Налоговая система РФ и стран с рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются одним из рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. Так же государство широко использует налоговую политику в качестве регулятора воздействия на изменения рынка. В целом, государство имеет налоговую систему, т.е. взаимосвязанную совокупность действующих существенных условий налогообложения, упорядоченную структуру взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов и налоговых органов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Налоговая система РФ, ее сущность и принципы………………………6
1.1. Понятие и функции налогов…………………………………………………....6
1.2 Субъекты и объекты налогообложения………………………………………..8
1.3 Виды налогов РФ………………………………………………………………..9
1.4 Недостатки налоговой системы России………………………………………12
Глава 2. Налоговые системы стран с рыночной экономикой…………………..14
2.1 Налоговая система США………………………………………………………14
2.2 Налоговая система Франции………………………………………………….17
2.3 Налоговая система Германии…………………………………………………21
Глава 3. Сравнение отдельных налогов и налоговых систем России, и стран с рыночной экономикой……………………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………….33
Список источников…………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ И СТРАН С РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ.docx

— 66.30 Кб (Скачать файл)

В зависимости  от объекта обложения налоги подразделяются на следующие группы:

- налоги  на доходы;

- налоги  на имущество;

- налоги  на реализацию товаров (работ,  услуг);

- налоги  на определенные виды расходов;

- налоги  на совершение определенных операций;

- налоги  и сборы за право осуществления  определенных видов деятельности.

Налоги  на доходы подразделяются на налоги, взимаемые  с совокупного дохода и налоги, взимаемые с отдельных видов доходов. В Российской Федерации к налогам, взимаемым с совокупного дохода плательщиков, относятся налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций.

Налоги  на имущество подразделяются на налоги, взимаемые с совокупной стоимости  имущества и налоги, взимаемые  с отдельных видов имущества. К общеимущественным налогам  относятся налоги, с совокупной стоимости  различных видов имущества.

Налоги, взимаемые на всей территории государства, - это федеральные налоги, вводимые на общегосударственном уровне. При  этом на общегосударственном уровне могут устанавливаться какие-либо ограничения по взиманию налогов  на отдельных территориях. К налогам, взимаемым на отдельных территориях  государства, относятся налоги регионов, а также налоги, устанавливаемые  и вводимые органами местного самоуправления.

 

Таблица 1.1

Виды налогов и сборов в РФ

Федеральные налоги и сборы

Региональные налоги

Местные налоги

1. налог  на добавленную стоимость;

2. акцизы;

3. налог на доходы физических лиц;

4. единый социальный налог;

5. налог на прибыль организаций;

6. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

7. водный налог;

8. государственная пошлина;

9. налог на добычу полезных ископаемых.

1. транспортный налог;

2. налог на игорный бизнес;

3. налог на имущество организаций.

1. земельный налог;

2. налог на имущество физических лиц.


 

 

 

 

 

 

1.4 Недостатки налоговой системы России

 

Оптимально  построенная налоговая система  должна не только обеспечивать финансовыми  ресурсами потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика  к предпринимательской деятельности, обязывать его к постоянному  поиску путей повышения эффективности  хозяйствования.

Мировой опыт налогообложения показывает, что  изъятие у налогоплательщика  до 30-40% от дохода является пределом, после  которого начинается процесс сокращения сбережений, а тем самым и инвестиций в экономику. Если же число налогов  предусматривает изъятие у налогоплательщика  более 40-50% его доходов, то это полностью  ликвидирует стимулы к предпринимательской  инициативе и расширению производства.

В мировой  налоговой практике в качестве показателя налоговой нагрузки на макроуровне служит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов к объему полученного валового внутреннего продукта.

В Российской экономике по различным оценкам  от 25 до 40% ВВП создается в теневом  секторе экономики, подавляющая  часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения  в консолидированный бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате законопослушные налогоплательщики, а это, в основном, легальные товаропроизводители производят отчисления в государственную казну в виде налогов, составляющих более половины произведенного ВВП. Немногие предприятия могут выдержать такую нагрузку.

