Налоговая система РФ, принципы ее построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:10, доклад

Описание работы

Налог – обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащим им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Сбор – обязательный взнос взимаемый с организаций или физических лиц уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сборов значимых действий включая предоставления определенных прав или выдачу разрешений.

Файлы: 1 файл

Налоги.docx

— 119.05 Кб (Скачать файл)

Формами проведения налогового контроля должностными лицами налоговых  органов, таможенных органов, органов  государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции  в соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ являются: *  налоговые проверки; *  получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора; *  проверка данных учета и отчетности; *  осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода; *  другие формы, предусмотренные НК РФ.

Основная форма проведения налогового контроля из перечисленных выше — налоговая проверка, которая подразделяется на камеральную и выездную. Проверки могут носить плановый или внеплановый характер, предусматривать встречный контроль или проводиться без такового.

Одним из способов обеспечения  налогового контроля является постановка на учет в налоговых органах физических и юридических лиц, а также их имущества, являющегося объектом налогообложения, по территориальному принципу. Порядок и условия постановки на учет в налоговых органах определены ст. 83-86 НК РФ.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах  соответственно: 1) по месту нахождения организации1, месту нахождения ее обособленных подразделений; 2) месту жительства физического лица; 3) по месту нахождения принадлежащего налогоплательщику (организации или физическому лицу) недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Порядок осуществления налогового контроля, формы его проведения, а также права и обязанности участников мероприятий налогового контроля, регулируются положениями гл. 14 НК РФ. 
Налоговый контроль осуществляется вышеуказанными органами в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов. При этом непосредственными целями налогового контроля являются: 
выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений; 
предупреждение их совершения в будущем; 
• обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответственности. Для достижений указанных целей налоговыми и иными контролирующими органами используются следующие основные формы (способы) налоговогоконтроля:  
налоговые проверки; 
получение объяснений фискально обязанных лиц; 
проверки данных учета и отчетности; 
осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); 
контроль за расходами физических лиц и др.

15. Производство  по делу о налоговых правонарушениях.

1. Материалы проверки  рассматриваются руководителем  (заместителем руководителя) налогового  органа. В случае представления  налогоплательщиком письменных  объяснений или возражений по  акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие. 
2. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: 
1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; 
2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения; 
3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

3. В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, вправе обжаловать указанное решение в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, арбитражный суд, порядок обжалования решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его местонахождение, другие необходимые сведения. 
4. На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени. 
5. Копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем. Если указанными выше способами решение налогового органа вручить налогоплательщику или его представителям невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки. 
6. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований настоящей статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. 
7. По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые налогоплательщики - физические лица или должностные лица налогоплательщиков-организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении должностных лиц организаций-налогоплательщиков и физических лиц - налогоплательщиков, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 
8. Положения настоящей статьи распространяются также на плательщиков сбора и налоговых агентов.

 

 

 

16. Общие положения  об ответственности за совершение  налоговых правонарушений.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

1. Ответственность за  совершение налоговых правонарушений  несут организации и физические  лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

2. Физическое лицо может  быть привлечено к ответственности  за совершение налоговых правонарушений  с шестнадцатилетнего возраста.

Статья 108. Общие  условия привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения  

1. Никто не может быть  привлечен к ответственности  за совершение налогового правонарушения  иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

2. Никто не может быть  привлечен повторно к ответственности  за совершение одного и того  же налогового правонарушения.

3. Основанием для привлечения  лица к ответственности за  нарушения законодательства о  налогах и сборах является  установление факта совершения  данного нарушения решением налогового  органа, вступившим в силу.

4. Привлечение организации  к ответственности за совершение  налогового правонарушения не  освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

5. Привлечение лица к  ответственности за совершение  налогового правонарушения не  освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени.

6. Лицо считается невиновным  в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет  доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. 

Лицо не может  быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события  налогового правонарушения;

2) отсутствие вины лица  в совершении налогового правонарушения;

3) совершение деяния, содержащего  признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

4) истечение сроков давности  привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения.  

 

Статья 110. Формы  вины при совершении налогового правонарушения  

 

1. Виновным в совершении  налогового правонарушения признается  лицо, совершившее противоправное  деяние умышленно или по неосторожности.

2. Налоговое правонарушение  признается совершенным умышленно,  если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

3. Налоговое правонарушение  признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не  осознавало противоправного характера  своих действий (бездействия) либо  вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

4. Вина организации в  совершении налогового правонарушения  определяется в зависимости от  вины ее должностных лиц либо  ее представителей, действия (бездействие)  которых обусловили совершение  данного налогового правонарушения.  

Статья 111. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения 

1. Обстоятельствами, исключающими  вину лица в совершении налогового  правонарушения, признаются:

1) совершение деяния, содержащего  признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия  или других чрезвычайных и  непреодолимых обстоятельств (указанные  обстоятельства устанавливаются  наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);

2) совершение деяния, содержащего  признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);

3) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым  агентом) письменных разъяснений  о порядке исчисления, уплаты  налога (сбора) или по иным вопросам  применения законодательства о  налогах и сборах, данных ему  либо неопределенному кругу лиц  финансовым, налоговым или другим  уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).

Положение настоящего подпункта  не применяется в случае, если указанные  письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом);

4) иные обстоятельства, которые  могут быть признаны судом  или налоговым органом, рассматривающим  дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

2. При наличии обстоятельств,  указанных в пункте 1 настоящей  статьи, лицо не подлежит ответственности  за совершение налогового правонарушения.  

1. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения  вследствие стечения тяжелых  личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения  под влиянием угрозы или принуждения  либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

2.1) тяжелое материальное  положение физического лица, привлекаемого  к ответственности за совершение  налогового правонарушения;

3) иные обстоятельства, которые  судом или налоговым органом,  рассматривающим дело, могут быть  признаны смягчающими ответственность.

2. Обстоятельством, отягчающим  ответственность, признается совершение  налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

3. Лицо, с которого взыскана  налоговая санкция, считается  подвергнутым этой санкции в  течение 12 месяцев с момента  вступления в законную силу  решения суда или налогового  органа.

4. Обстоятельства, смягчающие  или отягчающие ответственность  за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

Срок давности три года.  

1. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

2. Налоговые санкции устанавливаются  и применяются в виде денежных  взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

3. При наличии хотя  бы одного смягчающего ответственность  обстоятельства размер штрафа  подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению  с размером, установленным соответствующей  статьей настоящего Кодекса.

4. При наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112, размер штрафа увеличивается  на 100 процентов.

5. При совершении одним  лицом двух и более налоговых  правонарушений налоговые санкции  взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Информация о работе Налоговая система РФ, принципы ее построения