основании декларации налоговые  органы представляют требования об уплате налогов. Налогоплательщик выплачивает  налог авансом четырьмя квартальными взносами на базе налоговой декларации за предыдущий взнос. В связи с  экономическим и благоприятным  географическим расположением в  центре Европы, Германия является одной  из самых динамично развивающихся  Европейских государств.

Следует отметить, что организация налогообложения  в Германии основывается на принципах, которые были заложены еще Л. Эрхардом:

1) налоги  должны быть по возможности  минимальными;

2) при  налогообложении того или иного  объекта должны учитываться 

экономическая целесообразность взимания налога;

3) налоги  не должны препятствовать конкуренции;

4) налоги  должны соответствовать структурной  политике;

5)система  налогообложения должна строиться  на уважении частной жизни  налогоплательщика, соблюдении коммерческой  тайны;

6) в системе  должно быть исключено двойное  налогообложение;

7) налоги  должны обеспечивать справедливое  распределение доходов в обществе;

8) величина  налогов должна находиться в  соответствии с размером, оказываемых  государством услуг.

Законодательной базой налогообложения в Германии служит основной и всеобъемлющий  закон, в котором определены не только общие условия и процессуальные принципы налогообложения (порядок  расчета, взаимоотношения и полномочия по их взиманию), но и виды налогов, а  также распределение налоговых  поступлений между федерацией, землями  и общинами.

В отличие  от России в Германии применяется  как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов. Существуют также  некоторые особые налоги характерные  только для Германии (налог на уксус  и т.д.).

В связи  с реформированием налоговой  системы России система налогообложения  Германии представляет значительный интерес  для российских законодателей. Детальное  изучение налоговой системы Германии может послужить верным помощником для совершенствования налоговой  системы России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Сравнение отдельных налогов и налоговых систем России, и стран с рыночной экономикой

 

Во Франции  существует 4 вида ставок НДС:

1. 18,6% - нормальная  ставка на все виды товаров  и услуг; 

2. 33,33 - предельная  ставка на предметы роскоши,  машины, алкоголь, табак; 

3. 7% - сокращенная  ставка на товары культурного обихода; 

4. 5,5% - на  товары и услуги первой необходимости.   

Наблюдается тенденция к снижению ставок и  переходу к двум ставкам - 18,6% и 5,5%.

Принципиальным  отличием налоговой системы Германии от французской является наличие налога с продаж вместо НДС. В государственных доходах он составляет примерно 28% - второе место после подоходного налога и, как отмечалось выше, служит регулирующим источником. Его общая ставка - 15%.

Средняя совокупная ставка налога с продаж, который взимается на уровне штатов, округов и муниципалитетов США, в конце 2012 года достигла 8,8 процента. По сравнению с 2011 годом налог с продаж увеличился примерно на 0,05 процента.

Максимальная  ставка НДС в Российской Федерации  после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %.

Для некоторых  продовольственных товаров и  товаров для детей в настоящее  время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров  — ставка 0 %. Установлен также ряд  товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в частности, лицензированные образовательные услуги).

В большинстве  стран мира применяется именно налог  на добавленную стоимость. Например, во Франции — одной из наиболее конкурентоспособных европейских экономик — существование этого налога не препятствует высоким темпам экономического роста. США являются одной из немногих развитых стран, где вместо НДС используется налог с продаж. Однако в США роль косвенных налогов в принципе является ограниченной и основной вопрос налоговой политики — выбор не между НДС и налогом с продаж, а между прямым и косвенным налогообложением. 

Перейдя от НДС к налогу с продаж, Россия останется в меньшинстве, но это не будет такой уж проблемой, если представить, что властям удастся обеспечить приемлемый уровень собираемости налога с продаж и воспользоваться всеми преимуществами, которые он дает производителям.

Как показывает реальность, правительство в отчаяние от того, что не может научиться  администрировать НДС, но администрировать налог с продаж будет не проще, а сложнее.

Информация о работе Налоговая система РФ и стран с рыночной экономикой