Налоговая система РФ, принципы ее построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:10, доклад

Описание работы

Налог – обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащим им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Сбор – обязательный взнос взимаемый с организаций или физических лиц уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сборов значимых действий включая предоставления определенных прав или выдачу разрешений.

Файлы: 1 файл

Налоги.docx

— 119.05 Кб (Скачать файл)

Налог – обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащим им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос взимаемый с организаций или физических лиц уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сборов значимых действий включая предоставления определенных прав или выдачу разрешений.

 

Функции налогов:

  1. Фискальная – формирование финансовых ресурсов государства.
  2. Социальная – затрагивает проблемы справедливости налогообложения и реализуется по средствам.

- использование прогрессивной шкалы налогообложения;

- применение налоговых скидок;

- введение акцизов на  предметы роскоши;

- введение структуры налоговой системы ряда отчислений, направленных во внебюджетные фонды: фонд социального страхования, фонд обязательного пенсионного страхования, фонд обязательного медицинского страхования.

  3. Контрольная состоит в количественном отражении из соответствия налоговых поступлений и платежей.

  4. Регулирующая предназначена решать посредством налогового механизма задачи налоговой политики государства.

 

Классификация налогов:

  1. По способу взимания:

- прямые, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества;

- косвенные, которые включаются  в цены товаров, работ, услуг  (НДС, акциз);

- пошлинные сборы.

2. По уровню  управления:

2.1. Федеральные налоги (НДС,  акциз, НДФЛ, налог на прибыль  (сборы за пользование объектами  животного мира и водных биологических  ресурсов; водный налог; гос.пошлина), налог на добычу полезных ископаемых).

2.2. налог на имущество  организаций (max 2,2%), транспортный налог, налог на игорный бизнес)

2.3. местные налоги (земельный  налог и налог на имущество  физических лиц)

2.4. Специальные налоговые режимы (распределяются между тремя): УСН, ЕНДВ, патентная, система налогообложения для с/х производителей единый с/х налог, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции).

 

3.По целевой  направленности: 1) общие налоги предназначены для формирования доходов гос.бюджете в целом (НДС, НДФЛ); 2) целевые налоги и отчисления, которые вводятся для финансирования конкретного направления гос.расходов: страховые взносы.

 

4.По субъекту  налогоплательщика: физ.лица, юридические лица, смешанные (транспортный и земельный налог).

5.По уровню  бюджета:

- закрепленные (за конкретным бюджетом)

- регулирующие (налог на  прибыль разные бюджеты)

6.По характеру  бухгалтерского учета:

- налоги включаемые в цену продукции;

- налоги включаемые в себестоимость продукции

- за счет финансовых  результатов (налог на прибыль,  налог на имущество юридических  лиц)

7.По срокам  уплаты:

- срочные (госпошлина)

- периодично-календарные  налоги:

   Декадные (акцизы)

   Ежемесячные (страх.взносы, НДФЛ, НДС)

   Квартальные (налог  на имущество, транспортный налог,  налог на прибыль).

 

 

 

 

1.Законодательство  РФ о налогах и сборах.

     Законодательство  о налогах и сборах — это упорядоченная система норм и правил, содержащихся в законах и регулирующих отношения в сфере налогообложения. Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс. В нем устанавливаются и регламентируются виды налогов и сборов, порядок, особенности и сроки их расчета, начисления и уплаты, налоговые льготы, субъекты (налогоплательщики — физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели) и объекты налогообложения (прибыль, доходы, имущество, сделки, финансовые операции и тому подобное), юридическая ответственность за неисполнение законодательства о налогах и сборах.

Законодательство о налогах и сборах Российской Федерации представляет собой трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

- федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;

- регионального законодательства; в соответствии с Налоговым кодексом субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;

- нормативно-правовых актов  органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления  и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ. 

    Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Основные начала законодательства о налогах и сборах

        1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

        2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

        3. Налоги  и сборы должны иметь экономическое  основание и не могут быть  произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

        4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Налоговая система  РФ, принципы ее построения.

Налоговая система — совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. Основой налоговой системы являются налоги и сборы. Налог – обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащим им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос взимаемый с организаций и физических лиц уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сборов государственными органами юридически значимых действий включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

     С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

В современных условиях могут  быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

  1. Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.
  2. Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.
  3. Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.
  4. Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.
  5. Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.
  6. Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.
  7. Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации
  8. Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.
  9. Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.
  10. Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.
  11. Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.
  12. Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

Реализация принципов  налогообложения в разных странах  осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической  ситуации. Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Система налогов  и сборов в РФ.

Система налогов  и сборов РФ – это совокупность определенных налогов и сборов, которые образуют группы и тесно связаны между собой. Законодательство РФ о налогах и сборах устанавливает правила и порядок их взимания.

В соответствии с гл. 2 Налогового кодекса РФ система налогов и сборов в РФ состоит из 15 налогов и сборов и 5 специальных налоговых режимов.

Налоговый Кодекс РФ устанавливает систему налогов  и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ.

В систему налогов  и сборов в РФ в настоящее время  не включаются таможенные пошлины и сборы, платежи за пользование лесным фондом, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, регулируемые специальными федеральными законами, которые ранее в нее входили.

Налоговый кодекс РФ разделяет налоги и сборы на три вида в зависимости от их территориального уровня: федеральные налоги и сборы; региональные налоги и сборы; местные налоги и сборы. Федеральные налоги и сборы устанавливаются исключительно НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

К федеральным налогам и сборам относятся: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 5) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых; 8) водный налог; 9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 10) государственная пошлина.

 

Региональные  налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ о налогах, вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях данных субъектов РФ.

К региональным налогам  относятся:

налог на имущество организаций;

налог на игорный бизнес:

транспортный налог

Местными налогами являются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

К местным налогам  относятся:

земельный налог;

налог на имущество физических лиц 

Налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:  объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка;

порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

 

Специальные налоговые  режимы устанавливаются НК РФ и могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 Налогового кодекса РФ. Налоговым кодексом РФ определяется порядок установления таких налогов, порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

К специальным  налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения  в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения  при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Налог на имущество  организаций

Налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщики - организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Объект  налогообложения - движимое и недвижимое имущество (в т.ч. переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. Не признаются объектами налогообложения: 1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы); 2) имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество учитывается по остаточной стоимости.  Налоговая база уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях РФ, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (кроме системы централизованной заправки самолетов, космодрома). Это положение не применяется в отношении законченных капитальных вложений, учтенных в балансовой стоимости указанных объектов до 1 января 2010 года.

Информация о работе Налоговая система РФ, принципы ее построения