Другая  проблема сводится к тому, что доля изъятия через налоги около 33% ВВП  рассчитана, исходя из фактически уплаченных или же запланированных к поступлению  в бюджет налогов. Однако из-за хронических  недоплатежей в бюджет долги превышают предполагаемые поступления налоговых отчислений.            Налоги должны распределяться в равной степени между федеральным центром и регионами. Однако самые собираемые налоги уходят в Москву, а оставшиеся на местах должным образом не собираются.

Еще одна проблема заключается в том, что  наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения  и т.д. Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб. Этого  сложно избежать из-за высокого динамизма  процессов, которые происходят в  хозяйственной жизни страны. Другое дело, что не все новшества оправданы.

Наиболее  спорным на сегодняшний день является вопрос о тяжести налогового бремени. Налоговая система России строилась  по образу и подобию налоговых  систем западных стран. В некоторых  случаях налоговые ставки вообще не отличаются от западных аналогов.

Проблематичен также вопрос неравномерности распределения  налогов между категориями плательщиков. Практически не предусмотрена градация и соответствие уровня налоговых  отчислений налогоплательщиков в зависимости  от уровня их доходов. К тому же весь упор налоговой службы направлен  на тех налогоплательщиков, которых  легко проверить (т.е. мелких и средних  предпринимателей), тогда как основная часть уходит от оплаты налогов как на законном, так и на незаконном основании.

Несмотря  на очевидную необходимость реформирования налоговой системы, ее кардинальная ломка привела бы лишь к негативным последствиям. Очевидно, что налоговые  реформы будут проводиться исходя из того, что существующая система  совокупности налогов, механизмов их исчисления и методов контроля не должна принципиально  измениться.

 

 

Глава 2. Налоговые системы стран с рыночной экономикой

 

2.1 Налоговая система США

 

Бюджетное устройство американской федерации  регламентируется Конституцией США, принятой в 1787 году.

Бюджетное устройство США является федеративным и состоит из трёх уровней:

1. Федеральный бюджет;

2. Бюджеты 50 штатов – членов федерации;

3. Бюджетов 12,7 тыс. административных, хозяйственно-предпринимательских, культурно-просветительских и других местных подразделений.

Федеральный бюджет в США представляет собой  регулярно утверждаемую подробную  смету всех правительственных расходов и доходов, распределяемых по источникам поступлений, основным направлениям и  программам расходования средств. Бюджетные  доходы состоят из налоговых и  неналоговых поступлений, причём первые составляют большую часть. Финансовую стратегию государства определяет администрация президента.

Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный  бюджет. На его долю приходится примерно 70% доходов и расходов. 

Структура доходной части федерального бюджета США  за 2012г. (%)

 

Как видим, самой крупной статьей доходов  является подоходный налог с населения.

Федеральный подоходный налог (income tax) в США довольно "социалистичен", то есть прогрессивен. Его ставка от 0 до 41,9%

Подоходным  налогом по вышеупомянутым ставкам  облагается большинство типов дохода: трудовые доходы, дивиденды, проценты по банковским вкладам и долговым облигациям, и т.д.

Подоходные  налоги штатов, районов и городов (state, county, and city income taxes) отличаются друг от друга, как и законы в разных местах. Ставки бывают как фиксированные, так и прогрессивные от 0 до 7% и выше.

Отчисления  на социальное страхование - вторая по величине статья доходов. Они вносятся как работодателем, так и наемным  работником. В отличие от европейских  стран, где основную часть данного  взноса делает работодатель, в США  он делится пополам.

Налог на доходы корпораций занимает лишь третье место в доходах бюджета. Его основная ставка - 35%. Но вносится он ступенчато, что чрезвычайно важно для средних и малых предприятий. Налоги на доходы корпораций взимаются также и в бюджеты штатов. Ставка обычно стабильна, хотя встречается и градуированная шкала штатного налога.

Важное  место в системе государственных  финансов занимают специальные фонды, функционирующие как самостоятельные  финансовые учреждения. Они представляют собой совокупность денежных ресурсов, имеющих целевое назначение. Доходы фондов формируются за счёт налоговых  и неналоговых поступлений, а  также средств федерального бюджета.

Источниками федеральных доходов являются налог  на доходы физических лиц, налог на прибыль корпораций, налоги социального  страхования, акцизы, налоги на имущество  и на дарение, таможенные пошлины. Налог  на доходы физических лиц даёт почти  половину всех доходов и составляет почти 10% ВНП. 

Пошлины и многочисленные прочие источники  вносят гораздо меньший вклад  в доходную часть американского  бюджета, по сравнению со сбором налогов.

Крупнейшей  составляющей прочих поступлений являются доход Федеральной Резервной  Системы, которые учитываются в  качестве поступлений с момента  перевода на счета Казначейства.

На сегодняшний  день США является безусловным мировым  лидером во многих направлениях, функционирование этого огромного государства  обеспечивает эффективная налоговая  система. Не смотря на то, что она признана одной из самых сложных налоговых систем в мире, со своими задачами она справляется на сто процентов.

Всеми вопросами, имеющими отношение к уплате налогов, занимается Internal Revenue Service (IRS) – Налоговое управление США. Федеральным органом налогового контроля является Служба Внутренних Доходов.   Американские законы охраняют интересы налогоплательщиков, предоставляя им немалые права.

Современную налоговую систему в Соединенных  Штатах в целом характеризуют  следующие черты:

- прогрессивный характер налогообложения:

- дискретность налоговых начислений – каждая более высокая ставка применима лишь к строго определенной части облагаемой суммы;

- регулярное изменение в законодательном порядке действующих ставок налогообложения;

- универсальность обложения – при равенстве сумм дохода обычно действуют одинаковые налоговые ставки;

- наличие большого количества целевых скидок, льгот и исключений;

- обособленность от налоговых сборов в фонды социального обеспечения;

- фиксированный минимальный уровень индивидуальных доходов, не подлежащий налогообложению.

Практическая  реализация фискальной функции в  налоговой системе США характеризуется  в первую очередь тем, что в  ее основе лежит налогообложение физических лиц. При этом основными видами налогов являются:

- подоходный налог, за счет которого формируются более 40% доходов федерального бюджета и примерно такая же доля налоговых доходов штатов;

- отчисления в фонды социального страхования, которые в равных долях делают наниматель и рабочие.

 

2.2 Налоговая система Франции

 

Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог  на добавленную стоимость. В настоящее  время система обладает стабильностью  в отношении перечня взимаемых  налогов и сборов, правил их применения. Ставки же налогов ежегодно пересматриваются с учетом экономической ситуации и направления экономико-социальной политики государства. Среди главных  черт французской налоговой системы  следовало бы выделить такие, как  социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного  налога, учет территориальных аспектов, гибкость системы в сочетании  со строгостью, широкая система льгот и скидок, открытость для международных налоговых соглашений. Отличительная черта налоговой системы Франции - высокая доля взносов в фонды социального назначения (ФСН).

Налоги  и сборы формируют около 90% бюджета  государства. Сборы осуществляются единой службой. Основные виды налогов - косвенные, прямые, гербовые сборы. Преобладают  косвенные налоги. 50% от косвенных  налогов составляют НДС. Существует строгое деление на местные налоги и налоги, идущие в центральный  бюджет. Основные Федеральные налоги: НДС, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, пошлины на нефтепродукты, акцизы, налог на собственность, таможенные пошлины, налог на прибыль от ценных бумаг и др. Основные местные налоги: туристский сбор, налог на семью (состоит из трех налогов: на жилье, земельный налог на здания и постройки, налог на землю), налог на профессию, налог на уборку территории, налог на использование коммуникаций, налог на продажу зданий. В целом, местные налоги составляют 30% общего налогового бремени, они же наполняют 40% местных бюджетов.

Французские налоги взаимоувязаны в целостную  систему, в которой существует механизм защиты от двойного налогообложения. Местные  органы имеют достаточно широкие  права в этой области, но ограничены рядом условий. В течение ряда последних лет наблюдается тенденция  снижения ставок с одновременным  расширением базы за счет отмены льгот  и привилегий. Организацией налогообложения  в стране занимается налоговая служба, функционирующая в составе Министерства экономики, финансов и бюджета. Ее возглавляет  Главное налоговое управление. В  его подчинении находится 80 000 служащих. Они сконцентрированы в налоговых  центрах (их 830) и в 16 информационных центрах. Налоговые центры рассчитывают налоговую базу по каждому налогу, собирают платежи и контролируют правильность уплаты. Налогообложение  основывается на декларации о доходах  и контроле ее правильного составления. 

Информация о работе Налоговая система РФ и стран с рыночной экономикой